Получи документы

Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой

Баглан Абелькенова
Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

-загадки про времена года;

-чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

-беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

-работа в уголке природы по временам года, месяцам;

-рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

-карточки-12 штук;

Публикация «Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

-серп;

-макет комбайна;

-проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Задачи:

-дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

-обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

-развивать умение различать литературные жанры : сказка, загадка;

-закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

-систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону,о количестве недель в месяце,о днях составляющих неделю;

-развивать умение работать в группах.

Ход НОД:

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это?»(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Почему?

Верно, ребята. Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой. Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

- Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

-А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

-Кто скажет сколько месяцев в году?

-Первая тройка птиц к какому относится времени года?

-Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

-Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

-Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

-Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять,на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

-Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

-Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

-Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

-Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

-Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

-А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

-Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

-Назовите эти месяцы?

-Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

-Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

-Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

-Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

-Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

-Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

-Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

-Чему он хотел научить нас?

-Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

Нужно поделиться на две команды и нарисовать любой предмет, придумать про него загадку, не называя его. После того, как дети отгадают загадку, придумать про это сказку.

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

-Что понравилось?

-Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

-О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

В. И. Даль. «Старик-годовик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "г. Буинск МБДОУ «Чишмэ» В. И. Даль. «Старик – годовик» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной.

План реализации проекта «Неизвестный космос» (подготовительная логопедическая группа) Составитель Терехова Т. В *1 день Виды деятельности: Познавательно исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 18:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД