Папки-передвижки

НОД по подготовке к обучению грамоте «Согласный звук [Н], [Н’]. Буква «Н», «н»

Ольга Корниенко
НОД по подготовке к обучению грамоте «Согласный звук [Н], [Н’]. Буква «Н», «н»

Цель: познакомить детей с согласными звуками [Н], [Н'], буквами Н, н.

Задачи:

1. Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику

пальцев руки, память.

2. Учить выделять звуки [Н], [Н'] в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слова нитки, ноты.

3. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.

4. Развивать слуховое внимание, память.

Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте „Согласный звук [Н], [Н’], Буква „Н“, „н“» размещена в разделах

5. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.

Материал:

звуковички, азбука, предметные картинки, счетные палочки, куклы - Надя и Никита, цветные карандаши, листочки для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Предварительная работа:

Словесные, дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения

на развитие фонематического слуха.

Методы и приё мы:

- наглядный (пособия, картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (сюрпризный момент, речевые игры и упражнения, динамическая пауза, гимнастика пальчиковая, дыхательная и для глаз);

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья.

-Ребята, встаньте в круг «Дружбы» :

Друг другу улыбнитесь,

Друг с другом подружитесь!

Крепко-крепко. (Ребята берутся за руки, сжимают руки и называют свои имена.

Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.

Воспитатель. - Сегодня мы с вами отправимся в город, который нам хорошо знаком. Это город Звуков.

- Жили в городе Звуков звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется Алфавит.

(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом.

Воспитатель: К нам в гости пришли гласные буквы.

Воспитатель объясняет, что буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», «И» дружат только с мягкими согласными, а буквы «А», «О», «У», «Э», «Ы» - только с твёрдыми согласными.

Воспитатель. - Сегодня мы с вами познакомимся с новым согласным звуком и буквой, которой он обозначается.

(Показывает кукол) Это Надя и Никита.

- Я буду называть имена, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (Н-н-надя и Н-н-никита

- Правильно со звука [Н].

Н-н-надя. В этом слове звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слово). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].

- Слушайте внимательно. (Н-н-никита))

- С какого звука начинается это слово? Со звука [НЬ].

- Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе - [НЬ].

- Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные?

- Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.

- Согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Давайте послушаем.

- Положите ладошку на горлышко. Звук (Н)– звонкий.

Воспитатель. - А теперь присаживайтесь, послушайте сказку. (Работа с звуковичками)

Жил- был звук [Н]. Был он согласным. Очень он любил, когда к нему приходили в гости гласные звуки. Они дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили : «Будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт. Пришёл в гости дружок [А]. Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]

Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук (Н) и пригласил звук (У)

(так же со звуками [О], [Ы])

Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.

Воспитатель: Давайте произнесём слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны, нэ). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню, не).

2. Звук (Н) хочет поиграть с вами.

Игра «Поймай звук» :

Услышав в слове звук Н, хлопни в ладоши: ноты, мост, носки, батон, дом, нос, маяк, нога, мыло, бант, нитки.

3. Игра «Какой картинки не стало» :

Воспитатель. Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н : ножницы, ноты, носки, банка, бант (убирает одну из картинок).

- Чего не стало? (Не стало носков).

4. Работа в тетрадях. Выполнение звукового анализа слога нитки :

Сколько слогов в слове нит-ки?.

Какой первый слог в слове нит-ки? Второй?

А сколько звуков?

Какой первый звук? Произнесите его. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, мягкий).

- Какой второй звук в слоге НИТ? (В слоге НИТ второй звук (И)-гласный-

Какой третий звук в слоге НИТ (В слоге НИТ третий звук (Т)согласный твёрдый

- Прочитаем слог (НИТ).

- Какой первый звук в слоге КИ? (В слоге КИ первый звук (К).

-Расскажите все о звуке (К) (Звук (К)согласный, звонкий, мягкий).

- Назовите второй звук в слоге КИ (Второй звук И).

- Расскажите о звуке (И) (звук (И) – гласный).

- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НИ).

- Где стоит звук (Н) в слове НИТКИ (В слове НИТКИ звук (Н) стоит в начале).

- На письме эти звуки (Н, (НЬ) обозначаются буквой Н.

- Посмотрите на эту букву.

- На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).

На букве Н

Я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки.

- Посмотрите, из скольких элементов состоит буква Н. (две большие палочки и одна маленькая). У вас на столе стоят тарелочки, в которых лежат разные предметы (счетные палочки, крышки, пуговицы).Попробуйте из них выложить букву Н (работа в парах)

В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы.

- Придумайте имена, которые начинаются на букву Н? (Настя, Наташа, Нина, Никита, Надя, Николай, Ника)

Воспитатель. - Молодцы, ребята.

- Какой сегодня хороший денёк. Отправимся на прогулку?

5. Физкультминутка

На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок

Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте

Мы по лужам пробежим – бег на месте

Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх

Воспитатель. - Сколько много разноцветных листьев.

- Давайте поиграем с ними.

6. Пальчиковая гимнастика

Листья берёзы,

Листья осины,

Листики тополя,

Листья рябины,

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет отнесём.

7. Дыхательная гимнастика с листочками

Мы листочки, мы листочки,

Мы на дереве висели.

Ветер дунул – полетели.

8. Гимнастика для глаз с листочками. «Далеко- близко, высоко-низко»

9. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.

Воспитатель показывает детям куклу.

- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).

- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).

- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).

- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Животные меняют летние шубки на зимние, делают запасы на зиму. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Надя принесла вам в подарок раскраски об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья, листья, лужи).

9. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось наше путешествие

- Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?

- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, может быть твердым или мягким).

- Ребята, вам понравилась наша прогулка?

- О каком времени года вы составляли рассказ?

- Подарим Наде слова со звуком (Н, (Нь)

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]»Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]» Конспект ОД по обучению грамоте " Согласный звук Н"Задачи : Знакомство с буквой Нн. Буква н и звук (н). Формирование умения находить букву.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по подготовке к обучению грамоте «Согласный звук [Н], [Н’]. Буква «Н», «н»
Опубликовано: 19 августа 2020 в 18:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД