Получи документы

НОД по познанию в старшей группе «Мы ученые»

ольга ерошева
НОД по познанию в старшей группе «Мы ученые»

Занятие по познанию в старшей группе «Мы ученые»

Познавательные задачи :

- познакомить детей с составом земли;

- познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

- формировать у детей представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие задачи:

- упражнять в умении сравнивать, анализировать;

Публикация «НОД по познанию в старшей группе „Мы ученые“» размещена в разделах

- формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

- активизировать словарь: сыпучий, пластичный. Рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные задачи:

- учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать любовь к природе;

- учить видеть необычное в обычном;

- формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование: контейнеры с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для (создания) земли; поднос с землей и проросшими побегами овса; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу вместе с детьми. – Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, поздоровайтесь, пожалуйста с гостями, подарите им свои улыбки, покажите как вы рады тем, кто приходит к вам в гости. А теперь посмотрите на меня. Ребята, когда я шла к вам в группу, то перед дверьми нашла коробочку, в ней что-то лежит. Я знаю, что в ней, а вы хотите узнать? Но эта коробочка с секретом: отгадаете загадку- она откроется, и мы узнаем с вами, кто оставил эту коробочку у дверей вашей группы и посмотрим, что в ней лежит.

Он опыты проводит, лекарства новые находит.

Он через микроскоп на мир глядит,

Исследует всё, изучает и творит.

Смотрите, коробочка открылась. Вы верно угадали, что это учёный оставил коробочку. Ну что же, давайте посмотрим, что же лежи в коробочке.

- как называется этот предмет? (микроскоп)

- а это? (лупа)

- а это что? (колба)

- а это, что за предмет? (пинцет)

Молодцы, ребята. А скажите чьи это предметы, человека какой профессии? (учёного). А где работает учёный? (в лаборатории). А вы бы хотели быть учёными? Всё исследовать, делать новые открытия, охранять человечество от болезни? Тогда я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте халаты. А я надену мантию. Ну что же, теперь мы с вами коллеги, господа учёные. А вот исследовать с вами мы будем… А что именно, вы должны отгадать:

И топчут её, и режут её,

Она не серчает,

Добром отвечает,

Кто нам общая мать? (Земля)

Сегодня мы с вами и поговорим о земле и исследуем её. Да-да, о той самой земле, по которой мы ходим каждый день.

- Как её ещё называют, подумайте? (почвой)

- Почему говорят, что она всем «добром отвечает»?

- Как вы думаете, почему землю называют «мать-земля», «матушка»?

- Какая земля у нас под ногами: твердая или мягкая?

- А вот что делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить.

Исследование песка.

(Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой).

Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы исследования. Пока что они в контейнерах с номерами. Давайте откроем контейнер с цифрой 1 и посмотрим, что там находится. (Песок). Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

- Из чего состоит песок?

- Похожи ли песчинки друг на друга?

- Какие они?

- Песок-это частички камней, металла, и в этом можно убедиться. Давайте возьмем магнит и приложим его к песку. Посмотрите, что вы видите? Это и есть частички металлов. Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку.

- Хорошо ли он сыплется?

- Какой песок? (Сыпучий)

- А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга).

- А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (ответы детей)

- Куда делась вода?

- Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (нет, сыпучий, только сухой)

- Из какого песка легче делать постройки- из мокрого или сухого?

- А кто из нас знает, как называются места на нашей планете, где много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.

- Как называются такие пустыни? Такие места называются песчаными пустынями. (Дети рассматривают иллюстрацию пустыни). По песку тяжело передвигаться: ноги утопают, песок забивается в обувь. Вспомните, какой песок был, когда вы летом ходили босиком. (Ответы). Песок горячий, он нагревается от раскаленного солнца.

- А теперь давайте подведем итог исследования: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок сухой-сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу».

Исследование глины

А теперь откроем контейнер с цифрой 2. Что здесь находиться? Кто скажет? (глина)

Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите глину и внимательно рассмотрите её.

- Какая она? (твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держаться друг за друга). Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится.

- Куда делась вода?

- Как изменилась глина (стала пластичной, мягкой, из неё можно лепить)

- Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.

- А как вы думаете, по какой дорожке легче идти по песчаной или глиняной?

Ещё в древние времена люди узнали о свойстве глины и научились лепить из неё посуду, игрушки. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

- Кто знает, как называется посуда из глины. (керамика).

А теперь давайте сделаем вывод из нашего исследования: пожалуйста, что вы скажите о глине, коллеги. – (глина состоит из множества мельчайших частиц. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду, игрушки. Её используют в строительстве.)

Физкультминутка.

Раз- и стану я землей, мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой.

Два – и вмиг я глиной стану, может к обуви пристану,

Если дождик во дворе, не ходите вы по мне!

Три –сейчас я холм зыбучий, очень жёлтый и зыбучий.

Осторожней, люди, будьте, если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы, крепкие ребята.

И бросать в окошко нас никому не надо.

Пять – я почва- верхний слой, дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю: «Чтите матушку свою»

А теперь прошу вас коллеги за столы, продолжим дальше наши исследования.

Исследование камней.

Откройте контейнер под цифрой 3. Что находится здесь? Давайте исследуем камни

Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга.

- Какие они? (твердые, холодные, неровные и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (нет)

- Как они изменились? (стали ярче, красивее.)

- Кто знает, где «живут» камушки? (в горах, в море, в речке, в озере, в пещерах и т. п.) Кто из вас видел камни и где это было? (ответы) Но камни есть созданные природой и камни, которые создает человек. Найдите их у себя.

Что мы можем сказать в результате исследования?

-камни твердые, крепкие. Они «живут» на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

Исследование почвы

Ну и последний образец нашего исследования. Откроем последний контейнер, под каким номером он у нас? (под цифрой 4).

- Что вы видите? Здесь находится земля. Но не простая, а особая-почва. Рассмотрите её внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (в ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда», то есть питательные вещества для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.

- Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? (вода впиталась, почва стала влажной.) Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? (она уходит в почву, и растения могут «напиться».)

- А кто живет в почве? (дети перечисляют, воспитатель показывает картинки крота, дождевого червя и т. п.)

Итак, подведем итог, что же такое почва? Почва-это «живая» земля. Без неё не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (ответы детей). У нас под ногами- песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне.

Давайте попробуем содержимое этих контейнеров, которые мы исследовали высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (земля). Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (ответы детей). На земле растут деревья, травы, кустарники. А теперь давайте посмотрим, так ли вы хорошо исследовали всё то, что было у вас на столах.

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Ребята, на игровом поле расположены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (дети рассматривают игровое поле). Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток.

Земля – это не только исследованная нами почва, это ещё и название нашей планеты. (звучит музыка). Давайте возьмёмся за руки, станем кругом и представим, что мы обнимаем нашу планету. Давайте скажем «матушке-земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой всё оживает. Пусть каждый из вас произнесёт своё пожелание земле. А начнёт со слов «Желаю земле…» (дети говорят добрые слова). А теперь закройте глаза и представьте нашу прекрасную планету цветущей, зеленеющей, что на ней всем хорошо и людям, и животным, что все друг друга любят и понимают. (меняется поднос). Смотрите, что произошло с нашей землёй после того, как мы сказали ей ласковые слова, представили её чистой и цветущей. Вы оживили землю. Посмотрите, что на ней выросло. (лук). Видите, земля по-своему отблагодарила вас. А для чего нужен лук? (ответы). Видите и здесь мать-земля заботиться о вас и вашем здоровье. Будем заботиться друг о друге и помнить, о том, что на добро и человек и животные и земля всегда ответят добром. Спасибо, уважаемые коллеги учёные. Мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, мы с вами ещё обязательно встретимся и поработаем над новыми открытиями.

Публикации по теме:

«Памяти героям Брянска посвящается» занятие по познанию в Подготовительной группе Памяти героев посвящается Задачи Обучающие: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге нащих соотечественников в годы ВОВ; 2.

Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Овощи» Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Овощи» Молчанова Оксана Николаевна Воспитатель МАДОУ «Октябрьский.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Фрукты» Комплексное занятия по познанию и художественному творчеству в средней группе. Тема : Фрукты. Цели. Учить классифицировать фрукты и овощи.

Конспект НОД по познанию Фемп в подготовительной группе «Измерение длины» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» г. Белебея муниципального.

Конспект ОД по познанию в средней группе «Пришла весна — ребятишкам не до сна!» Программное содержание: расширять представления детей о ЗОЖ; продолжать формировать культурно - гигиенические навыки быть здоровым, следить.

Конспект ООД в подготовительной группе по познанию (ФЭМП) «Виртуальное путешествие» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) в подготовительной группе по познанию (формирование элементарных математических.

Непосредственно образовательная деятельность по познанию в средней группе «Наши папы» Тема: «Наши папы» Цель: Создание благоприятной окружающей обстановки, способствующей активизации двигательной активности детей среднего.

НОД по познанию в средней группе «Фрукты» .

НОД по познанию в старшей группе «Города Башкортостана» Цели и задачи: обобщить знания детей о городах Башкортостана: об Уфе, Нефтекамске; продолжать учить пользоваться картой, разбираться в условных.

Автор публикации:
НОД по познанию в старшей группе «Мы ученые»
Опубликовано: 31 октября 2015 в 17:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД