Лучший педагог года

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» (4 фото)

Ирина Шулепова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

2. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница соль“» размещена в разделах

4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стеклянные баночки, пипетки, лупы, нитка,карандаш.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Я пришла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.

- Ребята, посмотрите, когда я заходила в группу, то на пороге нашла посылку. На ней надпись «Удивительное вещество природы».

- Что же это может быть?

2. Основная часть.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в посылке.

- Сейчас Маша загадает нам загадку, а мы попробуем догадаться, что это за вещество такое.

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже… (Соль)

- Правильно, ребята! Это соль (открывает посылку и достает стакан с солью)

- Сегодня мы с вами поговорим про соль. И попробуем выяснить, что нам известно об этом веществе.

- А что вы ребята знаете про соль?

- Да вы все правильно сказали. Соль – это земное богатство. Очень, очень

давно люди совсем ничего не знали о соли. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.

Версия первая: Очень давно, древние люди жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок мяса упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор они стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.

Вторая версия: Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Стали собирать на морских камнях белый порошок и посыпать им еду.

Третья версия: Древние охотники заметили, как дикое животное лизало в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль. Так люди впервые попробовали соль. Потом люди стали учиться сами добывать соль, так как поняли, что с солью еда становится вкуснее. Вот так соль и вошла в жизнь человека.

Соль – это символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать дружеские отношения. О соли сложено много пословиц.

Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

В воде родится, а воды боится.

- Какие свойства соли вы знаете?

- Молодцы! Правильно! А где в нашей жизни мы используем соль?

- Когда готовим еду, для вкуса. При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко. Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью посуду. В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа, для солевых ванн и прогревании.

- Ребята, какие вы молодцы! Сколько знаете о соли. Но это всё слова…

- А вы хотите всё о чём вы сейчас сказали сами доказать правдивость ваших утверждений?

- Хорошо! Тогда я предлагаю вам стать настоящими учёными и приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.

3. Физкультминутка.

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

- Ребята, сейчас мы произнесем волшебные слова «Влево, вправо повернись и в ученых превратись».

Здесь открываются секреты!

На всё находятся ответы!

Не унывай, забудь про скуку!

Добро пожаловать в науку!

- А что такое лаборатория? (это помещение, где проводят опыты.)

- Проходите.

- Но в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Соблюдать тишину.

2. Не толкать соседа во время работы.

3. Сначала посмотри, а потом повтори.

4. Выполнил, положи всё на место.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

- А теперь возьмите ложку и надавите ей на соль, что вы слышите?

- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)

Опыт №2 «Запах и вкус соли».

- А теперь давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её.

- Чем пахнет соль?

- А теперь определим, какая соль на вкус.

- Какая она на вкус?

- Какой вывод делаем?

- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде».

- Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.

- Что произошло с солью? (Соль растворилась)

- Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

- Ребята, подскажите, а в какой воде легче научиться плавать и почему?

- В солёной! Потому, что она выталкивает всё на поверхность.

- А хотите это проверить?

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки, хорошо размешали) и опустили второе сырое яйцо — оно всплывает. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.

- Какой вывод сделаем? (Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.)

- Объяснение: Все дело в плотности воды. В солёной воде яйцо всплывает, в пресной – тонет, потому что плотность солёной воды выше, чем пресной.

- Ребята, а вы выращивали когда - ни будь кристаллы? Я предлагаю вырастить соляные кристаллики.

Опыт №5 «Выращивание кристаллов»

- Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: вода, 2 стакана, соль,

нитка, карандаш, салфетка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

- Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли. Затем процеживаем раствор во второй стакан. Нитку привязываем к карандашу, опускаем нитку в стакан с раствором и ставим на теплое место.

- Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.

4. Рефлексия.

- Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

- Соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.

- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

- Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

- Молодцы! Вы были хорошими учеными.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»
Фото «Волшебница соль»
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста - фото
Фото №1 Цель Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно исследовательскую деятельность
Публикации по теме:

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Выступление на педагогическом совете МДОУ. В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития.

Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная соль» Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме «Волшебная соль» Задачи: 1. Воспитывать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Цель: Формирование представлений детей.

Консультация «Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста .

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 18:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД