МААМ-картинки

НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край»

Юлия Геннадьевна Кутепова
НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край»

Конспект открытого занятия

«Кубанский край – казачий край».

Образовательная область «Познавательное развитие»

для детей старшей группы

Место проведения МБДОУ – д/с о/в №18 «Сказка»

Разработан Кутеповой Юлией Геннадьевной

Возраст: старшая группа

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Публикация «НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной „Кубанский край-казачий край“» размещена в разделах

Задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте кубанских казаков. Вызвать эмоциональный отклик на театрализовано-сказочный сюжет.

• Продолжать знакомить детей с народно-прикладным творчеством.

• Обогащать словарь детей старинными словами : курень, глэчик, рушник, чугун, папаха.

Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования ватными палочками

• Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предмерам искусства.

Виды деятельности: Познавательно – исследовательская, изобразительная.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Материалы:

Уголок казачьей хаты в группе. Мультимедийная установка. Презентация «Знакомство с прошлым Кубани». (Слайды с изображением быта кубанских казаков). Праздничный костюм кубанской казачки. Куклы для театрализации. Полоски бумаги, краски, стаканы для воды, ватные палочки.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками одежды казаков, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Стихи и песни о Кубани.

Словарная работа: курень, хата, глэчик, рушник, чугун, папаха.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации.

1. Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети заходят в музыкальный зал, где их встречает воспитатель в нарядном костюме кубанской казачки. (На заднем плане оформлен уголок с кубанской хатой, предметами быта и одежды казаков). Воспитатель обращается к детям:

-Здравствуйте, ребята! Подходите ко мне поближе. Обратите внимание, что я сегодня необычно одета. На мне длинная юбка с оборками и кофта, украшенная кружевами. А на голове повязан платок. Это праздничный национальный женский костюм – костюм кубанской казачки.

Дети рассматривают одежду, после чего воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

Педагог обращает внимание на интерактивную доску, где изображены фотографии казака и казачки (Слайд 1).

-А вот как выглядит одежда казака.

Дети совместно со взрослыми рассматривают фотографии, после чего воспитатель берет в руки две куклы в кубанской казачьей одежде.

-Посмотрите, у казака на голове папаха. Казачка одета в длинную юбку, кофту и обвязана передником, а на голове чепец или платок.

На интерактивной доске слайд меняется на фотографию с изображением кубанской хаты (Слайд 2).

Воспитатель:

-В таких домах когда-то жили наши далекие предки. Они назывались хатами или куренями. Семьи казаков были большими (Слайд 3). Ребята, а кто знает где живут казаки и казачки? Правильно, они живут в Краснодарском крае или на Кубани (так называется главная речка нашей малой Родины). Поэтому их называют кубанские казаки. А сейчас я вам хочу рассказать сказочную историю о том, как казаки освоили Кубань.

2. Воспитатель показывает театрализованный сюжет кубанского сказа В. Попова «Заветный колос».

-Садитесь, ребята, поудобнее и послушайте мой рассказ. В давние-давние времена, рассказывали старые деды, было у нас на Кубани особенное место. Кто на это место спать ляжет, к тому ночью выйдет из реки старик Урожай и подарит заветный колос. А колос тот большой, тяжелый. И зерна в них крупные и их ровно сотня, т. е. 100 штук в колосе. И жил в те времена казак по имени Батог. И решил он себе построить курень, а места подходящего не было- все кусты терновые, да дубы могучие. Но не унывал казак. Взял топор, да принялся расчищать землю от зарослей. К вечеру добрый кусок земли расчистил, вскопал землю и лег отдохнуть, да и уснул крепким сном. На утро проснулся казак, а вся земля терном да бурьяном заросла.

-Ну, нет! Погоди! Все равно будет у меня поле, - говорил Батог. И вновь расчистил его от бурьяна, да сон его сморил вновь.

Наутро проснулся, и вновь поле заросло. В третий раз расчистил его казак и от тяжелой работы снова уснул. И вдруг сквозь сон слышит он, как волны в реке Кубани зашумели и выходит из них на берег старик - борода до колен спускается, желтая, как и волосы на голове. Вышел он на берег, да зашагал к казаку и говорит:

-Не спишь? Полюбился ты мне, казаче, упертый ты, ни какой работы не страшишься. Я таких люблю! Ладно, строй дом, работай и живи на моей земле, а я тебе помогать буду. И дал старик казаку колос золотой, наливной и ушел обратно к воде.

- Как зовут тебя диду?

- А звать меня Урожаем!- услышал в ответ.

И стал Батог с тех пор жить на Кубанской земле, женился, вырастил детей и по сей день живет и славит нашу Кубань своим трудом.

Вопросы по содержанию:

1. Кто наградил Батога колосом? За что он получил такую награду? (трудолюбие, настойчивость).

2. Что сказал старик Урожай казаку?

3. - Ребята, а вы хотите узнать как жил Батог? Какой у него был дом? Кто помнит как он назывался? Ответы детей (курень). Слайд 4,5,6,7 (быт казака). Педагог вместе с детьми рассматривает фотографию. Затем воспитатель предлагает детям подойти к уголку кубанского быта и рассмотреть предметы казачьего быта. Обратить внимание на глэчик и чугун.

- Настало время обеда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у казака? Конечно же - это борщ. Вот сейчас мы сварим борщ. Игра «Борщ» (на одном столе стоит чугун, на другом овощи и фрукты вперемешку). Дети по очереди выбирают овощи для борща.

Д/игра «Какой на вкус борщ?» - дети «пробуют» деревянной ложкой из чугуна борщ и дают ему определения (наваристый, вкусный, ароматный и т. д.).

На интерактивной доске появляется Слайд 8 с изображением рушников.

- А этот предмет казачьего быта (показывает на слайд, называется рушник. Как вы думаете для чего он нужен? Ответы детей.

- Да он использовался не только как полотенце, но и для украшения хаты: украшали зеркала, иконы, фотографии и стены.

Рассмотреть рушник (положить его на колени детей, посмотреть, потрогать на ощупь (ткань плотная, белая) по краям вышивка и кружева.

- Вам нравится? Как вы думаете, если бы рушник был просто белым он был-бы таким красивым? А вы обратили внимание, что мастерицы использовали только два цвета. Каких? Правильно – красный и черный. Давайте и мы с вами украсим наши рушники.

4. Практическая работа детей за столами, воспитатель обращает внимание на отсутствие кисточек, вместо них – ватные палочки. На рабочих столах палитры, краски, заготовки для рушника. Дети работают под спокойную кубанскую песню «Только мы с конем». Воспитатель напоминает, что орнамент располагается только по краям.

5. Рефлексия. По окончании творческой работы педагог совместно с детьми рассматривают работы, хвалит всех ребят, используя речевые обороты: «Какие вы у меня умнички», «молодцы», «как вы дружно умеете работать».

Публикации по теме:

Развлечение для старших дошкольников «Край любимый — Край чувашский» «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – КРАЙ ЧУВАШСКИЙ» Развлечение для старших дошкольников ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю;.

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию «Край наш кубанский — родная земля» Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию «Край наш кубанский - родная земля» в подготовительной к школе группы воспитателя.

Конспект развлечения «Казачий край» Ермак Лариса,музыкальный руководитель МБДОУ, детский сад Конспект- развлечения «Казачий край» Цель: воспитание нравственно-патриотических.

Фотоотчет о празднике ко Дню России «Казачий край»Фотоотчет о празднике ко Дню России «Казачий край» 12 июня - День России символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей родины России. День России – это.

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего возраста «Край родной Кубанский — Родина моя!» Задачи: • Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа. • Расширение представлений.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Край, в котором мы живем» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию. «Край, в котором мы живем». П/с: Дать детям общее представление о Республике.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Край родной, навек любимый» Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Край родной навек любимый …» Программное содержание: закрепить.

Сценарий музыкальной композиции «Край наш Кубанский — родная земля» Сценарий музыкальной композиции: «Край наш Кубанский- родная земля» Театрализованная сказка «В гостях у казака» Действующие лица: Казак,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мой чудный край…» Программное содержание: Образовательные: Закрепить знания о Кабардино-Балкарии, ее достопримечательностях, столице Нальчик, районах, о.

Автор публикации:
НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 15:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД