Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»

Образовательные области.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;

Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;

Развивать творческую деятельность детей;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей средней группы „Русская матрешка“» размещена в разделах

Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.

Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки,

раскраски матрешек, гуашь,кисточки.

Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить.

Предварительная работа.

Рассматривание матрешек, игры с матрешками, раскрашивание раскрасок, разучивание песен, загадывание загадок.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.

(Звенит колокольчик).

Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки,

Все они сидят вдруг дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Остановка «Откуда появилась матрешка».

Воспитатель.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.

А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок.

Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.

Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.

Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.

Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.

Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?

А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?

(Звенит колокольчик)

Воспитатель: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.

Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)

Остановка «Какие они бывают?»

(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)

Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.

Эта игрушка походила на первую матрешку : также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.

В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трех разовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.

В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.

В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.

В какую одежду она одета?

Дети:- Вкрасный полушалок, передник с букетом ярких цветов.

Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?

Дети: - Собирать, разбирать.

Воспитатель:- Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.

-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!

(Звенит колокольчик)

Остановка «Мастерская художника».

Физкультминутка.

У кого в руках загорскаяматрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках полхово – майдановскаяматрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто семеновскую взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшки в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель:Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?

Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.

Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?

Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.

Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.

Воспитатель: -В мастерской нас ждут нерасписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.

Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.

По окончании работы предложить детям:

-выбрать лучшего мастера художника;

- выбрать похожих матрешек;

-составить семейку матрешек;

-дать матрешкам имена.

Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» для детей средней группы Ход занятия Организационный момент (укрепление эмоционального контакта). Провокационное приветствие воспитателя: - «Добрый вечер, ребята!».

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей средней группы «В мире эмоций» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников; Задачи: - Учить определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие.

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТКонспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТ Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Конспект НООД по познавательному развитию «Моя семья» в разновозрастной группе детей 4–6 лет МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок» Непосредственно образовательная организационная деятельность по познавательному развитию "Моя семья".

НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом» Программные задачи: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать.

НООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Природа дарит чудеса» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с климатическими и природными условиями родного края, учить вести наблюдения за явлениями.

НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка» Программное содержание: Учить понимать смысл образных выражений загадок, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать.

НООД по развитию речи с детьми средней группы на тему «Весна» Тема: Весна. Цель: 1. Расширять и уточнять представления детей о живой природе, развивать познавательную активность, диалогическую речь.

НООД с детьми средней группы «Айболит в гостях у детей» Программное содержание: Образовательные: объяснить детям, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, овощах;.

Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Воспитатель – Ершова Е. Г. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 14:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД