НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Святки, да колядки»

Елена Зиганшина
НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Святки, да колядки»

НОД по познавательному развитию и речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Святки, да колядки».

Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.

Форма проведения: Игра.

Цель: Приобщение детей к русским традициям, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Программные задачи:

Образовательные: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими.

Развивающие: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

Словарная работа: поколение, обычай, колядки, святки.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Традиции и обычаи русского народа», «Зимние праздники», «Что такое Коляда?»; Рассматривание иллюстраций на тему: «Праздники»; Слушание русских народных песен, закличек и т. д. ; Чтение стихотворений, рассказов.

Ожидаемые результаты: Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); знание истории русского народного костюма, головных уборов.

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, изба,2 лавочки, сарафаны и рубахи для колядующих, маски, аудиозапись с русскими народными песнями, каравай, рушник, 10 кружек с разным наполнением, салфетки, свеча, чаша с водой, сладости, платки.

Содержание организационной деятельности детей:

Дети вместе с воспитателем встречают гостей с хлебом и солью:

«Здравствуйте гости дорогие! Милости просим к нам! Примите наш хлеб-соль! «Гость на порог – хозяевам радость!».

Воспитатель предлагает детям сделать хоровод под музыку «Коляда».

- Предлагаю всем сесть на лавочки. (обращение к детям).

- Ребята, сегодня мы поговорим о русских народных традициях. Скажите, ребята, как называется страна в которой мы живем? (Россия).

- Конечно.

- Россия – богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (ответы детей).

- А у вас дома есть какие-нибудь традиции? (ответы детей).

- Традиция – слово не русское, оно переводится, как слово «передача», т. е. это-то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). Есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, росписи, вышивки. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях проведения праздников.

- Ребята, а какие вы знаете зимние праздники?

(Новый год, Рождество, Крещение и т. д.).

- А вы любите праздники? (да).

- Почему? (веселые, волшебные).

- А какой праздник мы с вами недавно отмечали? (Рождество).

- А что за праздник Рождество? (ответы детей).

- Конечно! Это один из самых известных и любимых праздников, который мы празднуем 7 января. Это день рождения Иисуса Христа.

- Посмотрите ребята на эти иллюстрации.

(на доске размещены иллюстрации Рождества).

- Что вы здесь видите?

Воспитатель читает стихотворение:

«Ночь, мороз, сверкают звезды с высоты небес,

Весь в снегу. Как в горностаях. Дремлет тихий лес.

Широко раскинув ветви в шубе снеговой,

Посреди поляны елка ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную лунный луч упал,

И огнями лед кристаллов в ветвях заиграл.

Ясной звездочкой на елке светится слеза…

Наступает день великий – Праздник Рождества!»

- В старину говорили, что накануне Рождества зима нечистую силу с вьюгами и метелями из-под лесных коряг выпускает. Собирается эта сила на свои последние посиделки.

Ребенок читает стихотворение:

«Ой, сегодня, не вчера

Пришли святые вечера.

Развеселые святки –

Хороводы и колядки».

- Ребята, а вы знаете, что такое святки? (нет).

- Что ж, придется рассказать и конечно, показать.

Воспитатель показывает детям сюжетные картинки.

- Святки, это новогодние праздники, которые длились 2 недели от Рождества до Крещения. Заранее подыскивали избу, убирали, украшали, мастерили маски и костюмы для ряженных. Дети и молодежь наряжались в костюмы животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой-Ягой, кикиморой. Ряженые ходили по домам и славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. Таким образом люди колядовали.

- А вы знаете колядки? (ответы детей).

- Давайте их вспомним. Сейчас мы с вами тоже будем колядовать.

Дети встают в круг. Пение колядок:

1. Коляда, коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла.

2. Накануне рождества

Дайте коровку,

Маслену головку!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

3. Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем, тому сбудется.

Кому сбудется, не минуется.

Выходи, боярин, выходи, хозяин!

Принимай гостей со всей волостей!

4. Коляда, моляда

Ходила коляда по святым вечерам.

Заходила коляда кАнне на двор.

Дай ее доброго здоровья,

Хлебца кусочек, лучинок пучочек.

- Так славили хозяев и просили у них угощение.

- Молодцы, ребята! А хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами. Я тоже хочу вас угостить сладостями.

- Скажит, ребята, а что еще делали люди в эти праздники на улицах?

(катались на санках, играли в снежки и т. д.)

- А давайте и мы с вами слепим своего снеговика!

Физминутка «Снеговик»

- Ребята, а я знаю еще одну традицию и хочу вас с ней познакомить.

Подойдите к этому столу.

- Существует еще один обычай – это гадание.

Ребенок читает стихотворение:

«Раз в крещенский вечерок,

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали».

- Обычно гадали одни девушки на женихов в темной бани при свечах или выходили на улицу и бросали валенок, куда валенок укажет, там и жених живет. Я предлагаю вам не нарушать русских обычаев и тоже погадать.

Гадание 1.

(на столе 10 кружек прикрыты салфетками)

Воспитатель говорит заговорные слова:

«Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, Плохое пусть останется».

(дети по очереди выбирают наугад кружку и воспитатель каждому ребенку говорит кому что выпало)

1. Семечки – новые друзья

2. Бусина – счастье

3. Монетка – богатство

4. Сахар – сладкая жизнь

5. Камень – трудности

6. Игрушка-Киндер – к подаркам

7. Канцтовары – к успеху в учебе

8. Пшено – к достатку

9. Витамины – к здоровью

10. Колечко – к замужеству.

- Ну что, понравилось?

- Ребята, я хочу еще с одним гаданием вас познакомить, для этого мне нужны будут свеча и чаша с водой.

Гадание 2.

- Перед вами зажженная свеча. Сейчас я наклоню ее над чашой и растаявший воск капнет в воду. На что будет похожа застывшая капля воска, то и ждет нас в наступившем году.

(дети высказывают свое мнение, воображают)

- Ребята, интересно вам было?

- Про какие праздники мы с вами говорили?

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?

- Я думаю, когда вы вырастите вы будете правильно проводить этот веселый праздник «Святки». Наша беседа заканчивается и завершим мы веселый праздник по русской традиции.

- Встаем все цепочкой взявшись за руки и под музыку идем змейкой.

- Ребята, вы сегодня были прекрасными колядовщиками и я хочу вас угостить пряниками. Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: • Продолжать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Радужная сказка» Тема: Радужная сказка Цель: создание условий для усвоения и закрепления изучаемого материала. Задачи: познакомить с числом и цифрой 7, способом.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Волшебное путешествие» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.

Конспект по ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Письмо Почемучки» Конспект по ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Письмо Почемучки» Цель: формировать знания детей о речных рыбах.

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе «В лес за приключениями» Конспект речевой непосредственной – образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Маленькие ученые» в подготовительной к школе группе Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Маленькие ученые» в подготовительной.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы» Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Савкина Надежда Алексеевна. Республика Мордовия, Чамзинский район, п. Чамзинка.

«От зернышка до каравая». Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема: «От зернышка до каравая» Задачи: образовательные.

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вот такие кулинары» Задачи: 1. познакомить детей с историей возникновения способов приготовления пищи; 2. расширить знания и представления детей о профессии.

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Шурупчик и его друзья» .

Библиотека изображений:
  • Игрушки
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Святки, да колядки»
Опубликовано: 22 января 2017 в 07:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен...
Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 7
Картотека подвижных игр Подвижная игра "Поймай за хвост дракона" Играют не менее 10 человек. Ход игры. Игроки становятся в шеренгу друг за другом и...
Рецепт заготовки на зиму салата «Донской». Фотозарисовка из серии «Кубанские разносолы»
Делаю "Донской" салат, Он зимою ценный клад! Нормы компонентов нет - Просто овощной букет! Алюбова Л. И в нашей семье, и в семьях всех наших...