Оксана Ломакина
Конспект НОД по познавательному развитию «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить детей с масштабами загрязнения планеты.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Задачи:
Расширять и закреплять представление детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Обогащать словарный запас- «сортировать», «бросовый материал», «бытовые отходы».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитывать бережное отношение к окружающим вещам, окружающей среде.
Подготовительная работа:
Беседа о вреде мусорных свалок. Задание: понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой вид мусора преобладает в мусорном ведре. Посмотреть рубрику «Оч. Ручки» в телевизионной передаче «Пока все дома». Попросить родных рассказать о сборе и переработке макулатуры.
Оборудование:
1- Запись пения птиц,
2- Атрибуты к сценке «Весенняя прогулка»,
3- Диск с записью презентации о загрязнении планеты,
4- Урна для мусора,
5- Перчатки,
6- Книга Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
7- Набор для исследования: жестяная баночка, бумага, пластмассовая бутылочка, коробка из под конфет, стеклянная бутылочка,
8- Два ватмана для схем,
9- Иллюстрации.
Ход НОД:
Дети приглашаются в зал на мини-спектакль, рассаживаются.
Звучит пение птиц. Воспитатель читает стихотворение, во время которого две девочки инсценируют стихотворение А. Барто «Весенняя прогулка».
Сидели на опушке,
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки.
Звенели птичьи трели,
И девочки смотрели,
Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки
Зеленою волною…
Сказали две подружки:
«как хорошо весною!
Какой тут воздух чистый!
Какой дубок ветвистый!»
Ушли две ученицы,
Две юных горожанки…
Поют, как прежде, птицы
На солнечной полянке,
Несется птичий гомон,
Но весь дубок обломан,
А травка под ольхою покрыта шелухою.
Чего здесь только нету:
От семечек пакеты,
Трамвайные билеты,
Бумажки от ирисок…
Продолжить можно список.
Все словно потускнело.
Ушли две горожанки-
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою:
«Какие эгоисты!
Какие эгоисты!»
-Какие чувства вызвала у вас эта сценка? Почему?
-Когда полянка выглядела лучше : до посещения девочек или после? Давайте соберем весь мусор.
-Видели ли вы подобные картины во время прогулок в лес? Приятно ли наблюдать подобное?
-А на нашем участке бывает ли похожее? Что мы делаем? А что было бы, если бы мы не убирали мусор?
Что может произойти? Можно ли считать ситуацию с мусором проблемой?
-Посмотрите-ка, ребята, здесь стоит ноутбук, думаю, это не просто так. Давайте посмотрим, что там.
(Просмотр диска со слайдами.)
-Как еще можно назвать мусор?
(Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.)
-Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я буду называть слова, а вы внимательно слушать, если услышите название предмета, которое обозначает мусор, присаживайтесь, если же нет- остаетесь стоять. Понятно? Итак: ОГРЫЗОК ЯБЛОКА, ТЕТРАДЬ, РУЧКА, ПРОБКА ОТ БУТЫЛКИ, ФАНТИК, СЛОМАННАЯ ИРГУШКА, ШАРФ, ПАКЕТ ОТ СЕМЕЧЕК, БУТЫЛКА ЛИМОНАДА, РВАНЫЙ ПАКЕТ, И Т. П.
-Вы дома наблюдали, сколько мусора скапливается за день в вашей семье. Скажите, куда его выбрасывают?
(Мусорные баки, контейнеры.)
- Давайте составим схему(№1).
ЧЕЛОВЕК-МУСОР-КОНТЕЙНЕР
-А куда мусор попадает из контейнеров?
(Свалки)
-Продолжаем схему:
СВАЛКИ
-Как вы думаете- мусорная свалка : чем это хорошо, а чем плохо?
(хорошо тем, что мусор находится в специальном месте, плохо, что там живут крысы, собаки, птицы, они могут переносить заболевания даже людям.)
-Дополняем схему:
КРЫСЫ,СОБАКИ, ПТИЦЫ
-А могут ли люди жить рядом со свалкой? Почему?
(рядом со свалкой может быть грязная вода, загрязненная почва и т. п.)
-Давайте и это отметим на схеме
ГРЯЗНАЯ ВОДА, ГРЯЗНЫЙ ВОЗДУХ
- А знаете ли вы, где ближайшая от нашего поселка свалка?
(село Архангельское)
-Действительно, это свалка находится вдали от населенного пункта, за ней постоянно следят рабочие, так что это специально организованное место для сбора мусора.
-Ребята, а я знаю, что вы учили стихотворение, в котором тоже говорится о вреде мусора.
Чтение детьми стихотворения Андрея Усачева «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете-
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыпятся как град старые ботинки,
А когда пойдут дожди из пустых бутылок,
На прогулку не ходи, береги затылок!
Что же вырастет в саду, или огороде?
Как пойдет круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
-Это действительно проблема, скоро из-за мусора не будет места просто для жизни людей. Как вы думаете, как можно исправить положение?
(Закапывать мусор, сжигать мусор, использовать еще раз как бросовый материал.)
А весь ли мусор можно сжигать?
(Пластмасс нельзя, он выделяет ядовитый газ при горении.)
-Давайте рассмотрим содержимое нашей корзины и отсортируем мусор, что с каким можно делать.
Дети и воспитатель надевают перчатки, выкладывают содержимое на стол.
-Ребята, что-то мне не хочется пачкать стол, давайте что-нибудь постелем, например старую газету.
-Картонная коробка- из чего сделана (картон) Что еще потребовалось на ее изготовление (краски, фольга, труд художника)
-А как можно с ней поступить (сжечь, использовать как коробочку для коллекции, и т. п.)
-Жестяная банка- из чего сделана? (металл) Что можем с ней сделать (сдать в металлолом)
-Ребята, а я вам предлагаю посмотреть на то, что придумали современные скульпторы с металлоломом. Они решили не отправлять его на переделку, а использовать его для своих скульптур. (показ иллюстраций)
-Пластиковая бутылка- из чего? Как можно использовать? (показ игрушек из пластмассового бросового материала).
-Стеклянная бутылочка- из чего? Что сделаем? (что-нибудь нальем, для хранения, отправим на переработку)
-Бумага- из чего? Что сделаем (сжечь, сделать оригами, переработать).
-Ребята, а что если нам не нужно именно сейчас использовать эти предметы, тогда что с ними лучше сделать, неужели все просто выбросить?
-Давайте нарисуем еще одну схему, куда мы могли отправить все эти предметы!
ЧЕЛОВЕК-МУСОР
БУМАГА ИСПОЛЬЗОВАННАЯ- ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД
-Что получим (НОВУЮ БУМАГУ)
МЕТАЛИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ (СЛОМАНЫЙ)-ЗАВОД-НОВЫЙ ПРЕДМЕТ
СТЕКЛЯННЫЕ БУТЫЛКИ-ЗАВОД-НОВЫЕ БУТЫЛОЧКИ
ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ И ПРЕДМЕТЫ-ЗАВОД-ПЛАСТМАССОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
-Ребята, а вы знаете, что в нашем поселке находится один из таких заводов? Это предприятие «Ресурс». Здесь из использованных бутылок делают «пластмассовую крошку»(показ, из которой потом производят необходимые вещи (показ заготовки для пластиковой бутылки и прутьев для метлы).
-А мы с вами на одном из занятий начали тоже процесс переработки бумаги. Вспомните-ка, как называется большое количество использованной и ненужной бумаги (макулатура). Хорошо, а что мы можем с ней сделать? (повторяют- сжечь, использовать для покрытия – стол, пол и т. п.) С чего мы начали процесс переработки (измельчили газету и залили ее водой, дали несколько дней постоять). Теперь нам необходимо смешать содержимое с белилами, и клеем и размешать. Далее полученную массу выложить на металлическое сито, чтобы стекла вода, далее мы выложим содержимое на салфетку и под пресс и оставим сохнуть, уже через несколько дней полученная бумага высохнет, можно будет прогладить ее утюгом и попробовать нарисовать что-нибудь.
-Так что же получается, сжечь, выбросить - очень просто, а переработать, использовать повторно –это сложно. Но что же полезней для человека?
(использовать повторно)
-Ребята, что для вас было наиболее интересно сегодня?
-Как можно по-другому еще назвать мусор?
-Что можно сделать с мусором?
-Как можно переработать мусор повторно?
-Вернемся к нашей схеме №2. Как вы думаете, полученные предметы пригодятся людям? (да) Значит мы можем провести стрелочку снова к человечку? (да). А теперь посмотрите: на первой схеме к человечку возвращается грязная вода и воздух, а на второй полезные предметы, значит какой путь решения проблемы с отбросами лучше?
(второй).
– У меня есть два смайлика: грустный и веселый, давайте отметим наши схемы с помощью них. (дети определяют и отмечают)
-Хотелось бы закончить нашу встречу словами уже знакомого Вам Маленького принца: «Встал утром, умылся, убери свою планету!» Пусть эти слова будут девизом для Вас!