НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)

Таисья Сагалакова
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)

Тема: «Домики для осенних листочков»

Программное содержание:

• вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;

развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;

• упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;

• закреплять представления о деревьях, форме их листьев;

• в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Материалы и оборудование:

• лупы, простые карандаши

• белые салфетки, деревянные кубики

листья зеленого цвета

листья крупные и мелкие, разной формы

• вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев

• силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, тополь, рябина)

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

• рассматривание деревьев и листьев; экскурсия к близлежащему парку, по участку, сравнение по форме, цвету, размеру;

• наблюдение за опадающими листьями;

• дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки».

После НОД:

• сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;

• составление коллективной композиции «Осень в лесу».

Процесс вовлечения:

Слышится шум ветра (видеозапись)

-Какой ветер поднялся! Как вам слышится: он сильный или слабый?

- Кто расскажет стих про сильный ветер:

«Ветер, ветер,

Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч!»

- Давайте, вспомним стишок про веселый ветерок!

Организационная игра с движениями:

Чил сырайга убурче,

Агастарны чайхапча,

Чил агыриин тусче, тусче,

Агастарны кодiрче.

(В это время прилетают множество кленовых листьев, а среди них 1 листочек (поднятый воспитателем), который шепчет в ушко: «Потерялись мы. детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, нас в наши домики верните».

1. Процесс целеполагания:

- Ну что, ребята, поможем? Что мы должны сделать? (надо найти дерево, с которого улетели наши листочки).

2. Процесс планирования:

- А, как мы узнаем, с какого дерева листок? (надо изучить их, исследовать,сравнить листочки и деревья разными способами).

3. Процесс осуществления деятельности

- Сначала мы сравним эти листочки с, собранными в нашем парке и сравним их. Возьмите по одному понравившемуся листочку, лупу- будем их исследовать:

Во время рассматривания листиков через лупу, детям по желанию отвечают на некоторые вопросы.

- Кто скажет, как называется эта часть листочка,которая соединяет лист с веткой. (Да, конечно же, черешок. Правильно, он соединяет листик с веткой.)

- Теперь рассмотрим верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

- Как же называется край листа (Да «кромка».)

Верхушка листа бывает острой или округлой.

- - Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

- Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)

- Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)

Воспитатель:

- Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)

- Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)

- А почему одни листочки зеленые, а другие другого цвета? Тогда предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Почему лист зеленый

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет: он становится желтым или … какого цвета листья видели мы во время экскурсии в парк (Оранжевые, красные, коричневые.).

- Слышите, как шуршат листочки? (звукозапись) Они нас приглашают поиграть с ними. Возьмите по одному листочку в каждую руку, как листочки полетаем

Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»

-Мы листики осенние,

Сидели мы на ветках,

Дунул ветер - полетели,

Все летели и летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

В свои домики прилетели

Воспитатель:

А теперь наши листочки нашли свои домики, каждый нашел свое дерево.

В это время заносятся макеты деревьев по одному листочку на ветке.

- Куда же полетели наши листочки растеряшки? Конечно же. Они тоже нашли свой домик, свое дерево, а он называется «клён», а листья «кленовые».

Речевая игра «Назови одним словом».

Воспитатель берет 1 листок:

- Это листок с тополя. Как назвать одним словом, какой это листок? (тополиный). Это листок…

4. Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности:

- Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).

- Мы смогли помочь листикам, которые потерялись? Как их называют?

Тема: «Домики для осенних листочков»

Программное содержание:

• вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;

развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;

• упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;

• закреплять представления о деревьях, форме их листьев;

• в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Материалы и оборудование:

• лупы, простые карандаши

• белые салфетки, деревянные кубики

листья зеленого цвета

листья крупные и мелкие, разной формы

• вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев

• силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, тополь, рябина)

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

• рассматривание деревьев и листьев; экскурсия к близлежащему парку, по участку, сравнение по форме, цвету, размеру;

• наблюдение за опадающими листьями;

• дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки».

После НОД:

• сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;

• составление коллективной композиции «Осень в лесу».

Процесс вовлечения:

Слышится шум ветра (видеозапись)

-Какой ветер поднялся! Как вам слышится: он сильный или слабый?

- Кто расскажет стих про сильный ветер:

«Ветер, ветер,

Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч!»

- Давайте, вспомним стишок про веселый ветерок!

Организационная игра с движениями:

Чил сырайга убурче,

Агастарны чайхапча,

Чил агыриин тусче, тусче,

Агастарны кодiрче.

(В это время прилетают множество кленовых листьев, а среди них 1 листочек (поднятый воспитателем), который шепчет в ушко: «Потерялись мы. детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, нас в наши домики верните».

1. Процесс целеполагания:

- Ну что, ребята, поможем? Что мы должны сделать? (надо найти дерево, с которого улетели наши листочки).

2. Процесс планирования:

- А, как мы узнаем, с какого дерева листок? (надо изучить их, исследовать,сравнить листочки и деревья разными способами).

3. Процесс осуществления деятельности

- Сначала мы сравним эти листочки с, собранными в нашем парке и сравним их. Возьмите по одному понравившемуся листочку, лупу- будем их исследовать:

Во время рассматривания листиков через лупу, детям по желанию отвечают на некоторые вопросы.

- Кто скажет, как называется эта часть листочка,которая соединяет лист с веткой. (Да, конечно же, черешок. Правильно, он соединяет листик с веткой.)

- Теперь рассмотрим верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

- Как же называется край листа (Да «кромка».)

Верхушка листа бывает острой или округлой.

- - Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

- Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)

- Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)

Воспитатель:

- Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)

- Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)

- А почему одни листочки зеленые, а другие другого цвета? Тогда предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Почему лист зеленый

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? На салфетке появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет: он становится желтым или … какого цвета листья видели мы во время экскурсии в парк (Оранжевые, красные, коричневые.).

- Слышите, как шуршат листочки? (звукозапись) Они нас приглашают поиграть с ними. Возьмите по одному листочку в каждую руку, как листочки полетаем

Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»

-Мы листики осенние,

Сидели мы на ветках,

Дунул ветер - полетели,

Все летели и летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

В свои домики прилетели

Воспитатель:

А теперь наши листочки нашли свои домики, каждый нашел свое дерево.

В это время заносятся макеты деревьев по одному листочку на ветке.

- Куда же полетели наши листочки растеряшки? Конечно же. Они тоже нашли свой домик, свое дерево, а он называется «клён», а листья «кленовые».

Речевая игра «Назови одним словом».

Воспитатель берет 1 листок:

- Это листок с тополя. Как назвать одним словом, какой это листок? (тополиный). Это листок…

4. Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности:

- Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).

- Мы смогли помочь листикам, которые потерялись? Как их называют

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)
Публикации по теме:

«Волшебные сказки». НОД по познавательному и речевому развитию (старшая группа) Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в старшей группе по теме «Волшебные сказки» Программное содержание: Образовательная.

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования «В гостях у феи мыльных пузырей» старшая группа Обучающие задачи: Учить самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимые материалы; активизировать и систематизировать: имеющиеся.

«Разноцветные пузыри». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Конспект НОД по познавательному развитию «Секретные записки» (старшая группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности Ф. И. О., должность педагога: А. Ю. Мельникова, воспитатель старшей группы Направление.

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования «Мы — милашки, куклы-неваляшки» Цель: познакомить детей с историей происхождения неваляшки, матрешки; Задачи: • познакомить детей с разновидностями русских народных игрушек.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «В гости к бабушке Яге» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «В гости к Бабушке.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Помощь плюшевому мишке» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные: • Закреплять знания детей о свойствах.

НОД по познавательному развитию «Комнатные растения» старшая группаНОД по познавательному развитию «Комнатные растения» старшая группа НОД по познавательному развитию "Комнатные растения" старшая группа Воспитатель: Владимова Елена Станиславовна Цель: воспитывать у детей.

НОД по познавательному развитию «Подводный мир. Рыбы». Старшая группаНОД по познавательному развитию «Подводный мир. Рыбы». Старшая группа НОД по познавательному развитию. Рыбы. Подводный мир. Старшая группа. Воспитатель: Матвеева Елена Викторовна Цель: формировать представление.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Удивительный песок» Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе Воспитатель: Сыч Н. Н. 2016г Тема: «Удивительный.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 12:07
+387Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 155.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Найди пару» по ФЭМП в младшей группе
Цель игры: формировать элементарные математические представления у детей младшего дошкольного возраста; прививать интерес к математике. Задачи: -...
Мастер-класс «Рисование окрашенной нитью»
Этот вариант нетрадиционной техники рисования - простой, доступный, непредсказуемый и всегда успешный. Его можно применять с детьми, начиная с младшего...
Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к Дню защитника Отечества в...
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу начать свой рассказ о том, как мы готовились и встречали 23 февраля, самый...
Мини-музеи «Армия — наша сила и гордость» в старшей и подготовительной группах
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу рассказать какие замечательные музеи, организовали мы в нашем детском саду "Дельфине" Основные...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»
Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления - «Логические блоки...