Марина Гурьева
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
• Раскрыть для детей термин «семья».
• Обобщать знания детей о семье : компонентный состав семьи (мама, папа, сын, дочь и т. д, основные функции членов семьи, зависимость членов семьи друг от друга.
• Учить детей моделированию, обыгрывать приёмы фантазирования в своей семье с помощью карточек –символов
• Закрепить знание прямого и порядкового счёта в пределах 7.
2. Развивающие :
• Развивать у детей умение давать неоднозначные ответы.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Активизировать невербальный круг общения
• Развивать мелкую моторику рук
• Развивать ориентировку в пространстве
3. Воспитательные:
• Воспитывать в детях навык доброжелательности.
Словарная работа: семья, дружная, крепкая, большая и т. д, родственники, близкие люди, обязанность.
Методические приё мы: вопросы к детям, музыкальное сопровождение, работа с карточками-символами.
Оборудование: карточки-символы (на каждого ребёнка, мяч, цветные рамки (в виде домика, карточки со схематическим изображением эмоций, кольца Луллия, фланелеграф.
Ход занятия: До занятия дети находятся в группе, играют. Воспитатель собирает детей вокруг себя в игровом уголке и начинает занятие.
-Дети, хотите, я вам расскажу сказку, а вы мне поможете? Называется эта сказка «Могучая семья» (пальчиковая гимнастика) :
В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
У них был дом огромный
И крыша с трубой тёмной.
Каждый день семья могучая выходила погулять.
Там дорожка неприметная,
Тут тропинка незаметная,
Не пройти семье могучей
По одной тропинке кучей.
Первый брат остался дома,
А второй пошёл к знакомым,
Третий брат улёгся спать,
Два других ушли гулять.
Что за братья, угадайте?
Вместе с ними поиграйте.
Дети, а почему в этой сказке семья называется «могучей»? Как иначе её можно назвать? А что такое семья? Правильно, семья- это когда близкие люди, родственники живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга. А вы знаете, как произошло слово «семья»? Нет? Тогда присаживайтесь и послушайте мой рассказ (дети садятся на стульчики).
На полянке стоял домик (показ на фланелеграфе)
Тук-тук! Кто в домике живёт?
«Я»-ответил дедушка (показ модели,
«Я»-сказала бабушка.
«Я»- проговорил папа.
«Я»-сказала мама.
«Я»-крикнул старший сын.
«Я»-ответила средняя дочь
«Я»-пролепетала младшая дочь.
-Ребята, сколько жильцов живёт в домике? Сколько раз жильцы ответили «Я»? Верно, мне ответили «семья». У вас на столе лежат такие же карточки, как у меня. Найдите среди них себя, а теперь положите вокруг себя тех, кто вы живёте. Что у вас получилось? А что у тебя? Ребята, как вы думаете, нужны ли нам мамы и папы? Давайте, поиграем в игру «Горячий мяч». Правило следующее: я каждому из вас буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы будете быстро отвечать, потому что мяч –горячий, долго в руках его держать нельзя.
Проводится игра «Зачем» :
-зачем тебе мама?
-зачем тебе папа?
-зачем мама папе?
-зачем папа маме?
-зачем ты маме?
-зачем ты папе?
-Ребята, смотрите, получается так, что каждый нужен для кого-то. Поэтому и получилась семья. У каждого в семье есть обязанности. А какие обязанности выполняет мама в твоей семье7 какие обязанности выполняет папа? А какие обязанности у вас, ребята? Значит, вы – помощники. Самая главная в семье роль – роль помощников.
-У меня есть волшебные круги. На маленьком круге изображены члены семьи. Давайте, назовём их. А как вы думаете, что изображено на большом круге? Да, это обязанности, которые могут выполнять и папа, и мама, и дочь, и сын. Раз у нас круги волшебные, давайте их повернём…Что же случилось? Посмотрите на папу, чем он будет заниматься? Так бывает или нет? А что в это время будет делать мама? Сын? Дочь? А если так случится, то почему? (два-три варианта сделать).
-Дети, я очень знаю интересную игру. Она называется»Угадай, кто чем занимается?» для того, чтобы угадать, кто что делает, необходимо внимательно смотреть. Кто здесь? Кто стоит первым?. А мама? Кто хочет быть мамой? (роль обозначается моделью).
Остальные ребятки будут «спать», а мы с мамой придумаем занятие. Закрывайте глазки.
Звучит спокойная музыка, дети отдыхают на ковре.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись!
-Пойдёмте-ка, посмотрим, чем занимается мама? (дети наблюдают и отгадывают. Т. о дети берут на себя роли папы, дочки, сына и т. д)
-Ребята, чтобы семья была дружной, чтобы всем было хорошо и уютно в семье, как должны относиться в семье друг к другу? А всегда ли в семье бывает мир и согласие? А почему так бывает? А что нужно сделать для того, чтобы семья была дружной и крепкой? А ещё понимать чувства своих близких. Я буду показывать карточки, а вы внимательно их рассмотрите, и постарайтесь отгадать настроение, изображённое на них. (показ эмоций, изображённых на иллюстрациях).
-Молодцы, вы можете понимать чувства других. Но, что делать, если маме грустно? Надо сказать ласковое слово. И вы, наверное, знаете много ласковых слов. Давайте, назовём их. Ребятки, мне так приятно было услышать много хороших, добрых слов. Я, надеюсь, что ваша семья очень крепкая, такая же как в этом стихотворении:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – я,
Дружная семья!