Ирина Шилкина
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представлений детей о физических явлениях и процессах в окружающем мире через организацию поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие:
• расширить знания об электричестве;
• обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
• рассказать о принципе работы батареек, научить детей использовать батарейки на практике;
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• формировать перспективы познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
• формировать умение наблюдать, познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, через получение новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами для решения исследовательской задачи;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы и умозаключения;
• развивать инициативность, любознательность, сообразительность, активность и самостоятельность.
Речевое развитие:
• обогащать активный словарь детей;
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
• закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков (Никита К.);
• поощрять попытки делиться с педагогом впечатлениями и об источнике полученной информации.
Художественно-эстетическое развитие:
• умение фиксировать этапы действия и результаты эксперимента;
• повышать работоспособность организма при использовании музыкотерапии.
Физическое развитие:
• формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного обращения с электроприборами и о влиянии использованных батареек на здоровье человека и окружающей среды.
Социально-коммуникативное развитие:
• воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, осознание себя как личности;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов при проведении исследовательской деятельности;
• формировать способность к волевым усилиям, следовать правилам поведения;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа:
Беседы:«Что мы знаем об электричестве», «Где живёт электричество», «История возникновения электричества», «Как электричество попадает к нам в дом», «Откуда к нам пришла электрическая лампочка», «Электричество в природе», «Правила безопасности».
Чтение: интернет –сайты: «Величество - электричество», «Сказка о летающем яблоке», «Легенда об янтаре», «Шарики под потолком», «Сказка про Гром и Молнию».
Просмотр серий мультфильма «Фиксики»: «Электричество», «Батарейки», «Провода»; «Уроки осторожности тётушки Совы».
Загадывание загадок об электричестве и электроприборах;
Создание мини-музея «Музей света»;
Изготовление и рассматривание макета «Как электричество приходит в дом»
Ход занятия:
В группе оборудована минилаборатория. Входят дети.
-Здравствуйте, ребята! Вы пришли в мою научную лабораторию. А знаете, что такое лаборатория?
-Лаборатория это место, где проводят опыты и эксперименты, делают выводы о результатах опытов.
-Правильно. Да, лаборатория это место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Да)
- Разрешите мне быть руководителем лаборатории, а вы будете младшими научными сотрудниками. Договорились? (да).
-Тогда одеваем халаты. Кто готов подойдите, пожалуйста, ко мне.
-Скажите, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (ученые хотят разгадать загадки природы)
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. Вот и для вас у меня есть загадка:
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)
-Электричество рождается на больших станциях. А какие электростанции вы знаете? (ветряная электростанция, электростанция на солнечных батареях, гидроэлектростанция, атомная электростанция).
- А какие электростанции есть в нашей Тверской области? (Калининская атомная электростанция, находится в г. Удомля)
-Молодцы! Электростанция вырабатывает ток, а затем по проводам он попадает куда? (в дома, на заводы, в магазины, школы, детские сады).
-Научные сотрудники, как вы думаете можно в современном мире прожить без электричества? (нельзя).
- Скажите, а зачем нам нужно электричество? (чтобы было в доме светло, можно было посмотреть телевизор, постирать и погладить белье, слушать музыку, сушить волосы феном и др.).
- А если в детском саду не будет электричества, мы сможем здесь находиться? (повар не сможет готовить еду, в группах будет темно, отключат отопление, не будет воды)
-Я вижу, что мои сотрудники знают о важности электричества в нашей жизни. Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. Но я могу зажечь фонарик и без проводов. Откуда в нем электричество? (в нем есть батарейки).
-Внимание! Послушайте задание. Посмотрите, у нас есть изображение электрической розетки, и есть изображение батарейки. На картинках изображены приборы. Вам надо определить какие приборы работают от батарейки, а какие от розетки.
-Молодцы, научные сотрудники и с этим заданием вы справились. Что можно сказать про эти приборы? (эти приборы работают от розетки)
-Что поступает в розетку? (электричество)
- Значит, как эти приборы называются? (электроприборы)
Давайте вспомним с вами правила обращения с электроприборами (дети называют правила)
1. Без разрешения взрослых не подходить к электроприборам и не включать их.
2. Не тяните за провод.
3. Не вставляй в розетку посторонние предметы.
4. Не трогать мокрыми руками электроприборы и розетки.
5. Уходя из дома выключать свет и электроприборы.
- А что можно сказать про эти приборы? (это электроприборы, которые работают от батарейки)
-А послушайте, что я вам расскажу. Батарейки – маленькие источники электрического тока. Электрический ток состоит из ионов, которые заряжены положительно и электронов (слайд, которые заряжены отрицательно (слайд). Давайте рассмотрим батарейку (слайд). С одной стороны на ней нарисован +, значит здесь живут ионы. А на другой стороне нарисован -, значит здесь живут электроны. И как только мы ставим батарейку в электроприбор ток из батарейки поступает в прибор и он начинает работать. Обратите внимание на слайд.
- А сейчас, научные сотрудники, я предлагаю вам превратиться в ионы и электроны. Когда звучит музыка – вы двигаетесь, как только музыка стихает- вы должны остановиться. (физкультминутка)
Опыт №1
- А как же можно увидеть, что в батарейке живет электричество? Давайте займем рабочие места и проведем опыт. Как вы думаете, а можно ли с помощью батарейки сделать магнит? (да) посмотрите, что лежит у вас на подносе (батарейка)
- Какая батарейка? (пальчиковая)
- Как вы думаете, почему ее так называют? (батарейка похожа на палец)
-Что еще вы видите на подносе? (металлический предмет, прибор)
-Обратите внимание, что у прибора есть проводами и шляпка. А сейчас, научные сотрудники, внимание! Послушайте мою инструкцию! Надо взять прибор и положить перед собой на стол, металлический предмет положить рядом с шляпкой прибора. Провода надо присоединить с двух сторон батарейки. А сейчас приступаем к работе. Что у вас получилось? (предмет примагнитился)
- Какой вывод мы можем сделать? (в батарейке есть ток и по проводу он поступил в прибор, а прибор примагнитил металлический предмет)
Наблюдение за луком.
-Научные сотрудники проводят не только опыты и эксперименты, но и наблюдают за разными явлениями. Предлагаю вам подойти к столу. Батарейки приносят нам пользу, но они не долговечны. Нам приходится их выбрасывать. Посмотрите, у нас есть два горшка с растениями. Что вы можете сказать про это растение? (У растения листья зеленые, появились новые листочки)
-В этот горшок я посадила лук, предварительно закопав в почву вышедшие из строя батарейки. Подумайте и скажите, хорошо ли себя чувствует растение? (нет)
- А почему вы так думаете? (батарейки выделяют вредные вещества и растение не растет, а погибает, растение стало вянуть, желтеть, погибать)
-Внимание на экран (слайд с Фиксиками)
-Когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают, как вы думаете куда? (в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим).
-Что может произойти с живой природой? (Человек начинает болеть различными заболеваниями, гибнут растения, деревья, животные).
- Да, страдает не только человек, но и вся окружающая среда.
-Давайте сделаем вывод: Батарейки выбрасывать нельзя! Их надо сдавать в специальные пункты. Теперь вы знаете, чем опасны батарейки.
Слайд с Фиксиками «В лабораторию поступило срочное задание! В нашей лаборатории есть неисправные приборы. Их нужно найти, а помогут вам в этом картинки-подсказки»
- Вы согласны его выполнить? Картинки-подсказки находятся в ваших карманах. С их помощью вы определите нахождение этих приборов (дети находят игрушки)
-Всем младшим научным сотрудникам предлагаю пройти к своим рабочим местам. Как вы думаете, почему не работают игрушки? (в игрушках нет батареек)
-Правильно. Что нам надо сделать, чтобы игрушки заработали? (вставить батарейки)
-Кто знает, на что нужно обратить внимание, когда ставим батарейку в прибор? (надо рассмотреть батарейку, найти + и -, затем найти такие же знаки на корпусе игрушки и поставить батарейку)
Опыт №2
-Правильно! Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки в игрушки. Если вы сделаете все правильно- прибор заработает, вы его отключаете, кладете в коробку и приступаете к зарисовке результата опыта в дневнике наблюдений.
Слайд с фиксиками «Молодцы! Задание выполнено!»
-Ребята, а кто изучает электричество? (учёные).
-Можно сказать, что сегодня мы были учёными? (ответы детей)
-Какие же научные опыты мы проводили? (вставляли батарейки в игрушки, наблюдали за луком, делали электрический магнит)
-Скажите, интересно ли вам было? А что было сложно? А с чем вы легко справились?
-А вы хотите продолжить изучать электричество и участвовать в других научных открытиях? (да)
-А в следующий раз в нашей научной лаборатории мы попробуем провести опыт с безопасным электричеством.
- Вот и подошел к концу наш рабочий день. Давайте снимем халаты.
-А за хорошо выполненную работу Фиксики прислали вам посылку, хотите посмотреть что там? (да)
-Это энциклопедия. Теперь мы с вами сможем узнать еще больше про секреты природы.