МААМ-картинки

НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) «Свойства воды, льда и пара»

Айса Зумаева
НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) «Свойства воды, льда и пара»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Свойства воды, льда и пара»

Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Ход урока:

1. Формирование положительной мотивации:

- Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

- Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Публикация «НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) „Свойства воды, льда и пара“» размещена в разделах

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

- Чтобы много узнать на нашем занятии нужно быть очень внимательным, не кричать, а поднимать руку, слушать друг друга.

- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся!

(-Мендут)

2. Введение:

- Сегодня,ребята, мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

- Какая бывает вода? как на калм. Яз. - усн (тёплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

- Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.

Вода –это самое распространённое и уникальное вещество нашей планеты.

-Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада

и брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.

– Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Вода содержится в организмах животных, растений, человека.

«Сок жизни» — так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи. И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? А нужна ли вода человеку?

(Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.)

3. теоретическая часть:

- Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы его прочесть. Слушайте внимательно: «Здравствуйте, дети! Пишут вам три сестрички-капельки. Помогите нам! Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка-снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в льдинке и паринке родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы: «капелька», «льдинка» и «паринка»-родные сестры».

- ребята, хотите помочь сестричкам?

2. практическая часть

- Давайте представим, что наша группа это научно-исследовательская лаборатория. Ведь для того, чтобы доказать, что льдинка, паринка и капелька –сестры, нам нужно исследовать свойства воды и провести несколько опытов. Но для того чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадки:

1. Что в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать.

(вода) 2. Закипел наш чугунок

Из него пошел дымок.

(пар) 3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(лед)

4. Стоит на воде водяной мост. (Речка подо льдом) 5. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая? (вода)

6. Забралась на карниз, Нос свесила вниз. Ночью слезы прячет, Днем от солнца плачет. (Сосулька).

- Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки и можете пройти в нашу «лабораторию». Мы станем учеными, и продолжим исследовать воду.

-Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Физминутка

Проводить научные опыты дело не из легких, поэтому давайте сделаем перерыв для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем?

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

Наклонились и умылись (действия по тексту)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)

Вышли на берег крутой (действия по тексту)

И отправились домой.

- Вы готовы? Тогда приступим к нашим исследованиям.

Вода

Опыт № 1 «Имеет ли вода вкус и запах»

Знаете ли вы вкус соли, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, хлеба. Можно ли назвать воду соленой, горькой или сладкой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Детям предлагается понюхать и попробовать воду. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 2 «Имеет ли вода цвет»

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно сказать, что вода совпадает с одним из цветов? Какого цвета тогда вода. (бесцветная прозрачная). Положите стакан на надпись и прочитайте что там написано. (Солнг). Вывод: вода прозрачная.

Смотрят сквозь стакан на лист бумага с надписью (название группы).

Опыт № 1 «Вода не имеет формы»

Вода постоянно меняет формы, и принимает формы того сосуда, в который ее переливают.

(стакан воды, разной формы и размеров емкости).

ВЫВОДЫ : Вода-это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок.

: Вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Лед

-А может ли вода быть твердой?

- Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (вода превратиться в лед)

- Рассмотрите кусочки льда? Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить как воду? Лед сохраняет форму? Все, что сохраняет форму как лед, называется твердым веществом.

Опыт №1

-Потрогайте лёд руками, Какой лед?. (холодный, .скользкий, гладкий)

Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы,

замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая.

Опыт №2

- Ребята на правую руку наденьте перчатку и возьмите в руки кубики льда. На какой руке лед растает быстрее?

(Лед на левой руке растает быстрее, потому что соприкасается с теплом руки- лед превращается в воду. А в правой руке лед тает медленнее-перчатка разъединяет тепло руки и холод льда.)

Опыт № 3

-В стакан с водой опустите кубик льда. Что происходит (лед не тонет)

-Почему лед не тонет в воде? (Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются

слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он

опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём.

Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

- Ребята, в каком еще состоянии, кроме жидкого может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т. п.).

Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

Пар

-Но вода бывает не только в жидком состоянии.

-Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.)

-Это термос. Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

-Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

-Накрываем воду из термоса в стакан, накрываем стеклом, поднимаем стекло.

- Из термоса выделяется пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

-Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса).

-В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

-Итак, ребята, вы сегодня-молодцы! Мы с вами провели большое и интересное исследование! Так что же мы ответим на письмо? Можем ли мы сказать капельке, льдинке и паринке, что они родные сестры? Почему?

- Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

-Я вам предлагаю превратиться в капельки и тоже побывать в разных состояниях.

Игра «Капельки»

- Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

-Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

-А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

- Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

-А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

- Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

-А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

- Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные свойства воды» Здравствуйте, я - Городов Егор из старшей группы, детского сада №1 г. Шебекино. Тема моего исследования: «Волшебные свойства воды» Когда.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Свойства воды» Дать представления о значении воды в нашей жизни: с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды.

«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы Опыт 1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда". Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды и воздуха» Описание: материал поможет сформировать элементарные представления детей о свойствах воды и воздуха. Материал предназначен для детей 3-4.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Посмотри вокруг — интересное рядом! Свойства снега и воды»Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Посмотри вокруг — интересное рядом! Свойства снега и воды» 1. Исследование снега Ребята изучали свойства снега такие, как белый цвет, хрустит, холодный, тает при комнатной температуре, превращается.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Свойства воды»Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Свойства воды» Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе "Свойства воды" Цель: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой.

Экспериментальная деятельность детей. Опыты «Сравнение прозрачности воды и льда»Экспериментальная деятельность детей. Опыты «Сравнение прозрачности воды и льда» Цели: - развивать у детей познавательную активность, интерес к экспериментальной деятельности; - поощрять стремление детей принимать.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда»Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда» Цель: - продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; - поддерживать стремления детей.

Свойства воды, снега, льда. Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками (свойства воды, снега, льда) Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) «Свойства воды, льда и пара»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 10:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) «Свойства воды, льда и пара»» (включая файлы) размещена пользователем Айса Зумаева (УИ 843557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД