Лариса Мирзаханова
НОД по природному миру с региональным компонентом образ. Область «Познание». Тема «Насекомые Пермского края. Пчела»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМСТВО С ПЧЕЛОЙ.
Цель: Дать понятия о пчеле и закрепить знания детей о насекомых Пермского края
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
1. Уточнить представления детей о пчеле, её внешнем виде, поведении.
2. Формировать представления о том, что пчёлы – полезные насекомые.
3. Закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчёлы, свойствах мёда (цвет, вкус, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирала нектар).
Публикация «НОД по природному миру с региональным компонентом образ, Область „Познание“, Тема „Насекомые Пермского края, Пчела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пермский край
- Природа Пермского края
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
4. Уточнить форму ячеек в сотах; продолжать развивать мелкую моторику.
РАЗВИВАЮЩИЕ
1. Расширять представления о многообразии насекомых в родном крае.
2. Развивать творческое воображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться и оберегать ее.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Активизировать и обогатить словарь по теме: (нектар, пыльца, соты, ульи, жало, хоботок, пасека, липовый мед, цветочный мед, развивать фразовую речь.
Краткое содержание интегрируемых областей :
Коммуникация:
1. Загадки;
2. Беседа о продукте пчеловодства;
3. Рассказ воспитателя о жизни пчёл;
Социализация:
1. Дидактическая игра «Отгадай насекомое».
Познание :
1. Опытно-экспериментальная деятельность.
Художественно-творческая деятельность:
1. Конструирование из бумаги;
Музыка:
1. Музыкальная пьеса … «Пчёлки».
2. Песня «Пчела» муз, Д. Чистова, сл. Л. Раздобариной.
Физическое развитие:
1. Физминутка «Пчёл-детей учила мать».
2. Подвижная игра «Пчёлы в улей».
Безопасность:
1. Рассказ воспитателя о действиях детей во время укуса пчел
Труд (после занятия) :
1. Посадка цветущих растений.
Материал:
-иллюстрации с изображением насекомых, обитающих в крае (муха, кузнечик, шмель, бабочка, стрекоза, божья коровка и т. д.,
-игрушка пчела, две баночки мёда, вырезанные из бумаги цветы, аудиозапись, шапочки медведя и пчёл, оборудование для конструирования: клей, полоски бумаги для изготовления сот 16см. длиной и 1,5 см. шириной,
магнитная доска, геометрические фигуры (круги, треугольники шестиугольники) по восемь штук размером 7 см.
Методы и приемы организации НОД:
Сюрпризный момент, загадки, схемы, игра, эксперимент, показ, объяснение.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за пчёлами, чтение художественной литературы по теме (М. Бородицкая «Разговор с пчелой», В. Танасийчук «Рассказ о пчеле»); рассматривание альбома «Насекомые»; рассказы детей из личного опыта, составление рассказов по картине о пчёлах, экскурсия в группу «Пчелка» (младшая группа)
Работа с родителями:
Наблюдение за пчелами в природе, составление рассказов вместе с детьми.
Ход
Вводная часть:
Педагог обращает внимание детей на то, что группа стала какой-то необычной: на стенах, столах и т. д. картинки, игры с изображением насекомых.
- Ребята, посмотрите вокруг, что изменилось в нашей группе? (ответы детей)
-На что похожа наша группа, куда мы попали? (ответы детей)
- Правильно, мы попали в страну насекомых. Давайте рассмотрим насекомых и вспомним их названия. (Воспитатель показывает картинку, дети называют насекомое : кузнечик, шмель, божья коровка, муравей, муха, стрекоза, бабочка - капустница, и бабочка-белянка.)
- Молодцы, вы правильно назвали всех насекомых.
Этих насекомых с весны до осени мы встречаем каждый день - это насекомые нашего края. Посмотрите, а на окне лежит конверт, давайте посмотрим, что в этом конверте? (ответы детей)
- Действительно, это картинки, но необычные – это схемы, давайте поиграем с ними.
Проводится игра «Отгадай насекомое». (См. приложение№1).
Загадка:
Сок цветов душистый пьёт
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её (пчела.)
Воспитатель показывает игрушку пчелу на цветке. Она сообщает, что её зовут Майя, она принесла детям подарок, а какой они должны отгадать.
Основная часть:
Подарок от пчелы, спрятан под салфеткой на столе.
- Ребята, давайте посмотрим, что за подарок приготовила пчела Майя. (Педагог открывает салфетку и достаёт баночки с мёдом, открывает и вдыхает запах содержимого). Предлагает детям вдохнуть аромат и догадаться что это. Дети поочерёдно вдыхают аромат, и высказывают предположения.
- Это мёд!
- Правильно, чем пахнет мёд? (Конфетами, цветами, лесом и т. д.).
- Чудесный подарок! Хотите попробовать? (дети пробуют мёд).
-Какой вкус у мёда? А цвет? Когда мёд свежий он жидкий, тягучий, прозрачный, а затем он становится густым и непрозрачным. (Сопровождается показом, дети определяют, в какой баночке свежий мёд).
- Ребята, вы знаете, что в зависимости от того с какого растения пчёлы собирали мёд цвет может быть от светло-жёлтого до тёмного цвета. И называется он по-разному. Как вы думаете, как называется мед, который пчелы собирали с цветков липы? (ответы детей)
- Правильно, липовый мед.
- А мед, который собран с полевых цветов? (ответы детей)
- Молодцы, цветочный мед.
- Дети! Пчела Майя, приглашает нас в гости на пасеку. Пасека- это место, где живут пчёлы. (показ картинки «Пасека»)
- Сейчас я превращаю вас в маленьких пчёлок, мы попробуем повторить всё, что делают пчёлы.
Педагог предлагает детям игру «Пчёл-детей учила мать» на слова Е. Александровой.
Пчела-мать :
пчёл-детей учила мать,
Как на крылышках летать.
Пчела-мать :
жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Как на крылышках летать
Пчё лы-дети:
Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Как на крылышках летать
Пчела-мать :
пчёл-детей учила мать,
Как в полях цветы искать
Пчела-мать :
Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Как в полях цветы искать.
Пчё лы-дети:
Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Как в полях цветы искать.
Пчела –мать :
Пчёл-детей учила мать
Мёд цветочный собирать.
Пчела-мать :
Жу-жу-жу-жу,жу-жу-жу.
Мёд цветочный собирать.
Пчё лки-дети:
Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Мёд цветочный собирать
Пчела-мать :
Пчёл-детей учила мать
Смело улей охранять
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
От медведя охранять.
Пчё лы-дети:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Медведь:
От медведей охранять.
Пчёлы стоят на месте делают пружинку с поворотом и машут крылышками.
(Показывает, как надо махать крыльями.)
Дети повторяют движения матери
те же движения
мать показывает движения
дети собирают мёд с цветов
(Выходит медведь)
пчела показывает, как охранять улей.
Кружит вокруг медведя.
(Дети повторяют движения).
Закрывает голову от пчёл и убегает
- Детки-пчёлки, отдохните, на цветочки вы летите, здесь в ребяток превратитесь (На полу разложены цветы – дети выбирают себе цветок и садятся на него).
- Я вам расскажу, как пчёлы делают мёд. Они хоботками высасывают сладкий сок – нектар из глубины цветка (рассказ сопровождается показом картинок) - и несут его в свой дом – улей, или дупло дерева (показ картинок). Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска. Что же такое воск, кто знает?
-Воск ребята, это пчелиный пластилин, из которого они делают соты, а затем запечатывают их.
- соты пчелы делают определенной формы, а какой мы сейчас с вами вместе узнаем. Давайте попробуем из разных геометрических фигур построить соты, что у нас получится Проводят эксперимент ( делают соты из кругов : слишком большие щели, из треугольников: долго подбирать, из шестиугольников –очень быстро и удобно.)
- Посмотрите, какая фигура подошла больше всего? (ответы детей)
- Молодцы, это шестиугольник.
- А чтобы мёд - не вытек соты пчелы заклеивают воском. (Дети рассматривают мёд в сотах.) Пчёлы, которые приносят мёд, называются рабочими пчелами.
- Как известно мёд – очень вкусный и полезный.
- А чем он полезен людям? (ответы детей)
- Правильно, мёд помогает при простуде, им лечат раны.
- Действительно, мёд добавляют в торты и конфеты, и даже в лекарства. Вот какая польза от мёда.
- Ребята, а как нужно относиться к пчелам?
- Молодцы! Ловить и уничтожать пчёл нельзя – это нужное и полезное насекомое.
- Ребята, как вы думаете, почему пчела ярко окрашена? (ответы детей)
-Действительно, она говорит своим видом всем «Не подходи! Ужалю!». Поэтому пчёл нельзя трогать руками они для защиты используют «жало» в котором находится яд и место укуса сильно болит.
- А теперь, подумайте и скажите, что нужно сделать, если вас вдруг неожиданно ужалила пчела? (ответы детей)
- Правильно, нужно сразу сказать взрослому, чтобы удалить жало. И если это необходимо обратиться за помощью к врачу.
А сейчас мы поиграем в игру «Пчёлы» (игра проводится под музыку см. приложение). - Физминутка
- Ребята, посмотрите, пока мы играли, наши соты наполнялись медом, но одна рамка осталась без сот, давайте все вместе заполним её сотами.
(Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлен материал для конструирования. Воспитатель даёт инструкции по изготовлению сот. Дети выполняют коллективную работу – панно «Пчела на сотах».)
Итог :
- Воспитатель : Наша прогулка на пасеку подошла к концу.
- Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой? (ответы детей).
- Что нового вы узнали о пчёлах? (ответы детей).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Порадовали вы меня и пчёлку Майю, приглашаем вас на чаепитие с мёдом и печеньем.