НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу»

Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу»

Цель: Развитие навыка составления описательного рассказа по картине.

Образовательные задачи:

Закрепление представлений о смене времён года. Уточнение и расширение представлений детей о зиме, типичных погодных явлениях и жизни диких животных в зимний период.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные зимой» …дикие животные, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, хищный, осторожный, хитрый, опасный).

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней.

Составление рассказа по картине (в объёме 7 предложений).

Совершенствование грамматического строя речи и навыка словообразования.

Совершенствование синтаксической стороны речи (распространение предложений).

Развивающие задачи:

Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, зрительного внимания.

Развитие творческого воображения, мышления, памяти, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности.

Формирование положительной установки на участие в занятии. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Воспитание интереса к природе, любви к ней, умения видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: Картина «В зимнем лесу», мольберт, альбомный лист для имитации подзорной трубы, фланелеграф, схемы для составления рассказа, компьютер, музыкальная запись, полоски для составления схемы предложения, листы с заданиями «Лабиринты» на каждого ребёнка, цветные карандаши, мяч.

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки поздней осенью.

Разучивание пальчиковой гимнастики «У лисы в лесу густом…». Подбор слов-признаков к предметам и объектам.

Чтение И. Акимушкин «Жила-была лисица», «Кабан» и «Волк» А. Плитченко, «Как животных цвет защищает» Г. Снегирёв, «Год в лесу» И. Соколов – Микитов.

Слушание и разучивание стихов И. З. Сурикова, А. Михайлова, отгадывание и заучивание загадок о временах года. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Слушание звуков природы.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Логопед: Ребята, какое время года наступило? (Наступила зима). Какое время года было до зимы? (До зимы была осень). Какое время года наступит после зимы? (После зимы наступит весна). Какой сегодня день недели? (Сегодня). Какое сегодня число? (Сегодня …декабря). Декабрь – это первый зимний месяц. Назовите все зимние месяцы.

Логопед: Мы с вами знаем много загадок. Вспомните и загадайте нам те из них, в которых есть приметы зимних месяцев. Старайтесь говорить громко, чётко и выразительно.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу»

2. Работа с загадками. (Развитие общих речевых навыков, памяти; Закрепление детьми знаний признаков зимы).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

«Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год»…. (Декабрь)

Молодцы, громко и с выражением вы читали загадки, и это помогло нам.

3. Объявление темы занятия. Игровая мотивация. «Письмо по электронной почте от Удава, Мартышки и Слонёнка».

Ребята, идите скорее сюда! К нам по электронной почте пришло письмо. Его прислали нам герои мультфильма. Вы их узнали? Кто они? (Это: Удав, Мартышка и Слонёнок). Вот что они написали нам: «Здравствуйте, ребята! Мы живём очень далеко от вас в африканском лесу. У нас сейчас жара. Мы очень хотим узнать, какая погода в России? Чем занимаются в это время года жители леса у вас?»

Логопед: Для того, чтобы интересно ответить на эти вопросы, мы вспомним, что читали о жизни диких животных в детских книжках, рассмотрим интересную зимнюю картину и составим по ней свой рассказ, выполним разные задания и поиграем в увлекательные игры. Ваши ответы мы снимем на кинокамеру и пошлём в Африку нашим друзьям Удаву, Мартышке и Слонёнку. Старайтесь быть внимательными, находчивыми. Как мы будем говорить? Давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

4. Книга - фланелеграф с элементами плана описания ЛИСЫ:

Я предлагаю вам рассмотреть страницы этой книги. На первой странице мы видим лисицу. А остальные страницы помогут нам рассказать об этой красавице.

- Какого цвета животное? (Лиса рыжего цвета.)

-Опиши части тела животного. (У лисы есть голова, туловище, четыре лапы и длинный хвост. Тело покрыто пушистой тёплой шерстью).

-Чем оно питается? (Лиса хищник. Она питается зайцами, мышами).

-Кто детёныши? (Детёныши лисы называются лисятами).

-Где живёт лиса с детёнышами? (Они живут в норе).

Мы с вами вспомнили то, что узнали из книг о лисе.

5. Игра с мячом «Скажи наоборот». (Активизировать употребление слов с противоположным значением).

Логопед: Я хочу поиграть в игру «Скажи наоборот»: День солнечный, а другой день пасмурный; Летом погода тёплая, а зимой холодная, морозная; Снег мягкий, а лёд твёрдый; Снег тает быстрее, а лёд медленнее; Зимой ночь длинная, а день короткий; Лось высокий, а лиса низкая; Медведь толстый, а лиса худая; Мех у бобра гладкий, а у лисы пушистый; У лисы длинный хвост, а у зайца короткий; У мышки коготки тупые, а у лисы острые. У медведя голос громкий, а у лисы тихий; Логопед: Молодцы.

6. Презентация «Дикие животные».

Каких диких животных мы могли бы встретить в лесах Чувашии?

Дети называют и открываются странички компьютерной презентации «Голоса диких животных». (Мы могли бы встретить белку, зайца, лося, кабана, медведя, волка, лису. Как подаёт голос медведь? Медведь рычит. Как подаёт голос волк? Волк воет).

Логопед: Почему эти животные называются дикими?

Дети: Они называются дикими, т. к. сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу, заботятся о детёнышах и лечат себя сами.

Логопед: Да. «…Сами пищу добывают. Сами деток охраняют. Строят прочное жилище и лекарства – травы ищут…».

7. Рассматривание картины из серии «Животные зимой». Беседа по картине с ориентацией на точное и полное описание изображённого. (Совершенствование навыка рассматривания картины. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Развитие связной речи).

Предлагаю детям сесть на стульчики. Снимаю накидку с картины.

Логопед: Ребята, у меня на мольберте стоит картина «В зимнем лесу». Вы внимательно рассмотрите всё, что нарисовано на ней. (Звучит музыка).

Девочка Оля Горбенко написала красивое стихотворение про зимний лес:

Хорошо в лесу дремучем –

Много елей там колючих.

Много сосен и дубов.

Много лис и много сов.

Рано утром в лес пойду

И увижу там лису.

Заблестит снегами лес

От земли и до небес.

Игра «Подзорная труба». (Учить детей: выделять объекты, изображенные на картине, самостоятельно решать игровые задачи и взаимодействовать с другими людьми).

Логопед: Предлагаю вам интересную игру. Надо свернуть лист бумаги в трубу. Запомните игровое правило: навести глазок подзорной трубы на один предмет и назвать его. Надо назвать как можно больше объектов с этой картины, о которых можно спросить: Кто это? Что это?

Дети: На картине: Лес, поляна, деревья, ёлка, кусты, сугробы, берлога, пар, бревно, снег, следы, лиса, сорока.

Игра «Слова-действия».

Логопед: А теперь подберите слова – действия к тем объектам, которые вы увидели в подзорную трубу. Я начинаю: Лес стоит и шумит. Деревья грустят. Ёлочка спит. Берлога дышит. Пар поднимается. Бревно лежит. Снег скрипит. Следы ведут в лес. Лиса принюхивается, крадётся, охотится. Сорока кричит, взлетает.

Игра «Скажи красиво». (Расширять и активизировать словарь прилагательных. Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами).

Логопед: Подберите ответы на вопросы: «Какие? Какая? Какой?». В предложении должно быть слово-признак, которое относится к выбранному объекту. Например: Шумит густой, сказочный лес.

Дети: Деревья стоят грустные. На горке стоит красивая ёлочка. Спит пушистая ёлочка. Торчат маленькие кусты. Сугробы глубокие. Берлога незаметная. Поднимается тёплый пар. Лежит старое, толстое бревно. Мягкий, белый, чистый снег покрывает землю. Крадётся хитрая, внимательная, любопытная, осторожная лиса. Взлетает испуганная сорока.

Игра «Потому что, потому». (Развитие мышления, умения составлять сложные предложения).

Я начну предложение, а тот, кого я назову, должен закончить это предложение.

Логопед: На деревьях лежит снег, потому что….

Ребёнок: На деревьях лежит снег, потому что картине нарисована зима.

Логопед: На снегу видны следы, потому что….

Ребёнок: На снегу видны следы, потому что пробежал зайчик.

Логопед: На снегу остались следы, потому что снег мягкий.

Логопед: Из берлоги поднимается пар, потому что….

Ребёнок: Из берлоги поднимается пар, потому что там спит медведь.

8. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»:

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках

Белочке в дупле на ели. по одному пальцу на каждое двустишье).

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки сделали бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочерёдно).

Всем тепло, уютно в нём.

9. Подготовка детей к рассказу. Составление плана рассказа. (Развитие планирующей функции речи).

Логопед: Составьте рассказ по картине «В зимнем лесу». Используйте такой план (показываю схемы). Сначала надо сказать, как называется картина.

o Какое время года изображено на картине? Кая погода?

o Чем покрыта земля?

o Какие деревья зимой?

o Какой воздух?

o Что изображено на картине? Расскажите.

o Кто изображён на картине? Опиши его.

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрели картину и добавите в рассказ что-то от себя. Например, можно придумать, что будет после того, как лисичка пройдёт по следу.

Включаю отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Рассматривают картину и слушают музыку. Дети составляют ответы на вопросы по пунктам наглядного плана. Затем один ребёнок из подгруппы рассказывает по всей картине.

10. Рассказ по картине.

Ребёнок: Картина называется «В зимнем лесу».

На картине художник нарисовал зимний лес. Стоит морозная погода.

Вся земля покрыта белым, чистым, пушистым снегом. На снегу видны следы. На картине есть сугробы и медвежья берлога.

Деревья стоят грустные. Летает сорока.

Мне кажется, что воздух холодный, морозный.

По следам крадётся рыжая лиса. Она принюхивается. Хитрая лиса охотится на зайца.

Оценка рассказа детьми и логопедом.

11. Лабиринты «Дикие животные». (Развитие мышления, тонкой моторики. Закрепление навыков словообразования).

Вы видите следы разных животных. Они пробежали каждый по своей дорожке и спрятались. Пройдите по дорожкам разными цветными карандашами, и вы узнаете, где они спрятались.

Логопед: Где спряталась белка?

Ребёнок: Белка спряталась в дупле.

Логопед: Чьи уши торчат из дупла?

Ребёнок: Из дупла торчат беличьи уши.

Ребёнок: Из-за куста торчат заячьи уши. Из норы торчит лисий хвост. Из-за ёлки торчит волчья морда. Из берлоги торчат медвежьи лапы.

Логопед: Вы были очень внимательными и ни разу не ошиблись, старались правильно проговаривать сложные слова.

12. Итог занятия. (Оценка работы детей.)

Предлагаю детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

Публикации по теме:

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима» Цель: формирование лексико – грамматических средств языка Коррекционно - образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Зима»,.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Мебель для домовенка Кузи» Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о мебели, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где изготавливает.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Осень» Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Осень» Образовательные задачи: 1. Формировать представления об.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные»НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Уточнение и расширение знаний детей о домашних животных. Развитие навыка составления описательного рассказа.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Первый снег»НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Первый снег» Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и типичных явлениях в природе. Образовательные задачи: Закрепление представлений.

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь) Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 23:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Классный час в 4 классе «Поздравляем маму»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!...
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык»
"Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. ·...
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить, мне...