Лучший педагог года

НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Наш край — Карелия»

Светлана Пермикина
НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Наш край — Карелия»

«Путешествие в осенний карельский лес»

Цель: Преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Задачи: 1. Образовательные:

- систематизировать знания детей по изученным темам : «Родной край», «Осень», «Дикие звери»;

- обогащать речь детей через знакомство с малыми фольклорными формами.

2. Коррекционно-развивающие :

Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме „Наш край — Карелия“» размещена в разделах

- активизировать высшую психическую деятельность через развитие произвольного слухового и зрительного внимания и восприятия, слуходвигательной и зрительнодвигательной координации, развивать объём кратковременной слуховой памяти; мыслительную деятельность, воображение;

- развивать наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;

- развивать просодическую сторону речи, речевое дыхание, отчетливое звукопроизношение;

- развивать мелкую моторику, подвижность пальцев рук, координированность, точность и переключаемость их движений;

- развивать пространственную ориентировку по плану, по схеме;

- развивать чувство темпа и ритма в сочетании с музыкой, словом;

- развивать словообразовательные навыки, упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

- автоматизировать в речи свистящие и шипящие звуки;

- развивать эмоционально-волевую сферу.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родному краю;

- прививать интерес к народному художественному творчеству, развивать языковой вкус;

- создавать доброжелательную эмоционально-насыщенную атмосферу совместного общения детей и педагогов, формировать радостный, оптимистичный настрой к жизни.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация занятия в PowerPoint ( картинки: флаг и герб Карелии, дикие звери, рисунок Поппельрейтора, план, схема «Ёлочка», фантастические животные, массажные мячики су-джок, мячик «Ёжик», крупный строительный материал, платочки, деревянные палочки, письмо и картинка - африканские дети, ритмические схемы, гимнастические палки, выставка детских аппликаций из шерстяных ниток «Дикие звери».

Интеграция образовательных областей, задачи которых решаются на занятии: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация».

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, речевая, танцевальная, физическая.

Современные образовательные технологии:

Оздоровительные технологии (психогимнастика, пальчиковые игры и в дорсальной системе в том числе, фонопедические упражнения, дыхательные упражнения, массаж су-джок, массаж ушей, зрительная гимнастика. логоритмика, речь с движением, приёмы ТРИЗа)

Элементы социоигровой педагогики (игры с передачей предмета по кругу, деление на компании)

- 2 -

Ход занятия:

I.Организационный момент. Приветствие. Дети встают в круг, обнимают друг друга в парах по кругу и здороваются по имени.

Логопед С. Г. и воспитатель И. А. Речь с движением. (Одновременно на экране проектора на каждую строчку приветствия появляются цветные полосы) :

Здравствуй, солнце золотое! (на экране – красная полоса)

Здравствуй, небо голубое! (синяя полоса)

Я живу в родном краю - (зелёная полоса)

Всех я вас приветствую!

II. 1. Беседа.

Логопед С. Г. :

- Как называется наш родной край?

- Какое изображение появилось на экране7

- Что означает красный, синий, зелёный цвет карельского флага?

(Наш родной край – Карелия. Это карельский флаг. Красный цвет – цвет солнца, радости, любви, синий цвет – цвет неба и карельских озёр. Зелёный цвет – цвет карельских лесов.)

На экране появляется герб Карелии.

- А теперь какое изображение появилось на экране?

- О чём рассказывает нам герб Карелии?

(Полярная звезда указывает, что мы живём на севере. В нашем краю много хвойных лесов, синих озёр, а в лесах много медведей и других зверей.)

Логопед С. Г. : - Да, богат и многообразен животный и растительный мир нашего края. Каких животных много в карельских лесах карельских лесах много зверей, птиц, насекомых, а в озёрах и реках много рыб.)

2. Логопед - Игра с мячом «Вода, воздух, земля».

Логопед произносит слово вода и кидает мяч ребёнку, тот должен назвать обитателя водоёмов, произносит слово «воздух» - называют птицу, «земля» - называют зверя.

- 3 -

3. Воспитатель И. А. : - Давайте же назовём, какие звери водятся в карельских лесах.

Игра «Каскад слов» Дети стоят в кругу. Первый называет зверя и передаёт мяч соседу. Второй ребёнок повторяет первое слово и добавляет своё, передавая мяч следующему. Третий повторяет первые два слова и добавляет нового зверя – и т. д.

4. Логопед: - Давайте, ребята, отправимся в наш лес. Может, нам удастся встретить в нём зверей!

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» (в кругу)

Здравствуй, друг! – правая рука в сторону

Здравствуй, друг! – левая рука в сторону

Становись скорее в круг!

Мы по кругу пойдём и друзей себе найдём1

Здравствуй, зайка! – показываем пальцами зайца

Здравствуй, ёж! – показываем ежа

До чего же день хорош! – крутим большой палец

Белка, здравствуй! – пальцами показываем белку

Волк, привет! – показываем волка

- Здравствуйте! – звучит в ответ. – руки здороваются.

5. Логопед: - А кто нам покажет дорогу в лес? (Появляется мячик – ёжик)

Интонационное упражнение. – Произнесите слово «ёжик»

- удивлённо, - испуганно,

- разочарованно, - тихо призывно,

- радостно громко.

6. Логопед - Фонопедическое упражнение:

Ежа руками не возьмёшь (приседаем, руки перед грудью,

В клубок свернулся хитрый ёж (обнимаем себя за плечи,

Колючий очень ёж на вид (опускаем голову и прижимаем к груди подбородок,

На нас рассерженно фырчит: пф-ф, пф-ф, пф-ф.

- 4 -

(Появляется корзина с массажными мячиками су-джок)

7. Логопед – Посмотрите, в норке ежиная семья! Кто они? (Ежиха с ежатами)

Чистоговорка. Повторите: У ужа ужата, у ежа – ежата.

8. Воспитатель И. А. : Вот сейчас ежиная семья проводит нас в лес.

. Они поведут нас по плану.

Посмотрите, куда ведут разные дорожки7 (Дорожки ведут к ручью, на болото, в лес и на озеро). Хорошо. Как нам пройти в лес? (Сначала идём прямо, потом сворачиваем направо, наискосок вверх направо и прямо)

Молодцы, ребята! Возьмите в руки мячики су-джок.

9. Логопед С. Г. : Динамическое упражнение с массажными мячиками.

(Координация речи с движением. Массаж кистей рук и органов артикуляции с использованием мячиков су-джок)

В осенний солнечный денёк

Ежонок нас ведёт в лесок (катают мячик между ладоней, как колбаску из пластилина).

Идём тихонечко за ним (катают мячик между ладоней и идут по кругу,

Присядем на пенёк (останавливаются, приседают,

Круглая поляна (катают мячик по правой щеке, образуя круг,

Кругленький грибок (катают мячик по другой щеке,

И ещё коряга (катают мячик около губ).

Вот какой лесок! (поворачиваются и идут по кругу друг за другом,

Узкая тропинка (прокатываем мячик по внутренней поверхности правого предплечья,

- 5 -

Тонкая осинка (по левому предплечью,

Зелёная ёлка (прокатываем мячик по внешней стороне правой кисти руки, растопырив пальцы,

Как ёжик, колка (то же по левой кисти,

Ежонок наш большой дружок,

Идти не страшно с ним в лесок (перекладываем мячик из одной ладони в другую, сильно сжимая в кулаке,

Колючки ёжика остры (мячик «прыгает» по ладоням,

И нашим пальчикам нужны.

Вот в лесу мы оказались

И совсем не испугались!

Вот высокие деревья (руки вверх,

Вот ветвистые кусты (руки перед грудью крест накрест,

Вот глубокие болота (присели в кругу,

Ямы, кочки – посмотри! (качаемся, присев с боку на бок).

10. Подвижная игра на внимание и координацию движений.

Воспитатель И. А. : Мы пришли в лес. (Дети гуляют врассыпную0. Вышли на болото! (дети приседают врассыпную). Ламбушка лесная! (Дети встают в маленький круг). Озеро Выг! (круг больше). Белое море! (круг ещё больше). Лес!

(дети по схеме «Ёлочка» ложатся на пол, изображая деревья)

- Речка! (Дети встают в колонну по одному). Тропинка! Дети «ручейком» идут и перестраиваются в круг

11. Муз. руководитель С. П. : Логоритмическое упражнение с платочками. «Осень»

- 6 -

12. Логопед С. Г. : Интонационное упражнение

Что там шепчут листья?

Подойдём и спросим.

Листья отвечают:

Осень – (громко,

Осень – (нормально)

Осень – (тихо).

Упражнение на развитие речевого дыхания :

- Тихо в лесу. Подошли к озеру. Сели. Что растёт у озера?

(Вдох) - Камыши.

- (Вдох) Шуршат камыши.

- (Вдох) В тиши шуршат камыши.

13. Муз. руководитель: Ритмическое упражнение с двумя палочками.

14. Логопед С. Г. : Массаж ушей, зрительная гимнастика.

Посидим, погреемся у костра. Трём уши. Следим глазами за мячиком.

Дыхательное упражнение:

Серый волк в густом лесу – ууууууу! (протягиваем звук, передавая мяч по кругу. Поём, пока мяч совершает круг).

Часто воет на луну: УУуууууууу!

Как услышишь этот вой; УУУУУУУУУУУУУУ,

Убегай скорей домой! УУУУУУУУУУУУУУУУ

15. Логопед С. Г. - Грамматические упражнения. Игра «Переправа» :

- Нам надо спасаться от волка. Нужно перебраться на другой берег озера. А лодки нет и моста нет! Будем строить переправу. Давайте построим модель предложения: каждое слово-досочка в переправе через озеро.

Только я от страха не могу собрать слова в предложении. Помогите мне!

- 7 -

_ - Составьте предложение (из деформированного) :

Выть, лес, волк, в. (Волк воет в лесу.)

- Но что-то короткий получается мост, а озеро не узкое, а? ( дети: Озеро не узкое, а широкое.)

- Давайте добавим слова-признаки: Какой волк? Какой лес? (Волк злой, голодный. Лес дремучий.)

Моделирование и анализ предложения.

Дети составляют предложение и на каждое слово выкладывают дощечки (из строительного материала)

Злой голодный волк воет в дремучем лесу.

- слово - живой предмет

- слово - неживой предмет

- слово-действие

- слово-признак

слово- - маленькое слово- помощник

- заглавная буква в слове

- точка-пауза

Составив модель предложения, дети по одному «переправляются» на другой берег озера, вставая на слово-дощечку и проговаривая его.

16. Воспитатель И. А. – обитатели леса живут по своим законам. Стараются не показываться на глаза людям. И только тот человек, кто научится чутко слушать, зорко смотреть, выдержанно молчать – только тот заметит присутствие зверей в лесу.

Давайте сядем – спрячемся в лесу и постараемся увидеть обитателей леса.

- 8 -

Упражнение на развитие зрительного внимания.

Рисунок Поппельрейтера «Кто спрятался в лесу?»

Дети называют зверей: лося, лосёнка, медведя, белку, бельчонка, ежа, зайца – и птиц: сову, дятла, куропатку.

17. Логопед С, Г. Словообразовательные упражнения. Образование притяжательных прилагательных.

Чей, чья чьё, чьи?

Заячьи уши, лисий хвост, рысья шерсть, лосиные рога, жирафья шея, медвежья голова, кунья грудка, ежиные иголки, бобриные когти, волчий хвост.

- 9 -

18 Воспитатель И. А. : Назовите одним словом и найдите лишнего.

(Это дикие звери наших лесов. Лишний – жираф, животное жарких стран.)

19. Логопед С. Г. : Подумайте, так бывает?

Норка прячется в норке. (Да, норка – зверёк и норка – жилище.)

Лесник построил бобрам избушку. (Нет, бобры сами строят себе жильё – хатки.)

Пальчиковая игра в дорсальной системе.

Дети в шеренге стоят спиной к зрителям. Руки за спиной, пальчики изображают фигуры.

Теремок

Из пальцев, дружок, сложи теремок.

Вот это – ворота, вот это – замок.

Вот серенький зайчик,

Вот мышка-норушка,

Лисичка-сестричка,

Лягушка-квакушка.

Как бы нам замок открыть, в теремок зверей пустить?

Слева – зайка, справа – мышка,

Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ёжик, справа – волк –

Нажимайте на замок.

Зайка, мышка, ёжик, волк

Открывают теремок.

- 10 –

20. Логопед С. Г. : Давайте расскажем, в каких жилищах прячутся дикие звери наших лесов

Речь с движением.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней коры

Хатку делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

21. Влетает Сорока, приносит письмо.

Воспитатель И. А вынимает фотографию - Ребята, нам пишут африканские дети:

- 11 -

(Воспитатель И. А читает письмо)

«Здравствуйте, ребята!

Привет вам из жаркой Африки!

Мы слышали, что в ваших карельских лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят.

И вот мы попытались представить, какими они могут быть. Высылаем вам наши рисунки.

С нетерпением будем ждать вашего ответа – правильно ли мы изобразили зверей ваших северных лесов?

Если же мы ошиблись, просим вас выслать нам фотографии или рисунки с их изображением».

- Логопед С. Г. : Давайте посмотрим рисунки африканских ребят, какими они представляют наших зверей.

- Какие это животные? (Фантастические, сказочные). Из каких животных превратились? (Лосиная голова и волчий хвост. Заячья голова и хвост кабана. Бобриный хвост и рысья голова)

22. Логопед: Словообразовательное упражнение.

- Давайте придумаем им название, сложив два слова.

(Волколось, забан, бобрысь)

23. Воспитатель И. А. : Ребята, угадали африканские дети. Как выглядят наши звери? (Нет) Как же быть? Давайте отправим им посылку с нашими аппликациями зверей.

И ещё пошлём им песенки зверей. И напишем, какой он, наш родной край. (Наш край богатый, красивый, любимый)

- 12 -

24. Музыкальный руководитель С. П. Ритмическое упражнение «Песенка зверей».

Раздаётся стук, грохот, ритмические удары.

25. Логопед С. Г. Речь с движением. Интонационное упражнение.

- Что в лесу опять стряслось? –

Удивился старый лось.

Это дерево упало!

Дров бобрам на зиму мало!

Головой качает рысь:

- Ну-ка, звери, берегись! - дети убегают переодеваться.

26. Инструктор по физическому воспитанию Г. А. Чернова

Величальная.

Потешки. Речь с движением.

Карельский танец с гимнастическими палками.

Использованная литература:

1. Интернет-ресурсы.

2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. СПб. ,2004.

3. «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия с детьми 6-7 лет., М., 2008

5. Севастьянова Е. О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. М., 2010.

6. Беляковская Н. Н. Учим ребё нка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методические рекомендации. М., 2010

- 13 -

Публикации по теме:

Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» 1. ОРГ (Артикул. гимнастика по 5-7мин.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию. Составление рассказа по лексической теме «Мебель» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №85 комбинированного вида" Конспект интегрированного занятия по.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Родной край» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский.

Конспект НОД в подготовительной группе по лексической теме «Лес. Грибы, деревья» Интеграция образовательных областей: речевое; социально-коммуникативное; художественно эстетическое. Ход НОД: Самомассаж лица. (массаж выполняется.

Конспект ООД в средней группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Домашние птицы» Цель: Систематизировать знания детей по теме. Программные задачи: Закрепить у детей представление о внешнем виде домашних птиц. Уточнение.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень». Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень». Цель: Закрепить и обобщить имеющиеся знания детей о приметах осени,.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень». Цель: Закрепить и обобщить имеющиеся знания детей о приметах осени, об изменениях в природе. Задачи: Развивать умение называть приметы осени,.

Конспект занятия по развитию речи «Карелия-мой край родной». Составление описательного рассказа по опорным картинкам Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии..

Познавательное развитие (Ф. Ц. К. М.) в подготовительной группе по лексической теме «Человек» (внутренние органы)Познавательное развитие (Ф. Ц. К. М.) в подготовительной группе по лексической теме «Человек» (внутренние органы) На предыдущем занятии мы с детьми говорили об органах дыхания. И даже нарисовали трахею, бронхи и лёгкие. Рассмотрели наглядный материал,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по лексической теме «Птицы перелётные и водоплавающие» Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы по лексической теме: «Птицы перелётные и водоплавающие».

Автор публикации:
НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Наш край — Карелия»
Опубликовано: 19 января 2017 в 16:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД