НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»

Елена Новикова
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов от слова «снег»).

3. Закрепить умения детей подбирать противоположные по смыслу слова.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать длительный, плавный выдох.

2. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, творческое воображение, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, 2 прозрачные ёмкости со снегом и льдом, 2 салфетки; изображение снежинки, снеговика, снегурочки и снегиря; изображение водопада, листопада, камнепада, звездопада и снегопада; аудиозапись из альбома Чайковского «Времена года. Зима». Раздаточный: снежинки на ниточках по количеству детей, детали снегурочки, изображение зимних явлений из серии «Когда это бывает» по количеству детей, деревянные палочки-лыжи по количеству детей, набор счётных палочек.

Методы и приёмы:

Словесный: вопросы к детям, использование художественного слова, напоминание, уточнение, диалог, беседа.

Наглядный: картинный материал с изображением различных явлений природы.

Практический: самостоятельная деятельность детей.

Игровой: игры-упражнения, дидактические игры.

Метод контроля: анализ деятельности, самоанализ детей.

Используемая литература:

1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей и логопедической группах детского сада для детей с ОНР».

2. Е. В. Косинова «Пальчиковая гимнастика».

Ход:

I.Орг. момент (звучит аудиозапись из альбома Чайковского «Времена года. Зима»).

1. Логопед предлагает детям определить по запаху, что находится в 2-х ёмкостях (определить не удаётся, приходят к выводу, что эти предметы не имеют запаха (интеграция с образовательной областью «познавательное развитие»).

2. Определите, какие это предметы на ощупь и по форме? (в 1 блюдце-холодный, мягкий, рыхлый, мокрый; во 2-холодный, мокрый, скользкий, крепкий). Дети высказывают предположения, о том, что это могут быть снег и лёд (сосулька). Для какого времени года характерны эти явления (для зимы).

-Итак, сегодня мы продолжаем разговор о зиме и её явлениях.

II.Основная часть:

3. Упражнение «Сравни и расскажи!» Цель: закрепить умения детей подбирать противоположные по смыслу слова.

-снег мягкий, а лёд-…твёрдый,

-снег пушистый, а лёд-…гладкий,

-снег белый, а лёд-…прозрачный.

- Что тает быстрее, снег или лёд? Я предлагаю вам провести опыт и в конце нашей деятельности проверить это (поместить в 2-х стаканах снег и лёд).(интеграция с областью познания).

4. На магнитную доску выставляются картинки с изображением: снежинки, снеговика, снегурочки, снегиря.

-Чем похожи все эти предметы (все эти явления бывают зимой). Какое общее слово объединяет их? От какого слова они образованы? (Эти слова образованы от слова СНЕГ).

А сейчас, я бы хотела вас познакомить с ещё одним словом, которое тоже образовано от слова «снег».

- Когда с вершины горы бежит (падает) вода, то, как это явление называется? -Водопад.

-Когда падают камни с гор? –Камнепад.

-Когда опадают листья с деревьев, то это явление называется- листопад.

-А когда идёт снег?- Снегопад! Отлично! Вам самим удалось образовать это слово!

5. Дахательная гимнастика «Снегопад». Цель-развитие целенаправленной воздушной струи). Логопед предлагает детям пустить длительную воздушную струю на снежинки лежащие у них на ладони и закружиться в снежном хороводе (звучит аудиозапись).

Снежинки опустились и превратились в снежную девочку. Что же это за девочка?

6. Д/и «Оживи Снегурочку». Цель: развитие зрительного внимания, воображения и мелкой моторики (из имеющихся частей дети выкладывают Снегурочку). Какая у вас получилась Снегурочка? (красивая, снежная, милая)

7. Игра «Когда это бывает?» Цель: развитие зрительного внимания.

Дети рассматривают рисунок незадачливого художника и определяют, прав ли художник, изобразив зимние явления (лепят снеговика, загорают на берегу замёрзшей реки, катаются на лыжах, катаются на велосипеде, играют в волейбол и т. д.) А во что ещё можно играть в зимний период? (играть в снежки, строить снежный городок, кататься на сноуборде). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах!

8. Пальчиковая гимнастика (использовать деревянные палочки для мороженного):

«Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро на лыжах до леса дошли.

Время к обеду, весь лес обошли,

Быстро на лыжах домой мы пришли!»

(дети выполняют соответственные движения пальцами рук)

9. Игра «Художник-невидимка». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Логопед читает стихотворение:

«Художник-невидимка по городу идёт:

Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока ты спал,

Пришёл с волшебной кистью,

И на окне нарисовал сверкающие листья!»

Логопед предлагает детям превратиться в таких художников и выложить из счётных палочек снежный узор или снежинку (звучит музыкальное сопровождение).

III.Заключительная часть:

10. А сейчас подошло время закончить наш опыт и определить, что же тает быстрее, снег или лёд? Во что превратились лёд и снег? Почему они растаяли (дети рассматривают ёмкости и приходят к различным выводам и заключениям).Логопед предлагает детям вспомнить и перечислить, чем они сегодня занимались, о чём говорили и какие навыки им в этом пригодились.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Подготовил (а).

Фотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиФотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи Фото-отчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиРодители не видят,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр». Тема: Понимание письменного.

Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гостях у Осени» Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «В гостях у Осени» Подготовила: воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Признаки зимы» конспект НОД во второй младшей группе "Признаки зимы". Задачи: расширение и активизация словаря по теме; образование сложного слова "снегопад";.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные наших лесов». Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» Конспект занятия по.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи на тему «Мой город» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осьминожка» компенсирующей направленности тема:"Мой любимый город" Цель: формировать.

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПРОткрытое занятие по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №7 «Ромашка» г. Сальска.

Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг» Пояснительная записка: Актуальность. Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 17:31
+136Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...