МААМ-картинки

НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»

Наталья Аминева
НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»

НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка»

по теме «Осень».

Разработала:Аминева. Н. К.

Сургут 2017

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Учить детей составлять описательный рассказ с использование мнемотаблицы

Расширять и закреплять представления детей о характерных признаках осени, активизировать словарь по данной теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.

Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах

Совершенствование грамматического строя речи, закреплять умения согласовывать числительное с существительным.

Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ.

Учить правилам композиционного размещения предметов.

Развивающие задачи.

Развивать память, логическое мышление, фонематический слух, длительность плавного выдоха; зрительное и слуховое внимание, связную речь. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.

воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь самостоятельность инициативность и умение работать в команде. Закрепить навыки аккуратности. Развивать творчество. Учить доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование:

Мнемозагадка, шкатулка, мяч, листочки, колокольчик, указатели для центров, картинки к игре «Разрезные картинки», природный материал, картон, бумага, клей, ватман, салфетки бумажные, раскраска «Осень» по количеству детей.

Словарная работа:

введение в активный словарь новых понятий и слов золотая, нарядная, разноцветная, солнечная, печальная, ненастная, дождливая, красивая, хмурая, ласковая, задумчивая, расписная, пестрая.

Предварительная работа; беседа о времени года осень, наблюдения в природе за осенними явлениями разучивание стихов, поговорок, пословиц и песен об осени, рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий; изготовление заготовок для мнемотаблиц, заучивание стихов, поговорок и пословиц об осени.

Ход занятия:

I. Приветствие.

Здравствуй солнце золотое, (руки вверх)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (руки вверху покачивают)

Здравствуй маленький дубок (присели на корточки)

Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую. (Протягивают руки друг другу берутся за руки (улыбнемся друг другу и гостям)

II. Организационный момент:

Дети садитесь на стульчики посмотрите на доску и послушайте мнемозагадку

Вот художник так художник

Все вокруг позолотил

Даже самый лучший дождик

Эту краску не отмыл

Отгадать загадку просит,

Кто художник этот? (осень)

Дети: время года - осень. (под музыку появляется осень)

III. Мотивация

Осень : Здравствуйте ребята!

Я, Осень Золотая. Поклон вам мой друзья

Давно уже мечтаю. О встречи с вами я

Вы любите, когда я прихожу?

Я красоту повсюду навожу.

Воспитатель: Здравствуй Осень.

Дети: Здравствуй Осень!

Воспитатель: Ребята посмотрите какая осень к нам пришла?

Давайте порадуем осень и скажем какая она?

Дети: Осень золотая, нарядная, разноцветная, солнечная, печальная, ненастная, дождливая, красивая, хмурая, ласковая, задумчивая, расписная, пестрая.

Осень : Молодцы, ребята. (дети садятся).

Осень : Спасибо ребята.

Воспитатель: Осень в нашей группе есть копилка шкатулка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. Хочешь послушать осенние приметы и пословицы.

Осень : Конечно

Воспитатель:

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет. Егор

Красна весна цветами, а осень пирогами. Данила

Лето со снопами, осень с пирогами. Арсений

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. Даша

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду. Андрей Гром в сентябре - теплая осень. Динислам

Много желудя на дубе - к лютой зиме. Софина

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. Ариша

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. Артур

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно. Дима

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась народными мудростями и вашими знаниями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Осень а тебе понравились приметы и пословицы?

Осень : Молодцы ребята.

Воспитатель: Дети давайте сыграем в игру «Назови признаки осени» будем передавать осенний листочек друг другу.

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.

-Осенью дни становятся короче. (а ночи длиннее)

- Осенью солнце… (светит, но слабо греет)

-Осенью на небе… (хмурые облака, из них идет дождь)

- Осенью деревья… (осенью роняют листья)

- Осенью на земле… (лежит золотой ковер)

-Осенью птицы … (улетают в теплые края, их называют перелетные)

- Осенью звери… (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки)

- Осенью люди … (одеваются теплую одежду).

-Осенью листья - Листья осенью желтеют, опадают. Это явление называется листо-пад

-Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

-Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

-Насекомые осенью -Насекомые осенью прячутся в кору деревьев.

Воспитатель: Молодцы.

Физкультминутка:

Осень в гости к нам идет.

Ветер дует, дождик льёт.

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Птицы все на юг летят,

Машут крыльями, спешат.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот» игра с мячом – антонимы.

холодно — жарко

легкий - тяжелый

сухой — мокрый

чистый — грязный

ясно — пасмурно

темно — светло

глубоко — мелко

высоко – низко

длинный-короткий

веселый-грустный

белое-черное

ранняя-поздняя

Воспитатель: Молодцы ребята. Осень тебе понравились ответы детей?

Осень : Да, молодцы.

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель: Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку,рассмотррите внимательно и скажите с какого дерева листочек? ( Дети собирают листья: осины, дуба, клена, рябины и называют

С клена – кленовый лист.

С дуба – дубовый лист.

С березы – березовый лист.

Воспитатель: А сейчас мы превратимся в осенний ветерок, положите листочки на ладошки и будем дуть.

Воспитатель: Очень хорошо у нас получился замечательный листопад. Ну почему же осень у нас такая грустная?

Осень. «Ребята ветер принес письмо! Злой колдун устроил путаницу в лесу: птицы ложатся в спячку, насекомые хотят улетать на юг, а животные вьют гнёзда. Помогите, ребята, пожалуйста!»

Воспитатель: Ну что? Поможем Осени вернуть всё на свои места. Тогда приступаем!

III. Презентация центров. осенними листочками)

Воспитатель: Сегодня работают три центра, каждый центр обозначен своей эмблемой, мы будем изготавливать мнемодорожки для составления рассказа об осени.

Центр искусства, здесь будут работать дети у которых березовые

листочки, в этом центре вы будете изготавливать мнемодорожку обозначающую погодные явления.

В центре естествознания – мнемодорожка обозначающая живую и неживую природу осенью, здесь будут работать дети у которых кленовые листочки.

В центре математики вы будите изготавливать мнемодорожку с содержанием: сад- огород, одежда, будут работать дети у которых дубовые листочки

IV. Выбор центров активности.

V. Работа в центрах активности.

Центр науки и естествознания

А: Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?

Ответы детей:

А: Что относится к живой природе?

Ответы детей:

А: Кто относится к животному миру?

Ответы детей:

А: Что относится к растительному миру?

Ответы детей:

А: Что происходит осенью с деревьями?

Ответы детей:

А: Что происходит осенью с животными?

Ответы детей:

А: Что происходит осенью с птицами?

Ответы детей:

А: Что происходит осенью с насекомыми?

Ответы детей:

А: Что происходит осенью с животными?

Ответы детей:

А: Как называется явление, когда падают листья?

Ответы детей:

А: С помощью чего можно изобразить листопад?

Ответы детей:

А: А насекомых и животных мы будем делать из листьев.

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. Белки, лисы, зайцы осенью линяют - меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые в кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Центр математики

А. Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?

Ответы детей:

А: С наступлением холодов как меняется одежда у людей?

Ответы детей:

А. Из предложенных образцов одежды выберем осеннюю.

Ответы детей:

А. А теперь давайте сложим из частей целое.

А: Какую работу люди выполняют в полях и огородах?

Ответы детей:

А. А теперь давайте сложим из частей целое.

А. Что собирают в лесу?

А. А теперь давайте сложим из частей целое.

Ответы детей:

Люди надевают тё плую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки. Люди на полях и огородах собирают урожай овощей, в садах фруктов. В лесу собирают грибы и ягоды. Я люблю время года осень еще и потому что 1 сентября школьники идут в школу.

Центр искусства.

А. Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?

Ответы детей:

А: Какие погодные явления происходят с наступление осени?

Ответы детей:

А. Какое солнце осенью? Из какого материала можно изобразить солнце?

Ответы детей:

А. Какое небо? Из чего сделаем небо?

Ответы детей:

А: Какие идут дожди? Какой материал будем использовать чтобы изобразить капли дождя?

Ответы детей:

А: Какая продолжительность дня и ночи? Найдите схему обозначающую продолжительность дня и ночи.

Ответы детей:

А. Какой осенью дует ветер? А ветер мы нарисуем.

Ответы детей:

Солнце светит. но греет слабо. Небо хмурое, часто идут долгие моросящие дожди. Дует холодный осенний ветер. Дни становится короче, а ночи – длиннее.

VI. Рефлексия

Воспитатель: Заканчиваем работу (звоню в колокольчик) дети подойдите ко мне. (дети подходят, работы детей раскладываю на столе, газету на мольберт)

Воспитатель: Напомните ребята, о чем говорилось в письме и о какой помощи попросила нас Осень?

Ответы детей: Злой колдун устроил путаницу в лесу: птицы ложатся в спячку, насекомые хотят улетать на юг, а животные вьют гнёзда.

Воспитатель: Осень, не волнуйся! Присаживайся! В лесу теперь все в порядке. Дети тебе расскажут, что у нас получилось.

Дети садятся на стульях и составляют рассказы.

Наступила долгожданная золотая осень. Солнце светит. но греет слабо. Небо хму-рое,часто идут долгие моросящие дожди. Дует холодный осенний ветер. Дни становится короче, а ночи – длиннее. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный и опадают, начинается листопад. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. Белки, лисы, зайцы осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые в кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди надевают тё плую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки. Люди на полях и огородах собирают урожай овощей, в садах фруктов. В лесу собирают грибы и ягоды. Я люблю время года осень еще и потому что 1 сентября школьники идут в школу.

Осень : Спасибо, ребята! Порадовали вы меня!

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Какую работу выполняли в центрах?

Ответы детей:

Осень : Ребята, вы все молодцы и в игры умеете играть, и стихи рассказываете, я буду у вас в гостях три месяца. Назовите первый месяц. (Второй месяц, третий месяц, дети рассказывают стихи.

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села, Даша

Мчатся птицы за моря

И открылись школы.

Октябрь

В октябре, в октябре Софина

Частый дождик на дворе.

Ноябрь

Поле черно-белым стало,

Капает то дождь, то снег, Ариша

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Осень : Молодцы! У меня для вас есть подарки – осенние раскраски. А сейчас мне пора уходить, но мы с вами еще встретимся. До встречи, ребята.

Дети прощаются с осенью.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «До свидания, осень!» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях. Программные задачи: ОО «Развитие речи»: - развивать диалогическую речь.

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе по теме «Чудесная ложка» Образовательная область – речевое развитие. Интеграция ОО – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Конспект НОД Тема: «Осень» Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень бывает разная» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень бывает разная». Цель: Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Перелётные птицы» Цели: расширить словарь по теме; развивать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже; подбирать слова-признаки, слова-действия; развивать.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень» Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”. Задачи: образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи «Осень» Цель: Закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Перелётные птицы» Цель: Научить детей составлять описательный рассказ о перелетных птицах; Познакомить детей с названиями перелетных птиц; Научить правильно.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Осень золотая» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Программное содержание: 1. Систематизировать.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень» «Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 22:08
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД