Евгения Поздеева
НОД по развитию речи «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Составление описательного рассказа о весне.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие :
- систематизировать знания детей о весне и её признаках;
Речевое развитие :
- расширить и активизировать словарь по теме «Весна» : весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);
Публикация «НОД по развитию речи „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне;
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
- подбирать слова с противоположным значением;
- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие весну, солнце, почки.
Социально-коммуникативное развитие :
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формирование навыков сотрудничества;
Физическое развитие : - удовлетворять потребность детей в двигательной активности (физминутка).
Материал к занятию: Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна»;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент:
«Станем рядышком, по кругу.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся
– Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!»
Воспитатель: Сейчас мы проходим и встаем около своего стула. Сядет тот, кто будет внимательный. Задание для девочек: «Я называю слово, а вы называете его ласково: Солнце – солнышко, Луч-лучик, Птица-птичка, Туча-тучка, Лист-листочек, Ветер-ветерок, Ручей-ручеек, Проталина-проталинка, Облако-облачко. А мальчики скажут наоборот. Я говорю ласково слова, а вы нет. (дети по одному называют слова и садятся за столы).
Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам старшей группы «Парус»». Давайте посмотрим от кого оно. На конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирем детям конверт)
Дети: Это - Белый медведь.
Воспитатель: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь. (открываем письмо и читаем) : «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. /Прикрепляем картинку с изображением медведя «Умки»/
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Так давайте и расскажем Умке о весне?
Дети: Давайте.
Воспитатель: После какого времени года наступает весна?
Дети: После зимы.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы по порядку.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Март.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова» :
- Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие) -… +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.
-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят) -Молодцы, вы все назвали верно.
-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» :
«Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной (ясная)
Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)
Физминутка «Весна»
Солнышко-солнышко, золотое донышко (Руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (Сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (Имитируем движения руками, как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (Медленно приседаем)
А цветочки вырастают (Медленно поднимаемся)
Воспитатель: А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет! Например: весна пришла потому, что пригревает солнце.
Воспитатель: Молодцы!
- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить картину о весне.
Игра «Путаница» (Работа с фланелеграфом). Дети по желанию выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.
Воспитатель: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?
Дети: Весна!
Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
Дети: Зеленым.
Воспитатель: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)
Дети: Зима!
Воспитатель: Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит? (белый, почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от внимания детей). Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой - открой,
И скорей беги домой!
Воспитатель: Отдохнули? А сейчас послушайте мой рассказ о весне. Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по - весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?
Воспитатель: - А теперь вы попробуйте рассказать сами. Кто хочет рассказать? Начнет Захар (если у ребенка не полный ответ, предлагаем другому дополнить) - продолжит Маша….
Воспитатель: - Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне, напишем рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом времени года.
Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются, задаем наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал) 3-4 предложения.