НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы

Оксана Ефимова
НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

- развивать навык анализа содержания и языкового оформления текста;

- формировать навык планирования развёрнутого высказывания;

- употреблять обогащённую лексику в активной речи.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент, чтение, отгадывание загадок, беседа;

- дидактические игры «Скажи наоборот», «Исправь ошибку»;

- театрализация рассказа с игрушками, рассматривание графических схем, выстраивание графической мнемодорожки.

Оборудование:

Игрушки: волк, белка; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; куклы (игрушки) Волк и Белка; мнемотаблица.

Предварительная работа:

- изучение лексической темы «Дикие животные»;

- рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

- чтение рассказа «Волк и белка» Л. Н. Толстого

- Рисование белки и волка.

- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Один - много»

Ход занятия

1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия)

На столе пальчиковый бассейн.

- Опустите руки в бассейн (по очереди) и постарайтесь нащупать в нём фигурки. Кто это? (Лиса, волк, заяц, белка и т. д.)

- Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие животные)

2. Подготовка к восприятию текста (развитие слухового внимания, мышления)

- Подумайте, о каком животном я говорю?

Всё зубами щёлк да щёлк,

Бегает по лесу… (волк).

Не умеет он дружить,

Оттого так скучно жить.

По веткам скачет и играет,

Никого не обижает,

Известна добротой своей,

Шубка рыжая на ней. (Белка)

- Какие слова помогли вам догадаться? (Волк бегает по лесу, щёлкает зубами. Белка скачет по веткам в рыжей шубке).

- Не случайно мои загадки были про этих животных. Мы сегодня вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Волк и белка».

3. Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти)

Чтение адаптивного рассказа

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк хотел её съесть.

- Пусти меня, - просит белка.

- Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.

Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и зла никому не делаем.

4. Беседа по содержанию (развитие диалогической речи)

- Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка).

- Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел её съесть).

- О чём она попросила волка? (Белка попросила отпустить её).

- Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы).

- Что спросил волк у белки? (Почему белки такие весёлые? (Почему волку всегда скучно)

- Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжёт).

5. Словарная работа (лексический разбор словосочетания, оживление личного опыта детей)

- Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, паром, горячим чаем)

- Кто из вас обжигался? Это больно?

- А когда больно, хочется веселиться или плакать?

- Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

Во время беседы стимулирую речевую активность детей.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот» (развитие антонимии)

Бросаю мяч детям по очереди и предлагаю закончить предложение.

- Волк злой, а белка… (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом … (отпустил). Волк сидит внизу, а белка … (наверху). Волк сидит под деревом, а белка … (на дереве). Волк спрашивает, а белка … (отвечает). Белка говорит, а волк её … (слушает).

В конце игры вспоминаем названные слова

Злой – добрая

грустно – весело

схватил – отпустил

внизу – наверху

под деревом – на дереве

спрашивает – отвечает

говорит – слушает

7. Игра «Исправь ошибку» (преобразование деформированных фраз)

- Ребята, к нам в гости пришли Волк и Белка (куклы). Они подружились, и волк больше не скучает, а наоборот, очень любит пошутить. Животные хотят поиграть с вами и предлагают исправить ошибки.

Волк прыгал с ветки на ветку.

Волк упал на белку.

Белка хотела съесть волка.

- Пусти меня, - просит волк.

Волк сидит на дереве.

Белка сидит под деревом.

Волки весёлые, а белкам всегда скучно.

Волку оттого скучно, что он добрый.

Белки весёлые оттого, что злые.

Злость сердце греет.

8. Повторное чтение рассказа (развитие долговременной слухоречевой памяти, драматизация рассказа)

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а помогут мне наши гости Волк и Белка

С помощью игрушек рассказываю.

9. Моделирование рассказа (развитие памяти, мышления, диалогической речи)

Раскладываю схемы, необходимые для составления алгоритма рассказа

- Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку.

С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Вместе с детьми составляем план рассказа, выставляя графическую мнемотаблицу.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи)

- Волк и белка хотят послушать наши рассказы. (Дети по очереди, опираясь на мнемотаблицу, составляют пересказ)

11. Итог (оценка деятельности детей)

Вместе с куклами положительно оцениваю деятельность каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе по придумыванию продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: Придумывание продолжения рассказа "Белочка, заяц и волк". Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД по речевому развитию Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст с 5-6 лет) Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы
Опубликовано: 16 мая 2019 в 17:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

27 мая. Общероссийский день библиотек

Кроме педагогов, в нашем МААМовском сообществе есть также немало библиотекарей. Сегодня их профессиональный праздник, и мы спешим поздравить с ним всех сотрудников российских библиотек! В эпоху...

Аппликация в технике оригами «Хохломская роспись» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщать к русской народной культуре, русскому народному творчеству и истории. Задачи: Образовательные - учить создавать образ хохломской росписи...
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет»
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет». Цель: Продолжать знакомить с явлениями природы с весной. Развивать любознательность и наблюдательность....
Физкультурные сказки
Прыжки На болоте жила была Лягушка. На этом болоте было много кочек , по которым каждый день Лягушка прыгала от одного берега к другому. Однажды на это...