НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы

Оксана Ефимова
НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

- развивать навык анализа содержания и языкового оформления текста;

- формировать навык планирования развёрнутого высказывания;

- употреблять обогащённую лексику в активной речи.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент, чтение, отгадывание загадок, беседа;

- дидактические игры «Скажи наоборот», «Исправь ошибку»;

- театрализация рассказа с игрушками, рассматривание графических схем, выстраивание графической мнемодорожки.

Оборудование:

Игрушки: волк, белка; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; куклы (игрушки) Волк и Белка; мнемотаблица.

Предварительная работа:

- изучение лексической темы «Дикие животные»;

- рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

- чтение рассказа «Волк и белка» Л. Н. Толстого

- Рисование белки и волка.

- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Один - много»

Ход занятия

1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия)

На столе пальчиковый бассейн.

- Опустите руки в бассейн (по очереди) и постарайтесь нащупать в нём фигурки. Кто это? (Лиса, волк, заяц, белка и т. д.)

- Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие животные)

2. Подготовка к восприятию текста (развитие слухового внимания, мышления)

- Подумайте, о каком животном я говорю?

Всё зубами щёлк да щёлк,

Бегает по лесу… (волк).

Не умеет он дружить,

Оттого так скучно жить.

По веткам скачет и играет,

Никого не обижает,

Известна добротой своей,

Шубка рыжая на ней. (Белка)

- Какие слова помогли вам догадаться? (Волк бегает по лесу, щёлкает зубами. Белка скачет по веткам в рыжей шубке).

- Не случайно мои загадки были про этих животных. Мы сегодня вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Волк и белка».

3. Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти)

Чтение адаптивного рассказа

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк хотел её съесть.

- Пусти меня, - просит белка.

- Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.

Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и зла никому не делаем.

4. Беседа по содержанию (развитие диалогической речи)

- Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка).

- Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел её съесть).

- О чём она попросила волка? (Белка попросила отпустить её).

- Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы).

- Что спросил волк у белки? (Почему белки такие весёлые? (Почему волку всегда скучно)

- Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжёт).

5. Словарная работа (лексический разбор словосочетания, оживление личного опыта детей)

- Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, паром, горячим чаем)

- Кто из вас обжигался? Это больно?

- А когда больно, хочется веселиться или плакать?

- Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

Во время беседы стимулирую речевую активность детей.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот» (развитие антонимии)

Бросаю мяч детям по очереди и предлагаю закончить предложение.

- Волк злой, а белка… (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом … (отпустил). Волк сидит внизу, а белка … (наверху). Волк сидит под деревом, а белка … (на дереве). Волк спрашивает, а белка … (отвечает). Белка говорит, а волк её … (слушает).

В конце игры вспоминаем названные слова

Злой – добрая

грустно – весело

схватил – отпустил

внизу – наверху

под деревом – на дереве

спрашивает – отвечает

говорит – слушает

7. Игра «Исправь ошибку» (преобразование деформированных фраз)

- Ребята, к нам в гости пришли Волк и Белка (куклы). Они подружились, и волк больше не скучает, а наоборот, очень любит пошутить. Животные хотят поиграть с вами и предлагают исправить ошибки.

Волк прыгал с ветки на ветку.

Волк упал на белку.

Белка хотела съесть волка.

- Пусти меня, - просит волк.

Волк сидит на дереве.

Белка сидит под деревом.

Волки весёлые, а белкам всегда скучно.

Волку оттого скучно, что он добрый.

Белки весёлые оттого, что злые.

Злость сердце греет.

8. Повторное чтение рассказа (развитие долговременной слухоречевой памяти, драматизация рассказа)

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а помогут мне наши гости Волк и Белка

С помощью игрушек рассказываю.

9. Моделирование рассказа (развитие памяти, мышления, диалогической речи)

Раскладываю схемы, необходимые для составления алгоритма рассказа

- Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку.

С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Вместе с детьми составляем план рассказа, выставляя графическую мнемотаблицу.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи)

- Волк и белка хотят послушать наши рассказы. (Дети по очереди, опираясь на мнемотаблицу, составляют пересказ)

11. Итог (оценка деятельности детей)

Вместе с куклами положительно оцениваю деятельность каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе по придумыванию продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: Придумывание продолжения рассказа "Белочка, заяц и волк". Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД по речевому развитию Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст с 5-6 лет) Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…» Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж» Конспек по речевому развитию в старшей группе на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»». Задачи: - учить детей пересказывать сказки,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе и пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк». Образовательные задачи: продолжать учить.

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта Задачи. Связная речь: учить детей передавать.

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как заяц зимует» в подготовительной группе Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять.

Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» ХОД ЗАНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. -Осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Птичка» по серии картин» Пересказ рассказа Л. Толстого «Птичка» по серии картин. Задачи: -Обучать детей составлять пересказ близко к тексту; - закреплять умение.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка» для детей средней группы
Опубликовано: 16 мая 2019 в 17:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...
Консультация для педагогов на тему: «Зачем учителю надо публиковать свой труд в...
Публикация авторских материалов на образовательных  порталах и в социальных сетях направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального...
Конспект НОД по аппликации «Мороженое эскимо» в младшей группе
Программные задачи. Обучающие : учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» ( сминание, скатывание в комок) ; - учить...