Получи документы

Конспект НОД «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка»

Элиза Шахбанова
Конспект НОД «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка»

НОД по теме «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка в старшей группе».

Составила: Шахбанова Элиза Ахмедовна

МБОУ ЦРР №62 г. Махачкалы

«Путешествие в Цветочный город»

Цель: посредством поисково- исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта собственной исследовательской деятельности.

Публикация «Конспект НОД „Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка“» размещена в разделах

[b]Задачи

- Формирование целостного мировидения в результате экспериментирования.

- Учить осторожно обращаться с незнакомыми веществами.

-Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы.

- Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

- Формировать представление о свойствах мыльного раствора.

- Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей», чтение произведений Н. Носова, энциклопедий, рассматривание иллюстраций.

Материалы: визитки «ученый – исследователь», письмо, компьютер, проектор. Схемы к каждому опыту, изображение корабля, йод, шприцы, вода, розетки, чайные ложки, губка, тарелочки, зубочистки, сода, лимонная кислота, уксус, воздушные шарики, цветочки, магниты, железные, пластмассовые, деревянные детали, трубочки, баночки синей, желтой и красной краски, макет вулкана-гейзера, одноразовые стаканчики, салфетки, кисточки, раскраска Незнайка.

Ход занятия.

Вход (под гимн Незнайки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Ведь у нас в Дагестане гостям всегда рады, это для нас праздник.

Ребята, вы любите мультфильмы? (да). Да, а вот я их тоже люблю. Среди всех мультфильмов, мой самый любимый - это «Приключение Незнайки и его друзей». Я хочу его вам показать. (показывают фрагмент из мультфильма). Вы узнали этого веселого озорника, непоседу Незнайку? Интересно что на этот раз он натворит? И это мы узнаем из этого письма. Ребята, я сегодня получила письмо, из Цветочного города в котором живут Незнайка и его друзья, от астронома Стекляшкина.

Давайте посмотрим что написано в письме:

«Здравствуйте, ребята! Нам очень нужна ваша помощь. Незнайка опять всех расстроил. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину, но Незнайка все детали перепутал и теперь все предметы лежат вместе. А также он устроил путаницу в лаборатории Знайки. Помогите Незнайке все исправить, иначе Знайка не возьмет его в полет на луну.

А как добраться в наш город, вы узнаете, разгадав мое секретное послание».

Воспитатель достает из конверта изображение корабля, путеводитель -, а так же лист с изображением йода, стакана воды и губки).

- Ребята, вы хотите отправиться в Цветочный город и помочь Незнайке? (да)

- Тогда попробуем разгадать загадку Стекляшкина. Нам нужно определить путеводитель, а поможет в этом вот эта схема. Что изображено на ней? (йод, вода, губка).

- Вы видели йод? Где его применяют? (в медицине). А нам йод понадобится для приготовления проявляющего раствора. Итак, мы с вами проведём первый эксперимент.

Эксперимент №1. Налить в розетки 4-5 чайных ложек воды, затем добавить ложки йода, размешать. С помощью губки слегка смочить бумагу.

Йод вступит в реакцию и наше невидимое изображение проявится.

На бумаге появляется изображение звезды. Что вы видите? (звезду). Значит астроном Стекляшкин в своем секретном послании сказал, что нашим путеводителем будет звезда, сияющая в небе.

Ребята, вам понравился эксперимент? (да). Тогда предлагаю вам стать учеными- исследователями. (закрепить бейджики).

- Ну что ж юные ученые, мы с вами продолжим экспериментировать.

Ребята, нам для отплытия на корабле нужна путеводная звезда. А вы ее видите? Давайте тогда сами ее сделаем. Посмотрите на предметы на столе.

Эксперимент №2. На столе в тарелочках разложено по 5 надломленных под прямым углом спичинок. Сложите спичинки на тарелочках в виде солнышка, а теперь из шприца капните несколько капель в середину солнышка и наблюдайте.

- Что вы видите? (постепенно палочки расправляются и образуют звезду). Получилось!

- Кто сделает вывод? (дерево впитывает воду и палочки не могут оставаться согнутыми, они выпрямляются)

- Что ж, путеводную звезду мы сделали.

- Чего же нам не хватает для путешествия? (корабля). А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Какие предметы не тонут в воде? (ответы детей). Очень важно чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Воздух помогает держаться кораблю на воде.

А сейчас приготовьтесь плыть по морю на корабле. А по какому морю мы можем плыть? (Мы живем на берегу Каспийского моря, значит мы можем плыть по Каспийскому морю.)

- Ну, что, поплывем!

Дети заходят на корабль и отплывают под песню гр. «Непоседа» «А рыбки в море»

- Наш корабль приплыл в назначенное место- Цветочный город.

Выход из корабля. Любуются Цветочным городом.

Встреча с Незнайкой.

Незнайка: вы кто такие? Что вы тут делаете?

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Мы приехали из д/с чтобы помочь тебе.

Незнайка: А кто вам сказал что мне нужна помощь? Я все могу сам.

Воспитатель: Нам отправил письмо твой друг Стекляшкин и обо всем рассказал. Ты устроил путаницу в лаборатории Знайки, а еще перепутал все детали Шпунтику и Винтику.

Незнайка: Так им и надо. Они не взяли меня на постройку космического корабля.

Воспитатель: Незнайка может мы с ребятами поможем вернуть все на свои места, тогда возможно, Знайка возьмет тебя в полет на луну.

Незнайка: Вы правда мне поможете?

Воспитатель: Поможем ребята? (да).

Тогда веди нас в мастерскую Шпунтика и Винтика.

- Да Незнайка, ты и в правду все детали перепутал. Ребята как нам отобрать железные предметы? А как вы можете отличить железные предметы от остальных?

Дети: по весу, они тяжелее других, они тонут в воде.

-Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а разгадав ее, вы узнаете, чем отобрать железные детали.

Бывает маленьким, большим

Железо очень дружит с ним

С ним и незрячий непременно

Найдет железо в куче сена. (магнит).

-надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться.

Эксперимент №3. Дети проводят магнитом над предметами и железные детали притягиваются к магнитам.

- Ребята, а каким свойством обладает магнит?

Дети делают вывод что магнит имеет свойство притягивать железные предметы. Это свойство называют магнитной силой.

- Незнайка, здесь уже все в порядке. Веди нас теперь в лабораторию Знайки. Дети проходят через поляну.

Физкультминутка: п/и «В поле выросли цветы».

Заходят в лабораторию Знайки.

- Ребята, нам надо вспомнить правила безопасности в лаборатории:

Правило№1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.

Правило №2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.

Правило №3. Нельзя что-либо засовывать в нос.

Правило №4. нельзя без разрешения трогать оборудования и приборы.

А чтобы мы в лаборатории не испачкались надо засучить рукава и одеть фартуки.

-Незнайка, а что ты хотел найти в лаборатории Знайки?

- Я только хотел закрасить свой портрет, но у меня нет зеленой краски, вот я и искал их здесь чтоб закрасить галстук.

- Ну уважаемые коллеги, давайте покажем опытным путем как получить зеленый цвет. На занятиях по художественному творчеству вы уже научились смешивать краски и получать новые цвета. Здесь есть две баночки с желтой, синей и красной краской. Как вы думаете, какие цвета нужно смешать, чтобы получилась зеленая краска? (ответы детей). Проверим!

Эксперимент №4. Смешивание красок. Двое детей в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан и моментально получается зеленый. Незнайка то же делает с красками.

Незнайка: Вот это да! Теперь я смогу закончить свой портрет. Только вот я, когда искал зеленую краску переставил вот эти стаканчики и теперь не помню в каких была мыльная вода, а в каких чистая. А Знайка мне строго-настрого запретил все здесь трогать.

- Не расстраивайся Незнайка, наши дети помогут определить, где находиться мыльная вода, а где чистая.

- Ребята, а как нам это определить?

С помощью трубочки мы можем подуть в воду, там, где мыльный раствор, образуется шапка из мыльной пены, а чистой воде нет.

Предлагаю это проверить.

Эксперимент №5: «Мыльные пузыри». Дети опускают трубочку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуются мыльная пена.

- Чем отличается мыльная вода от чистой? (На мыльной воде образовалась пена). Пена образуется, когда частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.

Дети вместе с воспитателем делают вывод: в чистой воде пена не образуется.

Дети ставят стаканчики с мыльной водой в поднос с надписью: «Мыльная вода»

Незнайка: Ребята, а вы правда ученые? А вы сможете сделать так, чтобы заработала эта штука? Знайка сказал, что это вулкан. И мне нельзя его трогать – это опасно.

- ребята, а вулкан- это что? (вулкан – это гора из которого выходит горячая лава). Слайд вулкана.

-Незнайка, правду сказал Знайка, детям нельзя запускать вулкан. Техника безопасности не позволяет, а вот гейзер можно.

- Ребята, а что это - гейзер? (Гейзер – это водяной вулкан). Слайд гейзера.

Чтение стихотворения Н. Кнушевитской «Гейзер».

Фонтанчики горючие

Повсюду так и бьют,

Лишь на минутку спрячутся

И снова тут как тут.

Канфорку же для гейзера

Не надо зажигать.

Подрос фонтанчик весело

И спрятался опять.

-Раз уж так тебе интересно, я как старший научный сотрудник покажу, как извергается вулкан.

Я запущу вулкан, а вы гейзеры.

Эксперимент №6 вулкан или гейзер. Дети насыпают соду и лимонную кислоту, затем наливают воду – гейзер извергает шипучий фонтан.

- Ребята, а что произошло с содой и лимонной кислотой?

Дети делают вывод, что, когда частицы соды и лимонной кислоты растворились в воде, образовалось много углекислого газа. Вот он и выходит из воды в виде пузырьков.

- Незнайка, нам очень понравилось у вас в Цветочном городе, но нам уже пора вернуться в д/с.

Незнайка: спасибо ребята, вы мне очень помогли. Поэтому я вам подарю свой рисунок.

- Благодарю, Незнайка! Мы повесим его на самом видном месте, в память о нашем путешествии.

Ребята, давайте вернемся на корабль. Наша путеводная звезда укажет нам дорогу.

Дети садятся на корабль и возвращаются в детский сад. Выход из корабля. Дети садятся на стульчики.

Рефлексия:

- Вам понравилось наше путешествие?

- Кем мы сегодня были?

- Что интересного мы с вами узнали?

- Что больше всего вам понравилось?

На прощание предлагаю вспомнить девиз ученых:

То, что я слышал, я забыл.

То, что я видел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников Самоанализ работы над темой: «Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников» воспитатель МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка», Тарара.

Использование экспериментов в познавательном развитии детей с нарушениями речи .

Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка» Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С. Гин «Детская.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную.

План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 г. Дата Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Разработка и оформление дидактических.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега» Конспект НОД во второй младшей группе по поисково-исследовательской деятельности Тема: Интеграция образовательных областей: Коммуникация,.

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. А. П. Усова.

Презентация к педсовету «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольника» Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой.

Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку,.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»Воспитатель МБДОУ д/с№10 «Мишутка» Жигалова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 10:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД