НОД «Откуда хлеб пришел»

Валентина Долбнева
НОД «Откуда хлеб пришел»

П. с. Познакомить детей с историей хлеба, орудиями труда, результатами труда людей, его общественную значимость, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившего его.

Словарная работа: хлебозавод, хлеб из лебеды, ржаной, хлебороб.

Ход: Воспитатель загадывает загадку:

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Сытный, белый, черный и ржаной. (Хлеб)

Вы, наверное, уже догадались, о чем я хочу рассказать. О том, что всегда заботило и радовало человека, чему он отдавал свой труд и талант. О том, что для каждого из нас обычно, как солнечный свет, как дыхание. О том, без чего не представляешь ни степные дали, ни рассветного утра, ни родного дома.

- О хлебе.

Вы видели пшеничное зерно? Оно такое маленькое! Четь больше капли, какую ты замечал на ветке дерева осенью. А знаешь какое оно сильное? Никого на земле нет сильнее зерна. Потому что оно никогда не живет в одиночку. Зерно живет вместе с такими же, как оно само зернышками, в КОЛОСЕ.

А сейчас я предлагаю Вам экскурсию в наш музей.

Дети отправляются в музей хлеба, их встречает экскурсовод.

1зал: «Хлеб в сказках, загадках, пословицах.

Расставлены книги, загадки и иллюстрации из книг, пословицы на плакатах.

Экскурсовод рассказывает о том, что во многих сказках говорится о хлебе, много пословиц и загадок. Пересказывает сказку Г. Н. Андерсона «Девочка, которая наступила на хлеб».

Спрашивает какие пословицы они знают о хлебе.

Хлеб всему голова.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Что посеешь, то и пожнешь.

Снегу много – хлеба много.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Молодцы ребята, знаете пословицы, а загадки умеете отгадывать?

Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. (колос)

На просторе в море хлеба замок с башнями до неба,

Замок с башнями до неба сохранит все море хлеба. Элеватор)

Не море, а волнуется. (поле)

Молодцы ребята! А стихи о хлебе почитаете? Читают. (5мин.)

А теперь перейдем в другой зал: «От хлеба древнего».

Здесь вы видите древние орудия труда земледельца. Я хочу вам рассказать о том, как появился хлеб.

Давным – давно это было, в теплых краях, там где никогда не бывает снега, не трещат морозы. Летней порою среди трав выросли из земли золотые теремки. Теремки стояли на тоненьких золотых столбиках. Стояли и хранили великие тайны для человека. А человека рядом не было. Он тогда жил высоко в горах, ел коренья и мясо дикого зверя. Долго ждал колос человека. И все-таки дождался. Встретились они. Было это тоже давно. А случилось это так…

Много дней и ночей лили холодные дожди. Мужчины ушли на охоту и долго не возвращались. В пещере остались одни женщины и дети. Дети плакали от голода. Все корешки, луковицы около пещеры были съедены и вот старейшина из женщин отправилась на поиски пищи. Но ничего не было видно, кроме мокрой, пожелтевшей травы, но возвращаться с пустыми руками нельзя и она продолжала поиски. И вдруг, на склоне увидела незнакомые растения. Их стебли были увенчаны колосьями. «Что в них?» Старейшина нагнулась к одному из растений. Из колоса на ладони упали золотистые зерна. Женщина бросила их в рот, разжевала. «Вот пища! Вот спасение!»

Вот так человек открыл хлебные растения. А чтобы зерна удобно было есть, женщины растирали их на камне, смачивали водой и питались вот таким жидким киселем. Затем люди изобрели вот такую ступу для размельчения зерна. (Показ).

Однажды женщины натерли столько киселя, что весь не съели и оставили его на камне около огня. За ночь камень раскалился от огня и жидкий кисель на камне спекся. Люди погоревали, что пропало столько добра, но когда камень остыл, они почувствовали приятный вкусный запах. Соскоблили запекшийся кисель и попробовали на вкус, им очень понравилось, вот так ночной огонь научил людей печь хлеб.

Со временем они научились пахать землю, совершенствовались орудия труда. (Рассказ об орудиях на выставке). (5мин.)

3й зал: «Горький хлеб»

А сейчас я вам расскажу о горьком хлебе. Почему горький? Да потому, что речь здесь пойдет о трагических страницах в истории хлеба. Хлеб всегда доставался великим трудом, а особенно он ценился в военные годы. Солдат уходил на войну, брал с собой горсть родной земли и горсть пшеницы.

Послушайте стихотворение «Горстка пшеницы» Ивана Кашпурова, написанная в память рядового Ивана Бессменного.

Весна

Зацветают хлеба на Кубани, а брат мой не вернулся с войны.

Нес горстку пшеницы в нагрудном кармане,

А жизнь не донес до победной весны,

Согретые сердцем последним биеньем,

Пшеничные зерна в свой срок проросли.

Зеленой семьей порою весенней

Упрямо пробились они из земли,

И там, на околице, у польской границы,

Где степь удивительно в мае цветет,

Десяток колосьев кубанской пшеницы

К земле наклоняясь хозяина ждет.

Пройдет ли здесь пеший, проедет ли конный –

И каждый услышит средь трав поутру,

Как зреющий колос над миром зеленым

Протяжно и мирно звенит на ветру.

Посмотрите на этот кусочек хлеба, здесь 200гр., а в этом 125гр., это столько хлеба получали в день в блокадном Ленинграде. Голодом и огнем пытались фашисты сломить сопротивление жителей. Дорогой жизни называли Ледовую дорогу через Ладожское озеро, связывающую блокированный, голодный но не сдавшийся, не сломленный духом Ленинград с Большой Землей, со всей нашей огромной Родиной. По дороге жизни в город везли, прежде всего, хлеб, один мешок, которого, спасал сотни жизней.

Послушайте стихотворение Морозова «Военный хлеб».

Я помню хлеб военный, горький, он весь почти из лебеды,

В нем в каждой крошке, в каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен круто,

Нелегкий хлеб, нелегких дней,

Но, как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью взгляд отводила стороной.

Я знал: война, но что такое совсем – совсем не понимал.

И только слышал как порою, средь ночи запад громыхал.

Как горе было гостем частым, им были детства дни полны

Особо помню я, что счастью был равен горький хлеб войны.

И если сейчас, наш народ обеспечен разнообразным хлебом, булочками, батонами, пирожками, то в этом заслуга тех, кто сражался за хлеб, кто отдавал свои жизни в великой битве против фашизма.

Хлеб надо беречь как самое драгоценное в мире. Вот что в народе говорят: «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал». (5мин.)

4й зал: «Кормилец»

Кормилец! Так на Руси называли самых уважаемых, самых лучших людей. И в настоящее время – люди, посвятившие свою жизнь выращиванию хлеба, становятся в нашей стране национальными героями, ведь цена ему ЖИЗНЬ.

А сейчас я хочу познакомить вас с нашим земляком – хлеборобом Василием Акимовичем Гоголевым. (Показ фото). С человеком, который всю свою жизнь посвятил хлебу, земле. За добросовестный труд был награжден трудовыми медалями, ценными подарками. Он любит свою работу и не боится трудностей.

Рассказ о хлебозаводе в городе Изобильном. (5мин.)

«Хлеб – всему голова» - так называется наш последний зал.

Рассказ экскурсовода о выставке хлебных изделий, как называется и что еще можно спечь. (3мин.)

Затем дети идут в группу, воспитатель предлагает одеть фартуки и из теста сделать хлебные изделия. Дети делают и кладут на противни, несут на кухню. Перед этим воспитатель читает стихотворение: «Хлеб» П. Руденко.

Хлеб в трудах добывается, сам собой не родясь.

Хлеб не просто богатство – хлеб опора, опора для нас.

«Будет хлеб, будет песня» - правда в этих словах.

Будет хлеб полновесный – будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен, будем бережны же,

Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на земле. (12мин.)

Публикации по теме:

Календарное планирование по тематической неделе «Откуда хлеб пришел?» Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. То делает хлеб, где из чего, из каких зерновых культур делают муку, какую. Кто делает.

Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел» Мини - музей «Откуда хлеб к нам пришёл» Актуальность: Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без.

«Откуда хлеб пришел». Конспект занятия в образовательной области «Познание» Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Тема: «Откуда хлеб пришел» Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Презентация «Мультимедийное пособие «Откуда к нам хлеб пришел» Презентация на тему "Откуда к нам хлеб пришел. " Беседа с детьми закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

НОД с детьми старшей группы «Откуда пришел хлеб»НОД с детьми старшей группы «Откуда пришел хлеб» Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба. Задачи: Познавательное развитие: • Выявить значение слова «Хлеб» • Закрепить знания детей.

Опыт работы по реализации проекта «Откуда хлеб пришел». ФотоотчетОпыт работы по реализации проекта «Откуда хлеб пришел». Фотоотчет Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет самой первой святыней. Золотые слова забывать мы не вправе: «Хлеб – всему голова.

Конспект занятия «Откуда хлеб пришел» ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ Задачи: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать.

Конспект занятия «Откуда хлеб пришел?» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Дети, вы любите кушать хлеб? Какой хлеб бывает? (Белый, черный).

План работы группы по проекту «Откуда хлеб пришел» План работы по проекту «Откуда хлеб пришел» Сентябрь 1. Беседа о сельскохозяйственном труде. Знакомство с профессией хлебороба. Рассматривание.

Конспект занятия в рамках познавательно-исследовательского проекта «Откуда хлеб пришел» Познавательно- исследовательский проект «Откуда хлеб пришел» Тип проекта: познавательно – исследовательский Цель: познакомить с путешествием.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
НОД «Откуда хлеб пришел»
Опубликовано: 1 мая 2018 в 20:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Консультация «Большой вред маленькой батарейки»
Большой вред маленькой батарейки. В жизни каждого малыша окружают множество ярких и красивых игрушек. Немалая часть машин, роботов, кукол, мишек и еще...
Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет
Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет. Стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма,...
Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике — День...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике - День защитника Отечества? "....