Татьяна Жителева
Конспект НОД в подготовительной группе «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русский народный женский костюм»
Направление образования и развития: познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Цель образовательной деятельности: расширение представления детей о старинном русском национальном костюме.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Задачи:
Формировать интерес к жизни наших предков.
Углублять представления детей об истории страны.
Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная
Формы реализации детских видов деятельности: описание куклы; просмотр слайдов о русской женской одежде; игра «Салки»; игра «Найди и покажи»; хоровод «Калина»; пальчиковая гимнастика.
Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: кукла в национальном костюме, русский народный костюм; презентация по теме занятия, аудиозаписи русских народных песен, сундук, лапти, раскраски русского женского костюма, цветные карандаши.
Предварительная работа: НОД на тему «Одежда» рассматривание фотографий, рисунков с предметами народного костюма, элементами вышивки.
Методика проведения.
1. Вводная часть.
Под русскую народную музыку в помещение входят дети.
Их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель. Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краев, всех ждём, встречаем,
Рассказать о своем национальном костюме предлагаем.
-- Посмотрите, у нас сундучок стоит старинный. Что же там лежит?
Достаёт куклу в национальном костюме.
---Ах, это гостьюшка к нам пришла! Как, вы, думаете, её зовут?
Имя ее – Марьюшка. Что вы можете сказать про имя гостьи? (Красивое, ласковое, доброе. нежное.)
2. Основная часть.
Воспитатель: - Какого цвета у куклы волосы? (Светло – русые)
- Какого цвета кожа? (Светло – розовая, белая)
- А какие глаза? (Голубые, небесные)
- О русских девушках говорили, что у них волосы, как лён, сами – как лебёдушки, а глаза васильковые.
- Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка. (Одета она в белую льняную рубаху, и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетеные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены)
Воспитатель. (Словесно - иллюстративный рассказ с элементами беседы.)
-- На Руси был обычай: когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и всегда носить головной убор кокошник. (Показ уборов на портретах женщин) Русский национальный костюм – это сарафан (Показывает на кукле). Сарафан – это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Его шили из домотканой шерсти, окрашенной в чёрный цвет. Девичий был сшит из двух полотнищ, а в женских по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Пояс берегли и передавали из поколения в поколение. Вышивка с золотыми пуговицами, тесьмой, шнурами была одним из украшений сарафана. Но главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту.
Головной убор – кокошник, расшитый золотыми нитями. Обычно поверх кокошника надевали платок. На Руси женщин были разнообразные головные уборы. Они тоже связанны с национальными обрядами и традициями. Вот, например, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье, с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома. Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием. Обряд проходил очень торжественно и назывался «повивание». «Прощай, коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться», - так приговаривали свахи, одевая невесту. В таком наряде девушки были красивы и хороши. Их поэтому и называли лебёдушками, павами. Но одежда на Руси имела различное назначение. Была одежда и праздничная, и рабочая, повседневная, а также свадебная, похоронная. Как вы думаете, в какую одежду одета Марьюшка?
- Подумайте, чем отличается праздничная одежда от повседневной? (Ответы детей)
- Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, серебряным шнуром, низ сарафана выкладывали лентами, полосками бархата, вышивали. Вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защищала от злых сил. Вышивка на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу. Пояс считался самым главным оберегом. Поэтому – то ходить без пояса считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.
Дети рассматривают детали костюма, при желании примеряют его.
- Наша Русь – всегда славилась искусством мастериц – рукодельниц. Раньше не было ни швейных машин, ни магазинов, где можно купить любую одежду. Каждая русская женщина умела прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. А из чего же шили одежду наши предки? (Из льна и шерсти). Выращивали лён, сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого потом шили рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Одежду называли домотканой. (Рассказ сопровождается показом иллюстрациями из серии «Женщины за работой»).Русский женский костюм – это рубаха, сарафан, передник. Другой женский комплекс одежды состоял из рубахи и понёвы.
- Что такоё понева? Понева – одежда типа юбки, которую надевала замужние женщина. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Понёва обшивалась лентами и тесьмой.
- Необходимым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи и сарафана. А для чего нужен передник? (Защищать одежду от загрязнения).
- Передник женщины украшали вышивкой. Как сейчас называют передник? (Фартук)
- В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные уборы были разнообразными. По головному убору можно было узнать, из какой местности женщина, сколько ей лет, замужем ли она.
Физкультминутка.
- И девушки, и парни в праздники любили играть в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Салки».
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой – нибудь предмет.
На слова «Раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я – салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я – салка!»
Игра повторяется.
Правила.
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной. То на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Игра «Найди и покажи»
Воспитатель:- А теперь давайте поиграем в игру «Найди и покажи».
Я буду загадывать загадки о какой- нибудь старинной одежде, а тот, кто отгадает, показывает одежду.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам!
Он зовётся. (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож, Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор? (Кокошник)
Что же это за одежда: с четырьмя отверстиями,
В одно входишь, а в три выходишь? (Рубаха)
Целый день я в нём хожу, словно в обруче. (Пояс)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (Лапти.)
Хоровод Выполнение движений под музыку.
Воспитатель: - Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем в хоровод.
Собрались мы позабавиться,
Да потешиться – пошутить,
Поиграть да посмеяться.
Эй, весёлый народ. Становись в хоровод!
Дети под народную песню водят хоровод.
Воспитатель: - А ну- ка, рукодельники, покажите свое умение – раскрасьте костюмы так, как украшали их в старину.
Пальчиковая гимнастика.
Вышивали, вышивали, Симметричные круговые движения руками.
Наши пальчики устали. Сжимание и разжимание кулачков.
А теперь мы отдохнём Ладоши положить под щечку.
И опять играть пойдём. Шевеление пальцами обеих рук.
Дети украшают силуэты костюма.
3. Рефлексия.
-Что нового вы узнали на занятии?
- Надевают ли сейчас национальные костюмы?
- Где вы видели людей в национальных костюмах?