Получи документы

Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа)

Галина Музыка
Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа)

ТЕМА: Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень».

ЦЕЛИ:

1. Расширение и активизация словаря.

2. Учить пользоваться в речи выразительными средствами языка.

3. Познакомить детей со словообразованием на материале сложных слов и относительных прилагательных.

4. Продолжать работу над словами – антонимами.

5. Развивать внимание, мышление, воображение, понимание поэтических сравнений.

6. Учить понимать поставленную задачу, и выполнять ее самостоятельно.

Публикация «Конспект НОД „Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы „Осень“ (старшая группа)» размещена в разделах

7. Вырабатывать чистую выразительную речь.

8. Корректировать фонематический слух.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Звучит музыка, логопед читает стихотворение:

«Солнышко не хочет землю согревать,

Листья пожелтели, стали опадать.

Часто дождик льется, птицы улетают.

Отвечайте, дети, когда это бывает?»

Дети отвечают.

II. Основная часть.

a. Работа с картинками по теме «Осень». Логопед выставляет на доску несколько картинок.

ЛОГОПЕД:

Какое время изображено на этих картинках?

Ответ детей.

Логопед:

Почему вы так думаете?

Дети по памяти и по картинкам называют признаки осени.

ЛОГОПЕД:

Назовите осенние месяцы.

ДЕТИ:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

ЛОГОПЕД:

А какой сейчас месяц?

ДЕТИ:

Ноябрь.

ЛОГОПЕД:

Сегодня мы с вами будем гостями осени. Отправимся в ее осенний лес. Посмотрите на эти картинки и скажите, какие краски есть у осени.

ДЕТИ:

Желтые, красные, багряные, коричневые.

ЛОГОПЕД:

Посмотрите, какая осень на первой картинке. Она золотая, тихая, солнечная. На деревьях листья разноцветные, есть еще зеленые, но много желтых, багряных, коричневых, малиновых. Листья с деревьев опадают, это ранняя золотая осень. Почему раннюю осень называют золотой?

ДЕТИ:

Всё как будто золотом одето. Деревья и кусты как-будто окрашены волшебной кистью.

ЛОГОПЕД:

Вы много рассказывали о красках золотой осени. А как вы о них узнали?

ДЕТИ:

Мы их увидели.

ЛОГОПЕД:

Вот, ребята, это первый признак осени. Мы ее можем увидеть.

b. ЛОГОПЕД: А теперь закройте глаза и внимательно прислушайтесь. Вы услышите, как тихо падают листья с деревьев, как они тихим шелестом ложатся на землю. Земля как будто…

ДЕТИ:

… покрыта разноцветным золотым ковром.

ЛОГОПЕД:

А если мы пойдем по этому ковру, что мы услышим?

ДЕТИ:

Как шуршат листья под ногами.

ЛОГОПЕД:

А это второй признак осени. Осень мы можем услышать.

c. ЛОГОПЕД: принюхайтесь чуть-чуть к запахам осеннего леса. Чем пахнет осень в лесу? Вот, понюхайте, как пахнут осенние листья, как пахнут грибы, так чем пахнет осень в лесу?

ДЕТИ:

Сырой землей, прелыми листьями, грибами, горьковатым дымком.

ЛОГОПЕД:

Итак, ребята, третий признак осени : мы ее можем понюхать.

ЛОГОПЕД: отправимся дальше вглубь леса. А вот и лесная поляна. Здесь часто отдыхает осень. Пригласим ее к нам.

Дети встают в полукруг и хором повторяют:

«Осень, осень, в гости просим,

с листопадом и дождем,

с перелетным журавлем».

Звучит музыка. Входит осень с корзинкой. Здоровается со всеми.

ОСЕНЬ : Я принесла вам корзинку со своими дарами. Но я их отдам вам в том случае, если вы назовете мне перелетных птиц.

ДЕТИ: грачи, скворцы, ласточки, журавли, аисты, густи, утки, лебеди.

ОСЕНЬ : вот вам мои подарки. Только я очень спешила и все положила в одну корзинку. Разложите их по признакам.

Дети благодарят Осень, Осень уходит.

Дети берут из корзинки овощи и фрукты, и раскладывают их в две корзинки. В одной корзинке овощи, в другой – фрукты.

ЛОГОПЕД:

Скажите пожалуйста, что же нам осень принесла?

Дети показывают и называют содержимое корзинок. Яблоко, груша, апельсин, слива – это фрукты. Огурец, помидор, лук… - это овощи.

d. Образование относительных прилагательных от существительных.

ЛОГОПЕД:

Давайте, ребята, приготовим из этих осенних даров что-нибудь вкусное. Что можно приготовить из фруктов?

ДЕТИ: компоты, варенье, соки.

ЛОГОПЕД:

Что приготовим из яблок?

ДЕТИ:

Яблочное варенье, яблочный компот, яблочный джем.

ЛОГОПЕД:

Что можно приготовить из вишни?

ДЕТИ:

Вишневый сок, вишневое варенье.

ЛОГОПЕД:

Что можно приготовить из винограда?

Дети отвечают.

ЛОГОПЕД:

А что можно приготовить из овощей, кроме борща и винегрета?

ДЕТИ:

Из морковки можно приготовить морковный сок, морковное пюре, морковные котлеты. Из свеклы – свекольный сок, свекольное пюре. Из капусты – капустный салат, капустный сок. Из тыквы – тыквенная каша, тыквенный сок, тыквенное пюре.

Физкультминутка.

ЛОГОПЕД:

Мы много ходили, а сейчас отдохнем. Вы не забыли, что мы в гостях у осени, в ее волшебном лесу? А какие животные живут в лесу?

Дети называют.

ЛОГОПЕД:

Мы сейчас превратимся в ежиков и поиграем.

Дети согнули коленочки, руки перед грудью, ладошками вниз. Все хором говорят:

«По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки (выполняют движения согласно словам).

Ходит-бродит вдоль дорожек,

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки-грибочки,

Для сыночка и для дочки».

ЛОГОПЕД:

А сейчас станьте прямо, спинку распрямите, грудь дышит ровно. Пошуршим, пошелестим как листики.

Дети произносят «ш-ш-ш-ш».

ЛОГОПЕД:

А сейчас пожужжим как пчелки.

ДЕТИ: «ж-ж-ж-ж».

ЛОГОПЕД:

Позвеним как комарики.

ДЕТИ: «з-з-з-з».

ЛОГОПЕД:

Выпустим из шарика воздух.

ДЕТИ: «с-с-с-с».

ЛОГОПЕД:

А теперь поиграем пальчиками.

ЛОГОПЕД С ДЕТЬМИ:

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы обеих рук поочередно касаются друг друга).

Будем листья собирать (пальцы поочередно прижимаются).

Листья березы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины.

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (все сели).

ЛОГОПЕД:

Отдохнули и пошли по осеннему лесу дальше.

А листья все падают и падают. Как называется это явление?

ДЕТИ:

Листопад.

ЛОГОПЕД:

Посмотрите, какое интересное слово мы произнесли : «Листо-пад». Листья падают. Попробуем и мы придумывать такие же интересные слова :

сам летает – самолет

пыль сосет – пылесос

сам катится – самокат

сам варит (воду) – самовар

лед колет – ледокол

пар возит – паровоз

пар ходит – пароход

ЛОГОПЕД:

Посмотрим, куда же осень поведет нас дальше? Какая погода осенью?

ДЕТИ:

Холодная, дождливая, ветреная.

ЛОГОПЕД:

Поэтому, какую одежду мы оденем, отправляясь в лес?

Дети перечисляют.

ЛОГОПЕД:

В лесу стало холодно, зябко. Руки стали…

ДЕТИ:

…холодные.

ЛОГОПЕД:

Лицо?

ДЕТИ:

…мерзнет. Нам зябко, холодно.

ЛОГОПЕД:

Это четвертый признак осени. Осень мы можем ощутить, почувствовать кожей.

ЛОГОПЕД:

Чтобы согреться, давайте поиграем с мячом в игру «скажи наоборот».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч каждому ребенку, называет слово, а ребенок возвращает мяч логопеду и говорит противоположные значения (антонимы).

Тепло – холодно

Сухо – сыро

Чисто – грязно

Тихая погода – ветреная погода

Солнечная погода – пасмурная погода

Веселый – скучный

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Короткий – длинный

Старый – молодой

ЛОГОПЕД:

Есть у осени еще и пятый признак. Подойдите ко мне и посмотрите. Осень в лукошке приготовила для вас гостинцы. Посмотрите, какие красивые яблоки она вам принесла. Показывает яблоки. Как вы думаете, какие они на вкус?

ДЕТИ:

Сочные, сладкие, вкусные, кислые.

ЛОГОПЕД:

Так может быть вы сами назовете мне пятый признак осени?

ДЕТИ:

Осень можно попробовать на вкус.

ЛОГОПЕД:

А сейчас вспомните все пять признаков осени. Кто их правильно назовет, тот получит это чудесное яблоко.

Дети называют:

Осень можно увидеть, осень можно услышать, осень можно понюхать, осень можно ощутить, осень можно попробовать.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

ЛОГОПЕД:

Вы сегодня хорошо поработали : узнали о признаках осени, побывали в гостях у нее, придумывали новые слова. За это осень вас угощает своими дарами.

Логопед раздает детям яблоки.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по лексической теме «Осень» для детей подготовительной группы с ОНР Конспект интегрированного занятия по теме: «Осень. Обобщение». Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических.

Коллективная работа в технике торцевания «Золотая осень в гости к нам пришла!» (старшая группа)Коллективная работа в технике торцевания «Золотая осень в гости к нам пришла!» (старшая группа) При выполнении коллективной работы мы широко используем игровые методы и приёмы. Дети при этом легче преодолевают трудности и решают сложные.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Физическое развитие» по лексической теме «Дикие животные» подг. группа Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

«Образование числа 5». Конспект занятия по математике в рамках лексической темы «Осень» Цели: Вырабатывать умение составлять числовой ряд, образовывать последующее число в натуральном ряду чисел; закреплять навыки порядкового.

Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

НОД в разновозрастной группе для детей с ЗПР по развитию связной речи на материале лексической темы «Садовые цветы» Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной группе для детей с ЗПР по развитию связной речи на материале лексической.

Планирование НОД в подготовительной группе. Планирование лексической темы «Осень: грибы, ягоды» Планирование лексической темы «Осень: грибы, ягоды.» (14-18 сентября) 1. Коммуникация. «Царство грибов». Пр. сод. : расширять знания детей.

Предварительная работа воспитателя по лексической теме «Одежда» ОДЕЖДА 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Сценарий народного праздника «Капустница» на материале фольклора Уральского региона (старшая группа) Сценарий народного праздника «Капустница» на материале фольклора Уральского региона (Старшая группа)Музыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень» в средней группе Цель: закрепление знаний по лексической теме "Осень" Задачи: развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук; формирование правильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа)
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 18:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД