Оксана Борисова
НОД по экологии Тема: «Мы защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы защитники природы
Конспект НОД в подготовительной группе
Подготовила воспитатель
Борисова О. В.
1квалификационная категория
Тема : «Мы защитники природы»
Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.
Задачи:
Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Публикация «НОД по экологии Тема: „Мы защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).
Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать доброе отношение к природе.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесные – рассказ, объяснение, беседа;
наглядные – использование ТСО (презентация, иллюстраций,
практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.
Оборудование: ноутбук, презентация, эмблемы экологов; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; светофор; карточки с текстом; 4 банки, 4 банки с грязной водой, 4 воронки, вата, марля.
Ход НОД
- Дети сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ презентации)
«СОС! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Выполните задания, откройте картину, и вы спасёте частичку природы!»
- Ребята, вы согласны помочь? Тогда, берите эмблемы экологов! Давайте вспомним клятву юных экологов.
Я, юный гражданин России клянусь:
- любить и беречь окружающую среду,
- не разводить огонь в лесу;
- не нарушать покой лесных обитателей;
- не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
- не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.
1. Игра «Экологический светофор».
— Давайте повторим: каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая КРАСНЫЙ — запрещает приносить вред природе, ЖЕЛТЫЙ — будь осторожен, ЗЕЛЕНЫЙ — разрешает помогать растениям и животным.
— А теперь поиграем. Я покажу вам знак, а вы только включите нужный сигнал светофора, подняв кружочек вверх.
В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой
- Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы мы!
Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм регулярно подсыпается)
Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет.
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
2. «Животные и растения Красной книги» (на ковре) - разрезные картинки.
- Ребята, вы слышали про Красную книгу? Что это за книга?
Соберите картинки и вы узнаете, какие животные и растения занесены в Красную книгу.
Открывают 2 пазл
3. Физминутка
Дети по лесу гуляли,
(шагают на месте)
За природой наблюдали.
(ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели,
(тянутся к солнцу)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
(машут руками)
Дружно хлопаем,
(хлопают)
Ногами топаем!
(топают)
Носиком подышим,
(вдох – выдох 2 раза)
Шорохи услышим
(слушают)
4. Ситуация (читают дети по карточкам)
• Нашёл Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала.
- Как правильно поступить Коле?
• Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…
- Что сказала воспитатель?
• В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.
- Кто из мальчиков был прав?
• Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему.
-Что рассказал папа Серёже?
Открывают 3 пазл
5. Загрязнённая река
(ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)
-Пройдёмте в лабораторию.
Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать? (загрязнена, масляные отходы)
Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)
Что мы можем сделать?
Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал?
У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?
Разбейтесь на пары
Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте)
Приступайте к работе.
Сравните, какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Открывают четвёртый пазл
Если здорова природа, будет здоров человек
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!
- Так что же надо, чтобы сберечь нашу планету?
Методические материалы:
1. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. Одинцова
2. «Красная книга саратовской области» Л. В. Иванова
3. «Этажи леса» М. Пришвина
4. «Лесные домишки» В. Бианки
5. Дидактические игры «Экологический светофор», «Можно-нельзя»
6. Интернет-ресурсы