Евгения Гуцаленко
Конспект НОД по экологии в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать формировать бережное отношение к природе и стремление совершать добрые поступки. Развивать наблюдательность, любознательность.
Познакомить с клестом и снегирем зимующими птицами нашего края, выделяя особенности внешнего облика: уточнить, что у птицы один клюв, один хвост, два глаза, две лапки, много перьев, чем питаются, как приспособлены к образу жизни, к сезонным изменениям. Закреплять знания о синице, используя художественное слово, рассказ детей. Воспитывать любовь к птицам желание за ними ухаживать. Закреплять умение аккуратно наклеивать, дополнять изображение рисунка аппликацией.
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал к занятию:
• Грамматическая запись «Голоса птиц».
• Клетки с живыми птицами.
• Картины с изображением птиц.
• Недорисованная гроздь рябины.
• Аппликация птиц.
• «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева
• Программа «Развитие» С. Н. Николаевой
Предшествующая работа: Знакомим детей с птицами своей местности, узнавали их название, характерные особенности внешнего облика. Формировали представление детей об отлете птиц осенью. Разучивали стихи об оседлых и зимующих птицах. Рассматривали картины с изображением птиц. Читали рассказы о птицах.
• Птичьи часы
• Домик для горихвостки
• В тайге
• Наши питомцы
• С севера на юг
Разучивали новую мало-подвижную игру «Летает не летает», новые физ. Минутки с движением и словами. Изготовили кормушки. Проводили наблюдения за птицами на прогулке.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Грамзапись «Голос птиц» - Ребята, чьи голоса птиц, вы слышали? - Каких птиц?
3. Читаю рассказ Ю. Дмитриевой стр. 116 «И учеба, и игра: природоведение». «Какие птицы бывают». вопросы к прочитавшему: - Каких размеров бывают птицы? – Чем питаются? – Где селятся птицы? – Как у птиц называются детишек?
4. Картины – Ребята, пока вы отвечали, к нам прилетели птицы, знаете ли вы их? – Давайте описывать их. Расскажите стихотворения о птицах : сорока, ворона, щегол, воробей, дятел, синица.
5. Физ. минутка
Совушка, сова
Большая голова
Ты на дереве сидела
Головою все вертела
Во-траву свалился
Кубарем покатился
Совушка, сова
Большая голова
Крылышками хлоп – хлоп
Ножками топ – топ
Полетела, полетела
И тихонько села
Стихи
Сорока
Мы целый день хлопочем
Мы целый день стрекочем
Мы зоркие, проворные
Мы хитрые и смелые.
У нас головки черные
На нас рубашки белые
Хвосты у нас чернящие
Блестящие, длиннущие.
Мы обе белобоки
Обе мы сороки.
Ворона
Особа всем известная
Она крикунья местная
Увидит тучку темную-
Взлетит на ель зеленую
И смотрит словно с трона
Ворчливая ворона.
Щегол
Те-ре-бить кричит щегол,
Стройный, пестрый,
Щеголь птица.
На репейник, как за стол
Семена лущить садится.
Воробей
Птичьи гнезда опустели
Птицы к югу улетели
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей
Холодов не испугался
С нами на зиму остался.
Воробей
Воробей лети сюда
И не бойся кошки
Видишь зерна и вода
На моей ладошке.
Дятел
Стук, стук, стук
Кто там крошит, старый дуб
Старый дятел счетовод
Он в лесу давно живет
Он деревьям верный друг
Стук, стук, стук.
Синичка
Прилетела к нам синичка
Села прямо за окном
Эту маленькую птичку
С нетерпеньем мы ждем.
И чтоб полегче ей стало
Ведь исчезли червячки
Для нее кусочки сала
Мы повесели на сучки.
6. Игра «Язык птиц»
Цель: на каком языке разговаривают птицы.
Гуси… гогочут как?
Петухи… кукарекают…
Попугаи… болтают…
Воробьи… чирикают…
Вороны… каркают…
- А на каком языке разговаривает синица? Си-си-си
7. - Ребята посмотрите в окошко, какое время года?
- Все ли птицы остались с нами зимовать?
- Какие птицы улетели? Куда? Почему?
- Как их называют? (перелетными)
- Назовите перелетных птиц : скворец, утка, грач, ласточка.
- А какие остались с нами зимовать?
8 .-Ребята, посмотрите, к нам прилетела птица в гости.
Рассмотрите ее:
А) на голове черная шапочка, короткий, толстый клюв, красный фартучек, черно с белым крылышки и черный хвост. У самца красная грудка, а у самки фартучек не красный, а коричневый (снегирь). Снегири едят ягоды рябины, семена клена, репейника, ольхи.
Загадка
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … Снегири.
Б) Загадка про синицу
Это кто меня встречает
Ласково так привечает
Вот совсем порхает низко
Желтобрюхая … синица.
- Да ребята и синица желтобрюхая к нам прилетела
-Почему так назвали этого гостя? (си - си- си)
Описываем вместе с детьми.
Желтая грудка, черная шапочка, белые щеки, черные маленькие глазки, маленький клюв, черные с белыми перьями крылья, тонкий длинный хвост. Летом птица питается насекомыми, которых в это время много.
А зимой в лесу очень плохо. Сытой птице сильный мороз не страшен, ну а когда синица голодна, то и маленький морозец погубить может. Вот и летят птицы поближе к человеку, чтобы покормиться.
Кто сало кусочек привяжет, кто семечек или крошек насыплет. Не боятся синицы человека и говорят ему за его доброту: «Спасибо» Птенцов у синицы называют «сини чата».
В) – Ребята посмотрите, еще одна птица прилетела, она называется клест.
Рассмотрите ее : клест буро красный словно переспела ягода, а крылья и хвост у него черно- бурый, клюв у него с перекрещенными концами крестообразный – «клёстный» за это и называют клестом. Две лапки, черные маленькие глазки. Вставив клюв между чешуйками, шишки отогнет их и семечко достанет. Подружка (самка) клеста выводит птенцов в лютый мороз. Кормится эта птица семенами клена, почки хвойных деревьев, берез.
9. Физ. минутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
10. Подвижная игра «Гуси летят»
Совы летят, сороки…., лебеди, коровы, синицы., снегири., клесты, березы… ,гуси, воробьи, мухи, щуки…
11. Д/И «Кто лишний»?
Цель: Определить кто лишний, классификация птиц, насекомые, животные.
12. – Ребята, зимой голодно, холодно птицам, как вы думаете чем мы можем им помочь?
- Как кормить будем?
- Кормушки, чем
Стихотворение «Кормушка»
Рано утром тук- тук – тук
На балконе, чей то стук
Тихо - тихо ни гу- гу
Воробышки на снегу
Стали завтракать галдят и меня благодарят.
«Крошки хлебные вкусны,
Проживем здесь до весны.
Спасибо, друг!»
Воспитатель читает: «Охраняй птиц»
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Не в саду, ни в огороде.
Сделай гнездышки «домишки»
На ветвях для птичек малых
Да, следи, чтоб коршун – хищный
Не ломал, не разорял их
Нет! Вредителям пощады
Пусть не губят урожай! Мы друзей встречаем дружбой
А врагов уничтожаем.
Обижать птенцов не надо
Будут птицы на свободе – вредных гусениц не станет.
Не в саду ни в огороде.
13. Рисуется ветка
- Ребята, на что это похоже?
- На ветку какого дерева?
- вот мы с вами сделаем аппликацию, наклеим ягоды и птиц. как будто прилетели покормиться (можно оформить в виде плаката)
14. Итог:
- Молодцы, ребята!
- С какими птицами я вас сегодня познакомила?
- Кто из этих птиц вам больше всего понравился?
Пойдемте на улицу и по вешаем кормушки и покормим птиц.