Эльвира Сафина
НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну растений»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну растений»
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская, восприятие музыки, изобразительная.
Цель: Систематизировать знания детей об условиях роста растений, с помощью экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять методы посадки растений.
Публикация «НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну растений“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
2. Формировать представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, терпение, любознательность, смекалку, кругозор.
2. Развивать желание общаться с растительным миром.
3. Расширять словарный запас: почва, влага, лунка.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие.
2. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
1. Посадка семян: ржи, кинзы, тмина.
2. Пересадка растений: лук, чеснок, каланхоэ.
3. Наблюдение за ростом растения в прозрачном горшке: развитие корней, прорастание семени из земли и его дальнейший рост.
4. Эксперимент с влиянием света на растение, с луком. Одна луковица растёт на свету, вторая в тёмной коробке.
5. Эксперимент с влиянием воды на растение. Одно растение поливается, второе нет.
6. Эксперимент с влиянием тепла на растение. В группе в тепле распускаются ветки черёмухи, а почки на ветках на улице ещё нет.
7. Беседы о цветах. Об уходе за ними.
Ход занятия.
Музыка. «Полет бабочки»
Из-за ширмы появляется Бабочка.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела бабочка из сказочной старны «Флорандии», только мне кажется, что она какая - то грустная.
Бабочка: Здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Бабочка: - Злой волшебник Кактусис, заколдовал жителей моей страны растений и они забыли, как ухаживать за растениями.
На ИКТ изображение Кактусиса. Аудиозапись его голоса.
Кактусис: Это я заколдовал Вас! Я хочу, чтобы вы никогда не вспомнили как ухаживать за растениями, когда они погибнут, вы наконец-то полюбите нас - кактусов!
Бабочка: Если вы нам поможете, то мы спасём все растения?
Дети: - Да, поможем!
Воспитатель: А как мы можем помочь.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я кажется придумала. Мы должны посадить семечко и вспомнить все условия роста растений.
Дети подходят к столу с горшочками, лопаточками и всем необходимым для посадки растений.
Воспитатель: Давайте мы посадим Кинзу. Это зелень, которую потом можно съесть. Может тогда мы задобрим Кактусиса?
Дети сажают семечки. Воспитатель задаёт наводящие вопросы?
1. С чего мы начнём? (Ответы детей - выкопаем лунку).
2. Лунку мы выкопали, что дальше? (Ответы детей - кладём в землю семечко).
3. Положили семечко. Какой следующий шаг? (Ответы детей - закопать семечко).
4. А что будет с этой семечком?
5. Почему она будет расти?
6. Как можно назвать землю ещё?
7. И последний, очень важный шаг? (Ответы детей - полить семечко).
8. А зачем его поливать?
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Ребятки у меня есть карточки, но они к сожалению перепутались, давай разберёмся.
Дети на ковролине выкладывают по порядку карточки поэтапного роста семечка. По ходу выкладывания карточек, дети рассказывают о порядке развития растения из семечка.
Воспитатель: Какие молодцы! Чудно!
Лежало семечко в земле.
Тут облако приплыло
И дождиком то семя напоило,
Потом и солнышко пригрело,
Вот посмотреть бы на него решило семя
Сначала высуну я нос,
Затем и руку протяну.
Смотрите - я уже большой, я солнца луч возьму.»
Воспитатель: Скажите ребятки, сможет ли семечко расти, если мы его не посадим в землю?
Дети: Нет, оно засохнет.
Воспитатель: Правильно. Значит какое первое условие для роста? Дети: Первое условие для роста - это земля. Растения хорошо растут в земле.
Воспитатель на ковролин прикрепляется карточка с землёй.
Звучит звук волшебства
Воспитатель: Ребята, слышите звук, мы кажется немного сняли злые чары.
Бабочка : А, я вспомнила, как сажать растения, спасибо!
Воспитатель: Но это ещё не все, без чего не могут жить растения? Для роста растения нужны ещё условия. Ребята, кто ответит?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сейчас я вам немного подскажу.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Не погибли чтобы цветы -
Не прожить нам без.
Дети: ответ (Воды)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель приглашает подойти к столику, где стоят два растения. Одно растение хорошо поливалось. Второе нет.
Воспитатель: Посмотри, ребятки на эти два растения. Какие они красивые и замечательные. А все ли растения радуют глаз?
Дети: Нет.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы:
1. Ребятки, а почему листики такие сухие и жёлтые?
2. А земля какая?
3. А почему это растение так странно выглядит?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребятки. У растения листики, как у нас, например пальчики. Если мы не будет пить, кожа у нас на пальчиках станет сухая.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
1. А какие листики у этого растения?
2. А земля какая?
3. А почему же это растение такое красивое по сравнению с первым?
Дети: Его поливали.
Бабочка: Какое красивое!
Воспитатель: Да, сразу видно, это цветок поливали, а этот нет.
Бабочка: Сейчас я в него целую лейку вылью!
Воспитатель: Ребята, а разве можно столько много воды наливать в цветок?
Дети: - Нет! Растение погибнет. Корешки сгниют.
Воспитатель: Да, бабочка. Правильно говорят ребята, нельзя поливать большим количеством воды. Если мы выпьем ведро воды, то мы лопнем! Ребята, какое же второе важное условие
Дети - это вода.
На ковролин прикрепляем карточку символ воды.
Звук волшебства
Воспитатель: Ребятки, слышите звук, злые чары слабеют.
А давайте немного разомнёмся?
Воспитатель проводит физкульминутку «Воздух».
Воздух - невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух - невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого - пречистого воздуха найду! Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
Воспитатель: А ты знаешь, бабочка, как дышит растение?
Бабочка: Нет.
Воспитатель: В листиках, есть маленькие отверстия, через которые растения дышат, но это можно увидеть только под микроскопом.
Дети смотрят листики через микроскоп.
Воспитатель: Ребятки, в микроскопе изображение маленькое, поэтому посмотрите на экран, как выглядит листик под микроскопом. Вы видите отверстия в листочке?
Дети: Да
Воспитатель: Вот так они и дышат, через маленькие дырочки. А раз они дышат, то какое важное условие необходимо для их роста?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
На ковролин, крепится карточка с символом воздуха.
Звук волшебства
Воспитатель: Опять этот звук. Кажется мы на верном пути и колдовство слабеет. А знаешь, бабочка, наши ребята очень любят играть. Давайте поиграем?
Бабочка: Конечно, с удовольствием!
Воспитатель проводит дыхательную гимнастику. «Бабочка лети».
Воспитатель: Ребятки, а посмотрите какая у нас тут клумба с цветами.
Дети выбирают себе любой понравившийся цветок с бабочкой.
Воспитатель: Ребятки, только чтобы поиграть с нашими бабочками, мы должны встать красиво, спинки выпрямить, дуть надо на одном выдохе, вытягивая губы, но не надуваем щёчки.
- Посмотрите, если подуть на бабочку, то она полетит, - Умнички! Все бабочки полетели.
(игра проводится 3 раза)
-Воспитатель: А мы знаем бабочка, ещё одну интересную игру «Разноцветные бабочки».
Дети одевают на себя бабочек, которые им больше приглянулись.
Музыка
Воспитатель: Все бабочки засыпают. Просыпаются и летят только те бабочки, чей цвет я назову.
(дети выбирают цветную бабочку и садятся на корточки).
- Будьте внимательны! 1,2,3, розовая бабочка лети! 1,2,3 – красная бабочка лети. Синяя, оранжевая или жёлтая.
Бабочка: Какая хорошая игра! Спасибо. Мне было очень весело! Теперь я знаю, что для роста растений нужна земля, вода и воздух. Это всё? Я полетела?
Воспитатель: Постой Бабочка! Это еще не все.
Воспитатель приглашает посмотреть на эксперимент с луковицами.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что здесь у нас? Эта луковица у нас стояла на окошке. На свету. А эта луковица, в тёмной коробке.
Чем они отличаются?
Дети: У одной луковицы, лук вырос, а у этой нет.
Воспитатель: Правильно. А ещё?
Дети: Они отличаются по цвету. Одна темно зелёная, а вторая нет.
Воспитатель: Верно. Дети, какое же условие нужно, чтобы растение росло и было ярко-зелёного цвета?
Дети: Чтобы листики были зелёными нужен свет.
Воспитатель: А зачем же ему нужен свет?
Дети: Чтобы растение быстрее и лучше росло.
Воспитатель: Правильно! Бабочка, ты поняла, зачем растению нужен свет?
Бабочка: Да, спасибо, ребятки
Воспитатель: Ребятки, мы нашли следующее условие - это свет!
На ковролин прикрепляем карточку с символом света.
Звук волшебства.
Воспитатель: Ребятки почти получилось расколдовать жителей страны «Флорандии». Но у нас не хватает, ещё одного условия.
Воспитатель подводит к следующему столику с ветками черёмухи. Те, что стояли в тепле распустились. А вторые с улицы, ещё нет.
Воспитатель: Кто знает? Какое последнее условие?
Дети: Тепло. Нужно тепло.
Воспитатель: Правильно. Смотрите, что произошло с почками веточек, которые стояли в тепле?
Дети: они распустились, показались листики.
Воспитатель: А те что были на улице?
Дети: Ещё не распустились.
Воспитатель: Что же им помешало распуститься?
Дети: холод
Воспитатель: Значит для того, чтобы растение хорошо росло, ему нужно что?
Дети: Тепло!
На ковролин прикрепляем карточку с символом тепла.
Воспитатель: Ребятки, давайте повторим, что же нужно нашим растениям, для того чтобы они росли и были красивыми и здоровыми? Воспитатель, показывает поочередно карточки символы.
Дети: Земля, вода, воздух, свет и тепло.
Звук волшебства
На ИКТ Изображение цветущего кактуса
Воспитатель: Ребята, смотрите, а злой Кактусис зацвёл и превратился в доброго волшебника.
Бабочка: Ура! Спасибо, ребята! Злые чары волшебника Кактусиса спали! И я Вас приглашаю в фото - путешествие по моей любимой стране «Флорандии». Идите за мной.
Включается музыка или песня. На ИКТ слайды с изображением растений и цветов.
Бабочка : Ребята, Вам понравилась моя страна?
Дети: Да!
Бабочка: Она сохранится такой прекрасной и красивой, благодаря Вам! Ведь доброе сердце и взаимовыручка, могут рассеять любые, даже самые злые чары! Спасибо вам! До свидания! До новых встреч!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие, верные, хорошие друзья! А теперь ребятки, можно сесть за столы, раскрасить наши комнатные растения, и у нас в группе будет своя страна «Флорандия».
Итог выставка раскрасок: «Моё любимое растение»!