НОД «Природа родной страны»

Морозова Марина Юрьевна
НОД «Природа родной страны»

НОД «Природа родной страны»

Организованная образовательная деятельность детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, художественно – продуктивная.

Цели: продолжать знакомить детей с родной страной, расширять представления о природном разнообразии и богатстве России, воспитывать эстетическое чувство, учить детей восхищаться красотой родной природы. Формировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Обобщать знания детей об охране природы. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, бережного отношения к ней. Вызывать желание больше узнавать о России.

Развивать у детей долговременную память и мышление.

Развивать у детей диалогическую речь.

Обогащать речь детей образными выразительными средствами (синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).

Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать.

Учить детей передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе бумаги.

Планируемые результаты: дети умеют поддерживать беседу, проявляют интерес и внимание во время прослушивания художественного произведения о природе, выражают положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прослушивании аудиозаписи «Голоса леса», с интересом разгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, стихи о Родине.

Предварительная работа: чтение стихов о Родине и заучивание их наизусть, прослушивание записей песен о Родине и исполнение их на музыкальных занятиях, чтение произведений художественной литературы о родной стране, заучивание пословиц и поговорок о Родине и о России, рассматривание картин, фотоснимков с видами природы родной страны.

Развивающая среда: текст стихотворений В. Орлова «Родное, В. Степанова «Наш дом», М. Лисянский «Моя Родина»; рассказ Ю. Яковлева «Родина», рассказ С. Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно» (отрывок, загадки, пословицы и поговорки о Родине. Запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского. Аудиозапись «Голоса леса», карта климатических зон и животного мира России; Красная книга России. Цветные карандаши и бумага для рисования.

Организационный момент.

Дидактическая игра «Доскажи словечко!».

Живём мы в радостном краю, И знать его должны мы – Страну свою… (Россию).

Всей душой мы любим… (Родину свою).

Вопросы детям: 1. Ребята, как называется наша страна? (воспитатель показывает карту России и иллюстрации). 2. А какая она, наша Россия? (большая, огромная, красивая, богатая, сильная, любимая). Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Россия – это наша страна. У нашей страны очень красивое название – Россия. Россия - наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне, все говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину».

Пословицы: «Русский человек без Родины не живёт», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». (Воспитатель объясняет детям смысл пословиц, предлагает повторить те, которые они запомнили).

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. Матусовского).

Рассказ Ю. Яковлева «Родина»: «В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и живёт. Это его маленькая Родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, большая, великая Родина».

Вопросы детям: 1. С чего начинается Родина? 2. Как вы понимаете этот вопрос? Ответы детей. (Родина начинается с родного города, дома, где живёт моя семья. Любимые места отдыха на природе, где мы отдыхаем – это тоже можно назвать Родиной. Улица, двор, где я играю с друзьями – всё это тоже Родина).

Стихотворение М. Лисянского «Моя Родина» (читает заранее подготовленный ребёнок):

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём!

Воспитатель продолжает рассказ о России: «Родина – это леса, реки, горы, моря, степи, города». (Рассматривает с детьми карту климатических зон нашей страны, иллюстрации животных, растений). Предлагает детям отправиться в путешествие по нашей Родине:

Раз, два, три, поспеши, место ты своё займи.

Не зевай, не скучай, лучше всё запоминай.

Мы в автобусе сейчас по России едем,

Что увидим – всем расскажем, как домой приедем!

Викторина.

Станция «Знайкина»:

1. Назовите столицу России, главный город страны. (Москва).

2. Назовите реки России. (Волга, Лена, Енисей, Ока, Обь, р. Москва, Яуза).

3. Какое самое глубокое озеро в мире и в России? (Байкал).

4. Назовите города России. (Москва, Мытищи, Санкт – Петербург, Псков, Новгород, Вологда, Омск).

5. Назовите соседей России. (Украина, Белоруссия).

Станция «Историческая»:

1. Какие промыслы и ремёсла существуют в России? (Жостовские подносы, Федоскинская лаковая миниатюра, Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Богородская игрушка).

2. Какой сувенир считается символом России? (Матрёшка).

3. Какие праздники отмечаются на Руси с давних времён? (Рождество, Пасха, Масленица.)

4. Как называется крестьянский дом в деревне? (Изба).

5. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти).

Станция «Литературная»:

1. Каких великих русских писателей и поэтов вы знаете? (Пушкин, Толстой, Есенин).

2. Назовите русские народные сказки. («Репка», «Теремок», «Волк и лиса», «Маша и медведь», «Колобок»).

Ответы детей сопровождаются показом мест, городов, рек, озёр на карте страны, рассматриванием изделий народных промыслов и т. д.

Станция «Лесная». Воспитатель предлагает детям выйти из автобуса и отдохнуть на лесной полянке.

Динамическая пауза «Лесная физкультминутка»:

- Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками);

- Птицы и бабочки всюду порхают (дети взмахивают руками, словно крыльями);

- Скачут по веткам белка с бельчонком (прыжки на месте, руки на поясе);

- Ходят в лесу медведь с медвежонком (дети ходят вперевалочку);

- Ест землянику в лесу детвора (наклоняясь, дети изображают, как срывают и едят ягоды);

- Вот и окончилась наша игра!

Аутотренинг.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» под слова воспитателя:

Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, вы вдыхаете его чистый, свежий воздух.

Вокруг вас колышутся луговые травы и цветы, стрекочут насекомые,

Вы слышите пение птиц, журчание лесного ручья. Вам хорошо, легко и приятно!

Воспитатель предлагает детям ответить: Какие органы чувств нам помогают воспринимать окружающую нас природу, общаться с ней. Ответы детей (орган зрения – глаза; орган осязания – руки, пальцы; орган слуха – уши; орган обоняния – нос).

Воспитатель подводит детей к пониманию того, как приятно отдыхать на природе, любоваться её красотой.

Вопросы детям:

1. Какие деревья растут в лесах России? (Берёза, дуб, ель, сосна)

2. Какие животные живут в лесах России? (Медведь, лиса, волк, заяц, ёж, белка, бобр)

3. Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Малину, бруснику, чернику, клюкву, землянику, ежевику)

4. Какие птицы живут на территории России? (Снегирь, ворона, синица, журавль, ласточка, грач, клёст, воробей, кукушка)

5. Какие рыбы водятся в реках и озёрах? (Карась, лещ, окунь, щука)

Воспитатель обобщает ответы детей: «Леса нашей Родины – главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного мира животных, насекомых, птиц. Лес укрепляет берега рек. Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться».

Рассказ С. Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно»:

«В детстве я дружил с зайцем, с собакой, с голубями, рыбами, канарейками. Только вы должны знать, что дружить – это значит жалеть, и поэтому нельзя поймать ёжика и принести его домой; нельзя поймать белку и посадить её в клетку. Какая же это дружба! Ведь каждому в неволе плохо.

Как бы хорошо не кормили ёжика, как бы не ухаживали за белкой, им будет плохо, и они, в конце концов, могут погибнуть, умереть! И вы будете в этом виноваты.

И навсегда запомните, что нельзя говорить: «Я люблю лес, природу», а самому ломать ветки деревьев, срывать цветы, «Я люблю животных», а самому стрелять из рогатки в птиц, да ещё хвалиться: «Я ловкий, меткий. Вот какой я храбрый». Знаете, что храбрый человек – это не тот, который бьёт слабого. Это не храбрость. Храбрый тот, кто защищает и спасает слабого. А любить и знать природу и животных очень нужно.

Только тогда интересно жить, когда ты знаешь всё, что тебя окружает. Каждый мальчик, каждая девочка должны знать, что кукует не самка кукушки, а самец. Это он так поёт. Что ворон – не муж вороны. Это разные птицы.

Нужно хорошо знать, что птицы и животные очень привыкают к человеку. Даже дикий медведь никогда первый на человека не бросится.

Если с животными, которые живут вокруг нас, хорошо обращаться, они становятся совсем ручными. В Москве, в парке Сокольники, в Останкинском парке, многие кормят белок прямо из рук. Даже маленькие дети. Очень важно, чтобы вы научились любить всё живое».

Пословица «Охранять природу – значит охранять Родину!» (дети объясняют смысл пословицы и запоминают её).

Заучивание стихотворения В. Орлова «Родное»:

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною – это всё моё, родное!

Рефлексия.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь, как для нас сохранили эту красоту, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки наши деды и прадеды! А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.

Дидактическая игра «Родину сбережём»: назвать наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей Родине: любить её; защищать; сохранять её богатства; беречь природу: каждый кустик, дерево, травинку, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров; работать, трудиться.

В заключении воспитатель предлагает детям нарисовать специальные знаки, предупреждающие людей о том, что нельзя делать в лесу. На знаках может быть:

- перечёркнутый костёр – в лесу нельзя разводить огонь;

- перечёркнутая куча мусора – в лесу нельзя мусорить;

- перечёркнутый микрофон - в лесу нельзя шуметь;

- перечёркнутые сорванные цветы, сломанные ветки – в лесу нельзя ломать деревья, рвать цветы и т. д.

Дети делятся на группы, и каждая группа придумывает свой знак и рисует его по способу «Продолжи рисунок»: один ребёнок начинает, остальные по очереди дополняют, последний – заканчивает. Детские работы выставляются на наборном полотне. Каждая группа детей по очереди рассказывают, что их знак запрещает делать в лесу.

Публикации по теме:

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Примерная циклограмма образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Первая половина дня Вторая половина дня Утро Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики). Совместная деятельность: – игровая;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
НОД «Природа родной страны»
Опубликовано: 2 января 2015 в 19:23
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Оформление участка своими руками
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию наш участок , на котором уютно расположились сделанные своими руками поделки....
Планирование по образовательной области «Физическая культура» в младшем дошкольном...
Планирование. Образовательная область «Физическая культура» в младшем дошкольном возрасте. Первая неделя 1. Построение стайкой. 2. Ходьба стайкой за...