Получи документы

НОД «Путешествие в осенний лес» 2 часть

Юлия Амелина
НОД «Путешествие в осенний лес» 2 часть

Осень.

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела.

М. Садовский.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Публикация «НОД „Путешествие в осенний лес“ 2 часть» размещена в разделах

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И. Бунин.

(Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев). Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядитесь, это Ёж!

Золотым клубочком стал Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

(Воспитатель разматывает ёжика из листьев)

Ой, ребята, посмотрите, а что это за верёвочка к ёжику привязана? Интересно, куда она нас приведёт?

(По ниточке приходят к поляне с грибами).

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы - любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

25. не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

26. срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу;

27. не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть не прикрытая листвой;

28. не собирать грибы у проезжей части;

29. собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

30. не срывать старые и очень маленькие грибы.

А вот здесь в корзинке, что - то лежит. Это ёжик нам подсказку оставил, какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы.

(Отгадывают загадки)

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора -. (боровик)

Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как называют?

Правильно, белым грибом. А почему?

(Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб - полковник)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу.

(опята)

Какие бывают опята? (Летние и осенние).

Где они обычно растут?

(На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать).

Я в красной шапочке расту Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я.

(подосиновик)

Почему этот гриб так называют?

(Потому что чаще всего он растёт под осиной).

Расскажите, что вы знаете об этом грибе?

(Это съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка).

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще.

(подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и„растут рядом. Как же всё же их различить?

(По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым).

Вот сколько много интересного мы узнали с Вами о грибах.

Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой - подберёзовик, с осиной - подосиновик; эта дружба помогает им расти.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные)

А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)

Почему его так называют?

(Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)

А может всё таки он не так плох, может кому - то он полезен?

(Лоси им лечатся, проглатывая его целиком).

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

(Бледная поганка, ложный опёнок).

Девочка: Можно я загадку про ядовитый гриб загадаю?

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Вокруг ворота Пораспорото.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся.

(Бледная поганка)

Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым - луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!

Спасибо, Ёжик, что привёл нас на грибную поляну, научил как отличать съедобные грибы от несъедобных, в нам пора продолжить наше путешествие, но прежде, давайте расселиКл грибы в лесном доме. На какой этаж дома мы их поселим?

(На первый).

Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Каких птиц Вы знаете?

(Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Каких зимующих птиц Вы знаете?

(Воробьи, голуби, синицы)

Где в лесном доме живут птицы?

(На деревьях, в кустах)

Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.

(Воспитатель обращает внимание детей на кусты, на которых размещены разные ягоды)

Посмотрите, в этом лесу есть волшебные кусты с разными ягодам. Какие ягоды Вы на них видите?

( На двух кустах и возле них размещены разные ягоды: малина, черника, шиповник, вороний глаз* брусника. Дети рассматривают ягоды, говорят их названия, дают краткую характеристику).

Кусты волшебные, но на каждом из них есть лишняя ягода. Давайте попробуем догадаться какая?

(Проводится дидактическая игра "Что лишнее". Дети должны догадаться, какая ягода лишняя по определенному признаку: все ягоды съедобные, одна ядовитая; все ягоды красного цвета, а одна - чёрного; все ягоды растут на кустах, а одна -на земле.)

На каких этажах живут ягоды?

( На первом: земляника, клюква, черника, И на втором: малина, ежевика, боярышник, шиповник, волчья ягода.)

Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили,

(Нет, остался ещё один этаж)

Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?

(Корни деревьев; черви, муравьи, кроты)

Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.

(Дети расставляют подземных жителей на свои места).

111 Заключительная часть. Подведение итогов.

Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом.

В высоком старом лесу пять этажей. Пятый — это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких?

(Сосен, елей, дубов)

Четвёртый - кроны деревьев пониже.

(Клёны, берёзы, осины.)

На них расположились птицы и звери.

(Белка, дятел, сова)

Третий этаж - кусты и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают ягоды и птицы.

(Соловей)

А второй и первый этажи - травы, цветы, грибы, ягоды и звери).

В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зелёных обитателей леса и живут подземные жители.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт, И во всём строгий порядок. Всё в нё м крепко - накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

А с какой целью человек ходит в лес?

(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами).

Почему говорят «Лес - наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес - украшение планеты, здоровье людей.

Лес родной дом для растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес?

(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес - это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,

Он - источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице Лес-дом родной.

Птице и зверю хочется, верить в мир и покой!

(Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)

Осень : Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы- - мои дары: грибы и орешки. .

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу,

Лес- богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт! ,

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

(Осень уходит)

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания. Лес!

(Дети под «Шум. леса» уходят в группу)

Литература:

31. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2002. - 159 с.

32. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М. : ООО "ТИД "Русское слово - PC", 2006. -176 с. - (В помощь воспитателю).

33. Бобылёва Л. "Береги природу!" Беседы со старшими дошкольниками. Журнал Дошкольное воспитание № 7-2002.

34. Кощеева Е. Л., Хамидуллина Л. А., Прохорова В. В. Путешествия в мир природы : Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. - М. : АРКТИ, 2009. - 96 с. (Готовимся к школе).

35. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152 с. : цв. вкп.

36. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М, :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -168 с. : цв. вкл.

Материал был опубликован ранее на сайтах: https://pedsovet.su/load/307-1-0-18384, 30.10.2011г., автор Шанина И. В.

и "https://nsportal.ru/shanina-irina-viktorovna" > "сайт воспитателя дошкольного образовательного учреждения"</а> на nsportat.ru 27.09.2012, Шанина И. В.

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД «Листопад» Интеграция: Чтение художественной литературы, Познание, Здоровье, Художественное творчество Цели: учить любоваться красотой осенних листьев;.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе (составление короткого рассказа на заданную тему) «Осень» Цель: Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить правильное произношение звуков (с, (ш, образовывать прилагательные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Путешествие в осенний лес» 2 часть
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 23:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД