Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию «Как казаки грамоте учились» (3 фото)

Марина Лохвицкая
Конспект НОД по речевому развитию «Как казаки грамоте учились»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД. Старшая группа по теме:«Как казаки грамотности учились» Программное содержание :

1. Продолжать работу по формированию социальной готовности детей к обучению в школе, закреплять знания детей о школьной жизни.

2. Развивать чувства принадлежности детей к группе, понимания себя и других.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Как казаки грамоте учились“» размещена в разделах

3. Способствовать эмоциональному сближению детей и умению выражать свои чувства (товарищества, взаимовыручки).

4. Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познать его.

5. Развивать умственную активность, активизировать мышление, быстроту реакции. Закрепить конструктивные навыки и умения

6. Обогащать речь детей, используя «жемчужины» народной мудрости (пословицы, поговорки)

Ход занятия:

Воспитатель: Здорово дневали, гости дорогие! Мы рады видеть вас в нашей казачьей станице. С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки из книг. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаем о том, что еще никогда не видели. Через книги, мы узнаем, как жили и какие мысли были у наших предков.

- Народная мудрость гласит: «Книга - зеркало души» А великий человек Е. Вильмонт сказал : «Человек, не читающий книг, удивительно скушен»

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете

Книга – лучший спутник мой и друг.

Воспитатель: А вы казачата, любите книги (да) А какие, казачата, вы знаете пословицы про книги?

Дети : - Кто много читает, тот много знает.

-С книгой жить, век не тужить.

- День, прожитый без книги,- потерянный день.

- Книгу читаешь - на крыльях летаешь.

- Книга окно в мир, почаще заглядывай в нее.

-Испокон века книга растит человека.

- Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

Воспитатель: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

Сказка

Казак 1 : Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Ведущий 2: Начни.

Казак 1 : Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?

Казак 2 : Я знаю другую сказку.

Казак 3 : Какую?

Казак 2 : Мы с тобой шли?

Казак 3 : Шли.

Казак 2 : Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли.

Казак 2 : Я тебе его дал?

Казак 3 : Дал.

Казак 2 : Ты его взял?

Казак 3 : Взял.

Казак 2 : Где же он?

Казак 3 : Что?

Казак 2 : Да кожух.

Казак 3 : Какой?

Казак 2 : Мы с тобой шли? (тон повышается)

Казак 3 : Шли.

Казак 2 : Кожух нашли?

Казак 3 : Нашли.

Казак 2 : Я тебе его дал?

Казак 3 : Дал.

Казак 2 : Ты его взял?

Казак 3 : Взял.

Казак 2 : Так где кожух? (На повышенном тоне)

Казак 3 :Что?

Казак 2 :Да кожух говорю.

Казак 3 : Какой?

Воспитатель: и так до бесконечности…. Много шуточных песен знали казаки и пели их на всех праздниках, а вот и одна из них. Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место, посмеяться, или как говорят позубоскалить,казак всегда был рад.

Воспитатель: А еще казачата очень любили поиграть

Игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел (идут по кругу)

Колокольчиком звенел (звенит)

Порезвился в тишине

Спрятал песенку в траве (кладет колокольчик между двумя детьми)

Дети поворачиваются спинами

Тот кто песенку найдет

Будет счастлив целый год (дети оббегают круг)

Тот кто первый взял колокольчик – жаворонок.

Воспитатель: Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы. Школы были церковно- приходскими для казаков, девчата и хлопцы учились в разных школах На уроке всегда сидел урядник с насекой.

Сказка

Внук: Дедуня, среди казаков были,на Белгородчину стекались)люди разных вероисповеданий, как вы к ним относитесь?

Дед: Бог, внучок, может у нас и разный, этого точно не знаем, но точно знаем – кровь в бою у нас одного цвета. На этой заповеди основывалась веротерпимость казачества. Казак был готов «положить душу за други своя», какой религии он ни был.

Помни : «Нет уз святее товарищества»

Внук: Дедуня, я знаю,, что у казаков всегда были малые потери в боях. Почему?

Дед: - Казака даже черт боится! У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец, и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя само, чем своего товарища. Взаимная выручка - основа казачьего братства.

Помни: «Сам погибай, а товарища выручай!»

Внук; Дедуня, а зачем тебе серьга в ухе?

Дед: Обычай носить серьги у казаков связан с военной стороной жизни. Не все казаки имели право носить серьги. Так серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом – последний мужчина в роду, а если у казака было по две серьги ви в левом и в правом ухе- это означало,что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких берегли.

Внук: Дедуня, надысь гуторил мне, что казачок с трех годов приучался к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трех лет.

Дед: Парнишку воспитывали гораздо строже,чем девку и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. Но самой главной задачей казаков всегда была учеба.

Внук: Спасибо тебе, дедуня, за рассказ интересный

Игра «Казацкая азбука»

2 команды детей Из мешочка дети вынимают цифру, и им задают вопросы

1. Казак (свободный человек, воин, беглец)

2. Булава (оружие, иголка, СИМВОЛ ВЛАСТИ)

3. Чайка (птица, ЛОДКА, чашка)

4. Оселедец (ЧУБ НАД ЛБОМ, кусок селедки, леденец)

5. Курень (ДОМ, сарай, крыша)

6. Казачок (молодой казак, Танец, котел)

7. Пластун (тропа в болоте, РАЗВЕДЧИК, помещение для оружия)

8. Саламаха (КАША ИЗ РЖАНОЙ МУКИ, жена казака, похлебка)

Чтение слов или составить слово.

Воспитатель: А вы знаете, что казачата получали в вашем возрасте в подарок первые брюки с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству. Но чтобы стать настоящим казаком одних штанов мало.

Заветы старины в семье казаков,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы-

Сейчас расскажем вам их мы.

Дети

Честь и имя казака

В жизни главные всегда

С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Коль не прав так признавай

Злобу в сердце не пускай

Слово дал- его держи,

Казачьим словом дорожи!

Помни слово казака

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем в пустую обещать.

Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Пожилого казака

Почитай как за отца,

Престарелою казачку

Своей матерью считай.

Если трудно – погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме на работе,

На рыбалке, на охоте

Другу всюду помогай,

Если надо выручай!

Век служи и век учись-

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

Воспитатель: Какие молодцы! Подрастайте, хлопчики та девчата. А по осени, когда соберем урожай, на святой Покров посвятим вас в казачата.

Конспект НОД по речевому развитию «Как казаки грамоте учились»
Фото «Как казаки грамоте учились»
Конспект НОД по речевому развитию - фото
Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Домашние птицы» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье»Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: - учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; - расширять словарь по теме "Осень"; - развивать умение образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Бал цветов» Цель. Закрепить знания, полученные на занятиях, в обстановке радостного праздничного события. Задачи. Закреплять знания о цветах (луговых.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес»Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес» НОД по речевому развитиюс использованием театрализованной деятельности (с применением активных методов обучения) в подготовительной к школе.

Сценарий праздника «Как мы грамоте учились»Сценарий праздника «Как мы грамоте учились» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Как казаки грамоте учились»
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 11:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Как казаки грамоте учились»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лохвицкая (УИ 1218632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД