НОД «Русская изба»

Анна Пономаренко
НОД «Русская изба»

Нод «Русская изба»

Старшая группа

Цель: Развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес.

Задачи:

- Закреплять познавательную и речевую активность, умение согласовывать слова в предложениях.

- Закреплять навык звукового анализа слова (определение позиций звука).

- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

- Закреплять знания детей о русском народном костюме, музыкальных инструментах, предметах быта, активизировать словами (ухват, крынка, чугунок, рушник, коромысло, кокошник, картуз, косоворотка, кушак, портки, лапти, рукодельница, посиделки(.

- Развивать умение складывать и вычитать в пределах 10.

- Развивать навыки балансировки и координации движений «влево-вправо». «вверх-вниз».

- Развивать тактильную чувствительность.

- Формировать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», «Царевна – лягушка», «Сивка - Бурка», «Хаврошечка», «Финист – Ясный сокол».

Прослушивание песен русского фольклора: «Как на тоненький ледок», «Ранним – рано поутру», «Уж я колышки тешу», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Просмотр сказки «Репка» с помощью настольного театра.

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная».

Драматизация сказки «Заяц хваста» с детьми. Рисование по сказкам.

Знакомство с малыми фольклорными формами. Знакомство с прикладным творчеством: Дымка, Городец, Хохлома, Гжель.

Ежегодное проведение праздника Масленица. Беседы с детьми о быте русского народа, традициях русского народа.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Ребята я вас приглашаю отправиться в путешествие, в далекие времена, когда наша страна называлась Русь, хотите отправиться в путешествие? Смотрите, у нас на пути, указатель, кто может прочитать, что написано на указателе?

Дети: Ответы

Воспитатель: Направо пойдешь - далеко не уйдешь!

К доске подойдешь – много интересного найдешь!

Дети: подходят к интерактивной доске mimio проект «Русские традиции»

Воспитатель: Ребята экран нам загадывает загадки, о народных инструментах, попробуем отгадать?

После отгадывая загадки о народных инструментах, дети слушают, как звучит инструмент.

Воспитатель: А кто знает, среди этих инструментов есть духовой инструмент?

Дети: Ответ

Воспитатель: а кто заметил ударный инструмент? А как называется инструмент, у которого есть струны?

Дети: Размышляют

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а что лежит у вас на столах?

На столах «Палитра» сложение и вычитание. На «Палитре» картинки народных музыкальных инструментов. Когда дети выполняют задание по решению примеров, переворачивают палитру и видят картинку, с изображением «Дети играют на музыкальных инструментах».

Воспитатель: Давайте вместе попробуем разобраться, какое задание на столе. Может кто то уже догадался?

Дети: размышляют

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы услышать как звучит оркестр народных инструментов, но для этого нам необходимо выполнить задание, давайте попробуем составить оркестр из отдельных инструментов.

Задание усложнение: сравнить каких инструментов больше, ударных или струнных, а каких меньше.

Воспитатель: (звучит мелодия «Во поле береза стояла»)

Воспитатель: Ребята, а давайте подойдем к экрану и посмотрим, что он нам покажет на этот раз. Кто знает, как называется элементы национального костюма у девушки и у юноши?

Дети: Размышляют (кокошник, сарафан, платок, сапожки, картуз, косоворотка, кушак, портки, лапти)

Воспитатель: А как вы думаете, эта одежда повседневная или праздничная?

Дети: Одежда праздничная

Воспитатель: А кто может объяснить, что значит повседневная и праздничная одежда?

Дети: размышляют

Воспитатель: А кто же шил такую одежду? Как называли этих женщин?

Дети: Рукодельницы

Воспитатель: Как хорошо вы знаете национальную русскую одежду ребята. А давайте, вспомним как жили люди на Руси (следующий слайд: Русская изба и быт)

Воспитатель: А кто знает, что самое главное было в русской избе?

Дети: Печь, она избу обогревала, в ней готовили обед, сушили одежду, лечились на печи от разных болезней.

Воспитатель: Ребята, а кто подскажет, какая домашняя утварь была на Руси в каждой избе?

Дети: Ухват, крынка, чугунок, рушник, самовар, бочка, ведро, коромысло, корзина.

Воспитатель: А у нас с вами тоже есть корзины, а для чего они нужны в хозяйстве?

Дети: Ходить в лес, собирать в корзины ягоды, грибы.

Воспитатель: Ребята я вдали вижу лес, и у нас с вами есть корзины, куда же мы с вами можем сейчас отправиться?

Дети: В лес за грибами и ягодами.

Воспитатель: Посмотрите ребята, в корзине есть карточки, которые помогут нам выбрать маршрут, а когда мы вернемся, мы поделимся впечатлениями, кто, где побывал, встретимся с вами на этой поляне, хорошо?

Разбирайте карточки, они нам укажут в каком направлении идти.

Оборудование:

Сырный ломтик (на фишке изображены корзины, ведем фишку до лунки под которой изображена малина) собранную малину кладем в корзину.

Сенсино (геометрические формы, находим геометрическую форму в ячейке, под геометрической формой спрятаны ягоды.) Складываем в корзину: черника, ежевика, клюква.

Магнитный лабиринт (на поле расположены грибы, с помощью шариков мы прокладываем путь к грибам) собираем грибы в корзину.

Воспитатель: а что у вас в корзинах?

Дети: собрали малину, чернику, ежевику, грибы лисички, боровики, подберезовики.

Воспитатель: ребята посмотрите у нас здесь загадки, попробуем отгадать? Закрепление звукового анализа слова (определение позиций звука в слове) см. приложение

Воспитатель: А сейчас у нас с вами будет викторина «Что из чего можно приготовить?»

Как называется суп с грибами? - Грибной суп

Как называется варенье из клубники? - Клубничное варенье

Как называется компот из вишни? - Вишневый компот

Как называется икра из грибов? - Грибная икра

Как называется пирог с ягодами? - Ягодный пирог

Как называется начинка из ягод? - Ягодная начинка

Как называется компот из ягод? - Ягодный компот

Как называется пирог с грибами? - Грибной пирог

Как называется джем из малины? - Малиновый джем

Воспитатель: Ребята мы столько с вами дел переделали, а кто помнит, где мы с вами побывали, что видели? (воспитатель подводит детей к ответу: видели и слушали народные инструменты, побывали в русской избе, вспомнили, какую одежду носили на Руси).

Дети: дети рассуждают

Воспитатель: Пора и нам отдохнуть. Было время в старину, долгими зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где они пряли, вязали, вышивали, плели корзины и обязательно пели песни, частушки и рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, да и работа спорилась. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились у старших мудрости жизни. Вот и у нас с вами сегодня посиделки.

Мы подготовили частушки, сейчас мы их исполним:

Дети: исполняют частушки.

Нянечка в порядке держит

Группы наши круглый год,

Чистоту кругом наводят.

Целый день всё трёт и трёт.

Есть и группа непростая-

Есть и группа речевая,

Здесь всех учат говорить

Чисто звук произносить.

Наши дети не ленились

И усердно все учились.

Вот пятёрки за ответ

Стал им ставить логопед.

С музыкантом нашим мы

Петь готовы до зари.

Полонезы и кадрили,

Польки тоже не забыли.

Медицинский персонал

Нам здоровье сохранял,

И прививки, и зелёнка-

Самый лучший друг ребёнка!

Дорогие повара.

Вкусно кормите всегда.

Посмотрите-ка на нас-

Эти щёчки просто класс!

Повара здесь варят каши,

В праздник здесь блины пекут.

Непростое это дело:.

Целый день кормить всех тут.

Не волнуйтесь, мамочки,

Мы же вам поможем.

Если нет, то в детский сад

Всегда вернуться сможем.

Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо вам большое!

Сказки в сундучке живут,

Все они здесь тут как тут.

Очень просятся сюда.

Приоткрыть им крышку (Да)

Вот моя сказка: Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.

Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.

Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.

А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.

- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Попросим наших родителей нам помочь разобрать посуду? Я думаю, что они нам не откажут

На столах разрезные картинки народных промыслов: (хохлома, городец, гжель, дымково)ребята с родителями собирают картинки и рассказывают какой вид росписи они собрали.

Воспитатель: А у нас в «сказочном сундучке» остались еще сказки, а что это за сказка нам расскажет (родители с детьми готовят сказки)

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать. Накрывали красиво стол и приглашали гостей к столу. И мы приглашаем всех гостей к столу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект НОД «Русская изба»Конспект НОД «Русская изба» Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской культуры. Задачи: • Развивать познавательную активность детей.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» В рамках знакомства с бытом наших предков, совместно с родителями был организован мини-музей крестьянского быта. Для более глубокого знакомства.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Организация мини-музея «Русская изба» в старшей общеразвивающей группе. Мини – музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного.

Проект «Русская изба» Проект "Русская изба" был реализован в рамках инновационной деятельности ДОУ "Современная технология эффективной социализации ребенка в.

Проект «Русская изба» Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Русская избаРусская изба Изба предназначена для проведения праздников, развлечений,игр, чтения сказок,прослушивания песен и аудиозаписей а так же как музей.

Экскурсия музея «Русская изба» Сценарий экскурсии музея МКДОУ Д/С «Теремок» (конкурс «Лучшая экскурсия музея образовательной организации») Выполнила: старший воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
НОД «Русская изба»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 22:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...