Лучший педагог года

НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»

наталия сысоева
НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Публикация «НОД с элементами экспериментирования „Такие необычные камни“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, мультимедийные презентации, макет каменного цветка, разнообразные камни, материалы для опытов с камнями, шкатулка с камнями, камни для росписи, гуашь, кисти, камешки-конфетки.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа:

Активизировать словарь за счёт новых слов. шершавый, шероховатый, эксперимент

Предварительная работа:

1. Чтение сказов П. П. Бажова «Горный мастер», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка Медной горы» и др.

2. Просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка».

3. Прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

4. Беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни, «Что такое сказ?»

6. Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.

7. Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Ход НОД:

Дети и гости встают в общий круг.

Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.

Я рада, рады Вы,

Приветствуем сегодня

Объятием дружбы мы (Дети и гости обнимают друг друга)

Воспитатель : Обращаясь к гостям:

-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.

Воспитатель. Обращаясь к детям:

-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят (гости садятся).

- А мы давайте возьмемся все за руки. Это наш круг доброты. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. А теперь повторяй те за мной:

Пусть наша добрая улыбка (Руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прокладываются к сердцу)

Напомнят нам как важно в жизни (руки вперед пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром, (Взяться за руки)

Правда,это здорово почувствовать тепло рук друзей.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня занятие непростое, занятие-волшебное!

Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)

А еще что? (Природа).

— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается, цветет).

Ребята, а к нам пришла интересная посылка (открываю, а в ней письмо:

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе, и решила проверить ваши знания, прислав вам несколько заданий. Я послала Вам посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою загадку. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Воспитатель: Ну что ж ребята, что бы доказать Хозяйке Медной горы, что мы правда много знаем о природе нам нужно все ее задания обязательно выполнить. Вы готовы?

Дети: да

Воспитатель: Тогда вот первое задание, в письме загадка давайте попробуем ее отгадать.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

Вот он какой — этот горный камень (Показывает детям).

— Это камень и относится он к какой природе?

Дети: Неживой

Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Камни олицетворяют силу матери-Земли, которая заботится о нас, щедро делясь энергией природы, помогающей вернуть здоровье. Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни.

Воспитатель: Молодцы, ребята, ну что ж а вот и второе задание от Хозяйки Медной горы. Расскажите и покажите свойства камней через эксперимент.

- А, что такое, ребята, эксперимент?

Дети: Это опыт, наблюдение

Воспитатель: А, для того чтобы провести эксперимент с камнями нам нужны сами камни, и вы знаете ребята, Хозяйка Медной горы и об этом позаботилась и прислала нам в посылке вот такой замечательный мешочек, в котором лежат камешки. Вам надо по очереди достать любой камень, который вы нащупайте. (Дети по очереди достают камни из мешочка).

-Ребята, мы все с вами знаем, что камень может быть опасен, поэтому мы должны с ним обращаться аккуратно.

Воспитатель: А хотите узнать еще больше о камнях? (Ответы детей) Для их полного изучения, я предлагаю вам пройти за столы.

(Дети рассаживаются за столы)

– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, у вас у всех есть камень,и сейчас мы обследуем его.

Опыт № 1. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый свой камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети

Вывод: поверхность у камней разная.

Опыт № 3. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт №3. Меняют ли камни цвет?

-Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Вытащите их из воды, положите на салфетку. Что изменилось?

Вывод: мокрые камни меняют цвет

Опыт № 5: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Возьмите свой камень в руки и скажите он теплый или холодный.

Дети: Холодный.

Воспитатель: А давайте согреем его.

Дыхательная гимнастика. Дети берут камень, кладут его на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт №6. Может ли камень издавать звуки

- Ребята, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите камнями друг о друга, о стол.

Вывод: камни издают звуки.

Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы, справились с таким сложным заданием Хозяйки Медной горы. А, сейчас оставьте свои камешки на бумаге, и давайте немного отдохнем.

Давайте построим гору.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (дотрагиваюсь до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Каменная соль — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но мы еще не все задания выполнили. Посмотрите, что еще лежит в конверте

Как узнать, что здесь спрятано?

Дети: нужно выложить

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

Воспитатель: – Кто это? Что вы о ней знаете?

Звучит музыка, появляется Хозяйка Медной горы.

ХМГ : – Здравствуйте, ребята. Вы сегодня выполнили все мои задания, отгадали все мои загадки, провели опыты с камнями. А что же вы узнали, я сейчас проверю.

Игра: «Про что я говорю».

- Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

- Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

- Его используют для строительства дорог, домов (камень).

- Ей встречают дорогих гостей (солью).

ХМГ:– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Показывает минеральные камни.

- Камни еще бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!

Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты.

Воспитатель: Ребята, а можем ли мы создать красоту из камня?

Дети: Да

ХМГ: - Тогда превратите обыкновенные камни в удивительные.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте подготовим свои пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок»

Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)

Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)

А за ним его дружок (распрямить указательный палец)

Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)

А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)

И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)

Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание.

(Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)

Ты меня послушай И сделай точно так!

Возьми скорее краску, И кисточку с водой,

Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой.

Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем.

Ну а теперь внимание, Особое задание

Рукой придерживаем камень, Невысоко поднимем кисть,

И краской разноцветной, волшебство начинаем творить.

(дети разукрашивают камень)

Кисть промываем! Кверху ворс!

В подставке сушат пусть свой хвост!

Убрали кисть (Убираем на подставки)

В камень мы вдохнули жизнь!

Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! Ой, какие молодцы, и изумруд тут, и малахит и янтарь.

Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такими,

Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы!

ХМГ прощается и уходит.

Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования и эксперимент, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. Теперь, вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни. Спасибо вам всем за работу. Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные. Я вас всех благодарю за активное участие. Угощайтесь сладкими камешками и угощайте наших гостей.

Самоанализ

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было представлено занятие «Такие необычные камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи: Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.

При подготовке к занятию была проделана предварительная работа: Чтение сказов П. П. Бажова, просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка», прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля», беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни, «Что такое сказ?», рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова, Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Для решения поставленных задач на каждом этапе использовались целесообразные методы и приемы педагогического воздействия.

Так в вводной части занятия были применены мультимедийные средства, сюрпризный момент,чтобы заинтересовать и замотивировать детей. Для решения задачи по обогащению словаря детей применяла словесные игры.

В основной части занятия использовала метод экспериментирования, в ходе которого дети определяли признаки и качества камня, делали свои выводы и умозаключения.

Музыкальное сопровождение помогло в создании психологического комфорта, нацелило на дальнейшую творческую деятельность.

Для реализации задачи по художественному творчеству использовала необычный способ – разукрашивание камней.

В заключении хочется отметить, что на протяжении занятия была выдержана единая линия содержания, которая соответствовала теме занятия.

Интегративная связь образовательных областей была направлена на развитие целостного представления о камнях.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам. Смена поз не давала детям уставать.

В заключительной части занятия дети рассказали, что узнали нового, интересного. От проведенного занятия, думаю, дети получили удовлетворение и положительные эмоции.

Публикации по теме:

Групповой детский исследовательский проект «Такие необычные куриные яйца» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: исследовательский, детский с участием педагога и родителей. Тема проекта: «Такие необычные куриные яйца». Цели проекта: 1.

Конспект интегрированного НОД с элементами экспериментирования «Загадки семицветика» в средней группе Программное содержание: - формировать у детей умение передавать литературный текст последовательно с опорой на картинки; - познакомить.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства» Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства». Цель: формирование представления о металле. Задачи: формировать.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования во второй младшей группе .

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Приключения Крошки Енота» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россошь Россошанского муниципального.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебные свойства воды» Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебные свойства воды». Цель:.

НОД по ознакомлению с природой «Путешествие маленького эльфа» с элементами экспериментирования НОД по ознакомлению с природой «Путешествие маленького эльфа…» С элементами экспериментирования. Цель: 1-обучающая-организовать деятельность.

НОД с элементами экспериментирования «Волшебный шарик» (первая младшая группа)НОД с элементами экспериментирования «Волшебный шарик» (первая младшая группа) Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Коммуникация». Программные задачи: Формировать. Способствовать.

Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года» в средней группе по теме «Такие полезные камни»Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года» в средней группе по теме «Такие полезные камни» Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная. Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,.

Проект «Такие разные камни»Проект «Такие разные камни» Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский. Сроки реализации: 2 недели. Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»
Опубликовано: 31 марта 2018 в 18:36
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД