НОД «Самара — город космонавтики»

Ирина Рогова
НОД «Самара — город космонавтики»

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Самара - город космонавтики»

Авторы: Рогова И. Н., Гомолина Е. Н.

Воспитатели Детского сада «Солнышко» с. Алексеевка

2019 г.

Пояснительная записка

Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно-знать, есть ли жизнь где ни будь ещё. Учёные долго работали над это задачей, проводили исследования, конструировали различные летательные аппараты.

Мы как жители Самарской области должны знать, что Самара – столица ракетно- строительной отрасли.

Непосредственно образовательная деятельность «Самара – город космонавтики» поможет детям познакомиться с первыми конструкторами – изобретателями, историей создания первой ракеты, полетевшей в космическое пространство. Дети экспериментируют в опыте, создают свои необычные чертежи – схемы летательных аппаратов и конструируют их.

В нашей непосредственно образовательной деятельности сочетается опытная и конструктивная деятельность, что актуально и интересно современному подрастающему поколению.

Тема: «Самара – город космонавтики».

Возраст: 6-7лет.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1.Познавательное развитие:

- Познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики;

-Уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет;

- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.Речевое развитие:

- Активизировать словарный запас детей: космодром, уроженцы, постамент, реактивные.

3.Социально-коммуникативное развитие:

- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

4.Художественно-эстетическое развитие:

- Развитие навыков конструирования с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»;

-Развивать чувство композиции, творческое воображение, образное мышление.

5.Физическое развитие:

- Развивать двигательную активность и общую моторику.

Методы и приёмы:

Практические: Физминутка «На ракете полетим», пальчиковая гимнастика «Космонавт», создание чертежей – схем космических кораблей.

Наглядные: Презентация «Космическая Самара», демонстрация опыта «Звёзды светят постоянно.

Словесные: Рассказы о конструкторах – изобретателях, загадка, чтение стихотворения Н. Сергиянской «Ракета», рассказы о заводах Самары.

Материалы и оборудование: Конверты, картонки с отверстиями, фонарики, средства ИКТ, презентация, игровое пособие «Дары Фрёбеля».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Физминутка «На ракете полетим», пальчиковая гимнастика «Космонавт»

Игровая Опыт «Звёзды светят постоянно»

Коммуникативная Рассказы о конструкторах – изобретателях, загадка, вопросы, рассказ о заводах Самары

Музыкальная Слушание музыки (во время конструирования)

Изобразительная Создание чертежей схем и создание космических кораблей

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) Стихотворение, обсуждение.

Самообслуживание Самообслуживание.

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Предлагает отгадать загадку. До луны не может птица

Долететь и прилуниться, но за то умеет это

Делать быстрая… Дети отгадывают загадку.

Ракета

Развитие логического мышления, умение отгадывать загадки.

2 Воспитатель задаёт вопрос:

-А вы знаете кто изобретает ракеты?

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с изобретателями ракет. Воспитатель рассказывает о изобретателе.

Первую в мире ракету изобрёл русский учёный К. Э. Циалковский (Слайд 1)

Он жил в городе Калуга и работал учителем в школе Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звёздами изучал их и мечтал до них долететь. Он провёл расчёты и хотел сконструировать ракету на которой он мог бы долететь за пределы земли. Но сделать её у него не было возможности. И он продолжил наблюдать за звёздами в телескоп.Дети отвечают:

- Изобретатели, конструкторы.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Развивается умение отвечать на вопросы.

Развивается умение слушать и воспринимать информацию.

3 Я вам предлагаю понаблюдать за звёздами.

Опыт: «Звёзды светят постоянно» воспитатель раздаёт картонки с отверстиями вложенные в конверт. Берём конверт с картонкой в одну руку, а в другую фонарик. Включаем фонарик и светим на обращённую к вам сторону конверта, потом на другую сторону.

Итог опыта: дырки в картоне не видны через конверт, но когда вы светите на конверт, они становятся хорошо заметными. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо яркое из-за солнца и свет звёзд затмевается. Дети принимают предложение и экспериментируют выполняя словесную инструкцию воспитателя.

Развивается умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умеют выполнять словесные инструкции.

4 Рассказ воспитателя о Королёве (Слайд 2)

-И только, через много лет, другой русский учёный – С. П. Королёв смог сконструировать и изготовить первую космическую ракету, на которой первыми полетели в космос Белка и Стрелка (Слайд3). И вернулись на землю благополучно. А в 1958 г. была создана ракета на которой летал в космос первый космонавт Ю. А. Гагарин. И была она сконструирована на Куйбышевском заводе №1. Сейчас это завод «Прогресс» в городе Самаре. (Слайд 4). На этих ракетах созданных в Самаре побывало в космосе много космонавтов уроженцев Самарского края. В Самаре на проспекте Ленина, стоит самая настоящая космическая ракета – знаменитая – Р-7 «Союз». (Слайд 5) В её постаменте располагается муниципальный музей «Самара космическая». Дети слушают рассказ воспитателя, просматривают слайды.

Развивается умение слушать рассказ воспитателя, зрительное восприятие.

5 Воспитатель предлагает провести физминутку.

- Я предлагаю вам стать на время космонавтами и полетать на ракете.

На ракете летим в небо.

Повернёмся в право, влево,

Руки вверх, руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни левою ногою!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни правою ногой!

Повернись направо к другу

Правою дай руку другу. Дети выполняют движения по тексту физминутки. Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.

6 Воспитатель рассказывает, где учат строить космические ракеты.

Учат этому мастерству в Самарском Аэрокосмическом университете. (Слайд6) Дети слушают рассказ и смотрят слайд. Ознакомлены с образовательным учреждением, где обучают профессии для ракетно-космической отрасли.

7 А где в Самаре строят ракетно-космическую технику? Дети рассказывают

о металлургическом заводе им. Ленина (Слайд 7) металлургический завод производит и выпускает современный алюминий для космоса.

Моторостроительный завод им. Фрунзе (Слайд 8). Производит реактивные двигатели для ракет.

А на заводе «Прогресс» собирают и изготавливают ракетную технику (Слайд). Развито мышление, воображение, умение высказывать свои мысли, сформировано умение вести диалог.

8 Воспитатель предлагает игровую ситуацию.

- Я предлагаю вам переместиться на завод «Прогресс» и самим придумать свою ракету будущего и сконструировать её. Для этого нужно рассмотреть ракету из каких частей она состоит и начертить чертёж – схему. Дети принимают игровую ситуацию.

Рассматривают ракету чертят схему. Умеют выделять из целого части, делать схематический рисунок.

9 Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. Сжимают, разжимают кулачки.

Ладошки соединены под острым углом.

Делают очки возле глаз.

Загибают по одному пальцу.

Ладонями изображают шар. Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение рук.

10 Воспитатель предлагает сконструировать «ракеты» по своим чертежам-схемам. Дети конструируют «ракеты» в соответствии со своими схемами под «Космическую музыку». Развивают умение конструировать по своей схеме- чертежу.

11 Стихотворение Н. Сергиянской «Ракета». Приложение 1 Ребенок читает стихотворение. Дети слушают. Развивается умение внимательно слушать рассказчика.

12 Рефлексия:

-Какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и прославит нашу Родину. Дети слушают воспитателя и принимают похвалу. Умеют высказывать своё мнение и быть вежливыми.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ на тему «Космодром будущего».

Методические рекомендации

Непосредственно образовательная деятельность «Самара – город космонавтики» рекомендован для детей 6-7 лет.

В нашей непосредственно образовательной деятельности присутствует познавательная информация, опыт, конструктивная деятельность. А так же использованы различные формы и методы работы доступные детям для овладения элементарными знаниями о космосе.

Практическая значимость состоит в том, что её может использовать в своей работе, любой педагог адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ.

Список используемой литературы

1. Логунова Н. Е. Энциклопедия с развивающими заданиями Космос ООО «СИМБАТ».

2. Космическая летопись Самарской области Самара: Издательский дом «АГНИ», 2015.

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – М.: Аркти, 2016 г.

4. Парамонова Т. И. Самарская область в истории освоения космоса: Издательство «Волга Дизайн»,2014 г.

5. Чернецов – Рождественский С. Г. Космосэнциклопедия для детского сада: ООО «РОСМЕН», 2017 г.

Приложение 1

Н. Сергиянская «Ракета»

Мы трудились очень дружно –

Получилось то,что нужно:

Не машина, не конфета,

Настоящая ракета!

На листе бумаги чистом

Нарисуем космос быстро,

И отправится в полёт

Наш прекрасный звёздолёт!

Публикации по теме:

Методическая разработка викторины ко Дню космонавтики «12 апреля — День космонавтики» для обучающихся 1 курса техникума МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение КРАСНОКАМСКИЙ.

Праздничное представление к Дню космонавтики «День космонавтики. Дело было в Максимовке» Праздничное представление к дню космонавтики. Авторская сказка «Дело было в Максимовке». Авторы: Шагапова Земфира Римовна (воспитатель МБДОУ.

Конспект НОД по краеведению «Город чудный, город древний» Конспект НОД на тему: "Город чудный, город древний. " Цель: Воспитывать у детей уважение, гордость, любовь к своей малой Родине. Активизировать.

Дети группы с родителями, братьями, сестрами и педагоги строят город из песка «Город счастья. День семьи, любви и верности» Звучит музыка дети с родителями приходят на участок детского сада, украшенный шариками и цветами. - Доброе утро, дорогие друзья. Сегодня,.

«Мой город Самара». Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе Программное содержание: - Формировать представления.

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Самара театральная. Виды театров» Подготовила воспитатель: Вороновская Л. В. Цель: Формирование представления детей о видах театров. Задачи: - познакомить детей с профессией.

Конспект внеурочного занятия ко Дню космонавтики «День космонавтики. Изготовление модели ракеты» Конспект внеурочного занятия Класс: 3 Тема: «День космонавтики. Изготовление модели ракеты». Цель: Формирование практического умения конструирования.

Презентация «Мой любимый город — город Дятьково» Дятьково На западе России в Брянской области на склонах Смоленско-Московской возвышенности расположился город Дятьково. Известно поселение.

Презентация «Образовательный маршрут «Люби и знай свой край! Самара» Тема маршрута: «Люби и знай свой край Самара» Целевая аудитория: родители и дети 4-5 лет Автор: Хоршева Юлия Александровна воспитатель МБДОУ.

Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети интернет «Моя любимая Самара» Уважаемые родители! Предлагаем вам образовательный маршрут совместной деятельности с детьми в сети интернет, с помощью которого вы сможете.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Профессии и труд
Автор публикации:
НОД «Самара — город космонавтики»
Опубликовано: 3 октября 2019 в 21:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки