Лучший педагог года

НОД «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»

Тамара Осипова
НОД «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»

«Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»

Составил: воспитатель

Осипова Тамара Ивановна

Тема «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»

Цель: Побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

Публикация «НОД „Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске“» размещена в разделах

Задачи:

познакомить детей с ходами шахматных фигур;

закрепить знания детей о шахматной доске;

упражнять в определении адреса шахматной клетки;

развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться на плоскости;

воспитывать интерес к шахматам, прививать любовь к игре.

Оборудование и дидактическое оснащение занятия:

• Демонстрационная доска;

• Наборы шахматных фигур;

• Фишки;

• Шапочки с изображение фигур.

Ход занятия:

1 ЧАСТЬ Шахматная доска

Воспитатель: Ребята наше знакомство с игрой в шахматы продолжается, чтобы попасть в волшебную шахматную страну, нужно ответить на несколько вопросов.

*Где родились шахматы?

*Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?

*А где же происходят шахматные сражения?

(ответы детей)

Воспитатель: Конечно, на шахматной доске. Мы уже знакомы с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.

Игра «Разминка»

- Какую форму имеет шахматная доска?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько полей в самых коротких диагоналях?

-Сколько на доске больших диагоналей?

-Бывают ли черно-белые диагонали?

- Покажите руками вертикаль.

- Покажите руками горизонталь.

- Для чего на доске нужны буквы и цифры?

- Зачем нужно знать точный адрес клетки?

Практическое занятие.

Определить адрес шахматного поля (3-4 задания для детей с фишками).

а1, е5, f6, h7, c4.

Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили все о шахматной доске. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

2 ЧАСТЬ Шахматные фигуры и их ходы.

Воспитатель: Фигуры ещё спят на своих шахматных полях. А нам уже не терпится с ними встретиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы.

Вот его величество – Король!

(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о короле).

Не надо мною восхищаться хоть я и важное лицо,

Но без защиты я ребята всего лишь слабое звено.

Хожу, я очень осторожно. Мне можно делать один шаг.

Ведь я умру, когда соперник, объявит мне свой грозный мат.

Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный.

Сколько в каждом королевстве королей?

(Ответы детей королей по одному – черный и белый).

Практическое занятие

Работа детей на шахматной доске с фигурой короля. Знакомим с ходами короля.

Король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одно поле в любую сторону.

А вот Ферзь! (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ферзе)

Могу направо я ходить могу налево

Я важная фигура совсем, как королева.

Коль не удастся так сходить сконфужусь я едва ли

Возьму и сделаю я ход, по диагонали.

Сколько в каждом королевстве ферзей.

(ответы детей в начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей).

Практическое занятие.

Работа детей на шахматной доске с фигурой ферзя. Знакомим с ходами ферзя.

Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число полей доски. Ферзь – важная фигура.

Физкультурная разминка (по желанию детей)

Посмотрите, вот Ладья! (ребенок в шапочки короля читает стихотворениео ладьи).

На башню я похожа зовут меня Ладья

Горизонталь и вертикаль дорожка для меня.

Сколько в каждом королевствеладей.

(ответы детей)

Практическое занятие

Работа детей на шахматной доске с фигурой ладьи. Знакомим с ходами ладьи.

Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число полей.

Особая фигура – Слон.

(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о слоне).

Порядок в шахматном строю, все знают клеточку свою.

Диагональ маршрут пути, слону нельзя с него сойти.

Слоны выходят на поля у каждого диагональ своя.

И кто им встретится в пути, готовы всех они снести.

Есть белопольные слоны, есть чернопольные слоны.

По силе все они равны и королю всегда верны

Сколько в каждом королевстве слонов?

(ответы детей)

Практическое занятие.

Работа детей на шахматной доске с фигурой слона. Знакомим с ходами слона.

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число полей.

Ещё одно животное на поле - Конь!

(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).

Я, по полю не гуляю и в спортзале не стою.

Жду команды, только свистни в два прыжка я прискачу.

Я меняю поля боя через головы скачу.

А когда со мной играют буквой «Г» всегда хожу.

Сколько в каждом королевстве коней?

(ответы детей)

Практическое занятие.

Работа детей на шахматной доске с фигурой коня. Знакомим с ходами коня.

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 поля вперед и одно поле в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. При ударе конь занимает место сбитой фигуры

А теперь - Пешка!

(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).

На доске стоит отряд восемь пешек в один ряд.

Пешка медленно идет шаг за шагом, но вперед.

Пешка - слабая фигура, но не так уж и проста.

И в итоге битвы славной может стать и самой главной.

Может стать ладьей, конем, или даже быть слоном.

Может стать она ферзем. но не стать ей королем.

Сколько в каждом королевстве пешек?

(ответы детей)

Практическое занятие.

Работа детей на шахматной доске с фигурой пешкой. Знакомим с ходами пешки.

Пешка может передвигаться вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

3 часть ИТОГ

Итак, всё шахматное войско перед вами!

(на доске прикреплены фигуры в начальном положении)

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете?

А сколько фигур в шахматной армии?

Как ходит каждая шахматная фигура?

Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?

Наше знакомство с шахматной страной будет продолжаться, и мы с вами научимся играть в эту удивительную игру.

Публикации по теме:

«Геометрические фигуры». Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры» (Старшая группа) 2018год Программное содержание: 1. Закреплять умения классифицировать множество.

Использование ИКТ в дошкольном образовании «Игры на интерактивной доске» Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Дидактические игры «Помоги Незнайке найти фигуры», «Какие бывают фигуры»Дидактические игры «Помоги Незнайке найти фигуры», «Какие бывают фигуры» " Помоги Незнайке найти фигуры" Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры.

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры» Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «А» Тема «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах – круг, квадрат,.

Конспект НОД «Геометрические фигуры» Бабичева И. Е Воспитатель 2018 год Цель: закрепить у детей понятия формы (круг, треугольник, квадрат, цвета (синий, зеленый, желтый, красный).

Конспект занятия по обучению шахматам дошкольников «Знакомство с шахматной доской» в средней группе План-конспект урока по шахматам Разработала: Сердакова А. С. Тема: «Шахматная доска» Цель: формирование интереса к игре в шахматы. • развитие.

Конструкт НОД по декоративному рисованию «Городецкая гирлянда на кухонной доске» Конструкт НОД по декоративному рисованию Для детей старшей группы Тема: «Городецкая гирлянда на кухонной доске» Цель: закрепления умений.

Методические рекомендации к развивающей доске «Мир вокруг нас» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Методическая.

НОД по ОО познавательному развитию «Геометрические фигуры»НОД по ОО познавательному развитию «Геометрические фигуры» НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Геометрические фигуры» Подготовила и провела: Воспитатель: Демышева В. Ю. Май 2016г Цель: Закреплять.

Сценарий спортивного досуга «Шахматные эстафеты» для детей подготовительной группы совместно с родителями В условиях реализации ФГОС перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 20:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД