Наталья Смашнёва
НОД «Снежные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в средней группе «Снежные чудеса»
Вид деятельности: непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Снежные чудеса»
Возрастная группа: средняя
Воспитатель: Смашнёва Н. В.
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению со снегом.
Задачи.
- создать условия для формирования детей о том, что снег - это твёрдое состояние воды;
- способствовать развитию умения экспериментальным способом доказывать, что снег очищает воздух;
Публикация «НОД „Снежные чудеса“» размещена в разделах
- объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха, показать способы превращения снега в воду;
- убедить детей в том, что даже самый белый, чистый снег грязнее чистой воды, доказать, что чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека;
- обеспечить условия для ориентации в ситуациях, опасных для здоровья;
- развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи и речь детей;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
Оборудование и материалы: ванночки с холодной и тёплой водой, снег, баночки со снеговой водой, сказочный герой Снеговик, карточки-символы,
полотенца, карточки с нарисованными снеговиками и снежинками, вырезанные снежинки с чёрными точками.
Предварительная работа. Наблюдения за снегом в тёплую и холодную погоду. Игры-забавы со снегом «Цветное снежное тесто», «Салют на снегу». Проведение опытов с родителями дома. Проведение экспериментов на прогулке.
Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Игры со сказочным героем Снеговиком.
Ход НОД. В гости к детям приходит Снеговик. Он очень печальный,
грустный. Оказывается, Снеговик боится весны. Почему он боится весны?
Придёт весна и Снеговик растает, так как он сделан из снега.
Снеговик очень любит снег и просит детей рассказать, какой бывает снег.
Белый, холодный, блестящий, хрустящий, сверкающий, грязный.
Снеговик предлагает детям ответить на хитрые вопросы, которые он приготовил для детей:
На дворе горой, а в избе водой? Снег.
В какое время бывает снег? Зимой.
Есть ли снег летом? Нет.
Что такое снег? Сейчас мы об этом узнаем.
Воспитатель предлагает поиграть со снегом:
Возьмите в ладошку снег, сожмите ладошку. Что вы чувствуете? Холод.
А теперь откройте ладошку. Где же снег? На ладошке вода.
Что же такое снег? Это вода, замёршая в виде кристаллов-снежинок.
Давайте, посмотрим, что стало со снегом, который мы принесли в группу рано утром. Снег растаял.
Почему? В комнате тепло, поэтому снег нагрелся и растаял.
Какая вода получилась? Грязная.
Сравним снеговую, талую воду с водопроводной водой. Чем они отличаются?
Водопроводная вода чистая, а талая вода грязная. Из чистого снега получилась
грязная вода. Белый, чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. Талой водой очень хорошо поливать растения, давать пить животным.
Снеговик приглашает детей покружиться как снежинки.
Физминутка: Мы пушистые снежинки,
Очень легкие пушинки.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Снеговик просит рассказать детей, почему снег становится грязным.
В воздухе, через который пролетали снежинки к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал эти частицы и испачкался. Воздух после снегопада становится чище, даже пахнет свежестью и морозом.
Воспитатель показывает детям баночки, в которые набирали снег вчера.
В одну баночку набирали снег возле котельной, в другую возле дороги, а третью
на участке, под деревьями.
Где снег испачкался больше всего? Возле котельной.
А где снег испачкался меньше всего? Под деревьями. Значит, деревья тоже собирают пылинки и частицы копоти.
Сегодня мы с вами опять будем играть со снегом и ещё раз докажем, что снег тает, когда нагревается. Увидим, что снег – это грязная талая вода. Для этого мы
разделимся на две команды: «Снеговики» и «Снежинки». В ванночке у «Снеговиков» холодная вода, а в ванночке у «Снежинок» тёплая вода. Возьмём из ведёрка снег и положим в воду.
Сравним, где снег растаял? В ванночке с тёплой водой. Снег тает, когда нагревается.
Снеговик вздыхает и говорит, что и он вот также скоро растает.
Дети читают Снеговику стихотворение:
Наш весёлый Снеговик,
Ты к снегу, к холоду привык.
Не печалься, что растаешь,
Новым лучше ещё станешь!
Слепим мы тебя опять,
На солнце будешь ты сверкать!
Помним мы тебя всегда,
Ждёт нас новая игра!
Твои картинки мы храним
И тебя благодарим!
Снеговик благодарит детей и просит вспомнить, что нужно сделать, если вы сильно замёрзли на улице. Дети рассказывают по карточкам-символам, что нужно делать в случае обморожения.
Снеговик хвалит детей и дарит им снежинки с нарисованными чёрными точками
и делает наказ детям:
На снежинки посмотрите
И в рот снег вы не берите!
Снег пылинки собирает,
Воздух нам он очищает.
Воду талую не пей,
А растения полей!
Снеговик прощается и обещает прийти через год.
Карточки-символы
1. Нельзя сидеть в сугробе.
2. Нужно бегать, прыгать.
3. Нельзя обмороженное место растирать снегом.
4. Нужно растирать мягкой шерстяной тканью.
5. Обязательно зайти в помещение.
6. Попить горячего чаю.
7. Забинтовать обмороженное место мягкой тканью или бинтом.
8. Вызвать скорую помощь.
Опыты со снегом
Использованная литература.
• Иванова А. И. Живая экология М: Творческий центр; 2007
• Кочемасова Е. Е., Вахрушев А. А. Здравствуй мир «Школа 2100»
• Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы М: Просвещение; 2006
• Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников Волгоград: «Учитель»; 2007
• Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников
М: Мозаика-Синтез; 2000
Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно! М: Линка-Пресс; 2004
• Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ М: Творческий центр; 2007
• Сборник авторских методических разработок по эколого - биологическому
направлению. Абакан: ООО «Гарант-Сервис»; 2006
• Журнал Дошкольное образование. 2006.№6 Играем с песком, водой и глиной. Е. Некрасова.
Ж. Ребёнок в детском саду. 2003г №3-4, Н. Короткова. Познавательно-
исследовательская деятельность дошкольников.