Папки-передвижки

НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе

галина гусенко
НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе

Познавательно-речевое занятие для детей старшей группы

«Соберем календарь правильно»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы. Расширять словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение вести диалог, рассуждать. Вызывать у детей интерес к познавательной деятельности. Закреплять знания о свойствах воды. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Публикация «НОД „Соберем календарь правильно“ по познавательно речевому занятию в старшей группе» размещена в разделах

Материал: Для оформления – картины с зимними пейзажами, зимними забавами детей, празднования у елки.

Предметные картинки для игры «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот». Предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, керамики, дерева. Таз с водой. Чашки с кипяченой водой по количеству детей. Салфетки, пластмассовый стакан, бутылка, колба. Угощение для детей, мяч.

Предварительная работа:

Проведение игр на развитие внимания, логического мышления. Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы, праздник «Новый год». Знакомство с предметами окружающего мира (материал). Проведение опытов с водой, заучивание загадок о временах года.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята! Напомните, сейчас какое время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Что зимой происходит?

Текст о зиме:

Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.

Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.

Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки. (Примерный текст о зиме)

Воспитатель: Все это правильно. Молодцы.

Звонок телефона. Беседа педагога с мнимым собеседником.

Воспитатель: Ребята, сегодня произошло несчастье Старичок - годовичок хотел свой календарь перевернуть, да только не удержал его и уронил и все месяцы и времена года перепутались. И теперь все наши дни рождения, праздники не наступят в положенный срок. Вы поможете старичку календарь собрать и времена года правильно расположить, он любит порядок? Чтобы все радостные события в положенное время произошли.

Дети: поможем.

Воспитатель: вы знаете загадки о временах года?

Дети: Да.

Дети загадывают.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое у березы на плечах

Утром мы во двор идем.

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят… Летят… Летят…Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою.

Купайтесь! Приглашаю!

И любите за это,

Вы все меня, я (Лето)

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи,

В дом свой – улей –

Пчела первый мед принесла

Кто знает, кто скажет, когда это бывает? (Весной)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: А теперь по порядку, сейчас какое время года? (Зима) Затем? (Весна) Затем (Лето) Затем? (Осень) И вновь наступит (Зима). Хорошо, справились. Давайте дальше задания выполнять и старичку помогать. Сколько сложностей и препятствий мы встретим. Но нас ничего не остановит?

Дети: нет.

Воспитатель: Тогда поиграем. Игра.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся

Мы попрыгаем на ножках

и покружимся немножко.

Две руки за спину спрячем,

Тихо станем и не скачем!

Дети приближаются к столу, на котором картинки к игре «Четвертый лишний».

Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Воспитатель: Молодцы. Нас ждет следующая игра. Это трудное водное препятствие. Перейдем к следующему столу. Нужно рассказать о воде – вы справитесь? (Да) Как вы думаете, вода в тазу твердая или жидкая? (Ответы детей) А еще какие состояния воды вы знаете? (твердое – лед, газообразное – пар). Подойдите и опустите руку в воду. Какая она на ощупь? (ответы детей). Вытрите руки салфеткой. Куда делась вода? (вода впиталась в салфетку).

Я наливаю воду в сосуды – бутылку, стакан, колбу). Какую форму приобрела вода? (Форму сосудов). А сейчас я налью воду на стол, что происходит с водой? (Она растекается). У воды нет формы, значит она (Бесформенная).

Устали? Попейте воды, утолите жажду. (Дети пьют заранее приготовленную воду.) Какая вода на вкус? (У нее нет вкуса). Итак, вода какая? (Ответы детей – безвкусная). Молодцы. А теперь загадки о воде.

ЗАГАДКИ О ВОДЕ

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Меня ждали, меня звали,

Показался – убежали. (Дождь)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Растет она вниз головою,

Растет не летом, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Воспитатель: Молодцы. Тогда поиграем. Игра.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся

Мы попрыгаем на ножках

и покружимся немножко.

Две руки за спину спрячем,

Тихо станем и не скачем!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой беспорядок нам оставил Старичок – годовичок. Помогите все прибрать. Нужно, чтобы на одном подносе лежали предметы из одного материала. Игра «Наведи порядок».

Дети раскладывают с общего подноса с предметами на индивидуальные подносы, классифицируя материалы – металл, бумага, пластмасса, ткань, керамика, дерево.

Цель: учить детей классифицировать материалы. Закрепить умение называть материал.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились! Далее нас ждет следующее испытание.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся.

Две руки не прячем,

Тихо станем и не скачем!

На ковре игра с мячом «Скажи наоборот».

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры : Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы, бросая мяч ребенку. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу, бросив мяч назад воспитателю.

Мягкий – твердый

Широкий - узкий

Глубокий – мелкий

Тихий – громкий

Солнечный – пасмурный

Черный – белый

Быстрый – медленный

Веселый – грустный

Сытый – голодный

Красивый – уродливый

Чистый – грязный

Больной – здоровый

Говорить – слушать

Замерзать – таять

Высоко – низко

Свет – мгла

Кричать – шептать.

Воспитатель: все задания вы выполняете. Умницы! Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на доску слева. Здесь следующее задание от старичка.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Задачи:

1. закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. развить внимание, ловкость, быстроту реакции.

3. воспитать терпение и выдержку.

Лист-листик, дождь-дождик, ветер-ветерок, туча-тучка, гриб-грибок, птица-птичка, солнце-солнышко, снег-снежок, лед-ледок, санки-саночки, подарок-подарочек, сосулька- сосулечка, ручей-ручеек, цветок-цветочек, дерево-деревце, ягода- ягодка, трава- травка, куст- кустик, река-речка, песок-песочек.

Воспитатель: а теперь, ребята, назовите ласково друг друга – подарите хорошее настроение друг другу. (Ответы детей)

Воспитатель: молодцы, ребята. Посмотрите, на доске справа нас ожидает другая игра.

Дидактическая игра «Один-много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог показывает картину в единственном числе, дети называют во множественном числе. Пример:

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь все месяцы скажем по порядку, сейчас первый месяц зимы (Декабрь)

Дети перечисляют по порядку месяцы.

Воспитатель: Вы справились, ребята. Теперь все события произойдут в положенный срок. Мы сумели собрать календарь. Зимнее угощение для вас приготовил старичок – годовичок. Вот оно!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «День республики Башкортостан» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 с. Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики.

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «По дорогам сказок» Образовательные области – познавательное и речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие, художественно.

Конспект НОД в старшей группе коррекции зрения по познавательно-речевому направлению «В мире профессий» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе коррекции зрения по познавательно-речевому направлению Тема: «В мире.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Весна, здравствуй!» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Цели: -расширять представления детей.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе «Овощи с огорода» Тема НОД: «Овощи с огорода» Цель: создать условия для формирования представлений об овощах, растущих на огороде и умения различать овощи.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Цели: -расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира; дать знания о видовом разнообразии лесов;.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Мы — друзья природы» НОД по познавательно–речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Мы – друзья природы!» Выполнил: воспитатель МАДОУ №4 «Лебедушка».

НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Какая бывает посуда» Задачи: Познакомить детей с классификацией посуды по назначению (кухонная, столовая, чайная). Закреплять представления о материалах, из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 18:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД