НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе

галина гусенко
НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе

Познавательно-речевое занятие для детей старшей группы

«Соберем календарь правильно»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы. Расширять словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение вести диалог, рассуждать. Вызывать у детей интерес к познавательной деятельности. Закреплять знания о свойствах воды. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: Для оформления – картины с зимними пейзажами, зимними забавами детей, празднования у елки.

Предметные картинки для игры «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот». Предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, керамики, дерева. Таз с водой. Чашки с кипяченой водой по количеству детей. Салфетки, пластмассовый стакан, бутылка, колба. Угощение для детей, мяч.

Предварительная работа:

Проведение игр на развитие внимания, логического мышления. Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы, праздник «Новый год». Знакомство с предметами окружающего мира (материал). Проведение опытов с водой, заучивание загадок о временах года.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята! Напомните, сейчас какое время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Что зимой происходит?

Текст о зиме:

Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

День за днем —снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.

Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.

Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки. (Примерный текст о зиме)

Воспитатель: Все это правильно. Молодцы.

Звонок телефона. Беседа педагога с мнимым собеседником.

Воспитатель: Ребята, сегодня произошло несчастье Старичок - годовичок хотел свой календарь перевернуть, да только не удержал его и уронил и все месяцы и времена года перепутались. И теперь все наши дни рождения, праздники не наступят в положенный срок. Вы поможете старичку календарь собрать и времена года правильно расположить, он любит порядок? Чтобы все радостные события в положенное время произошли.

Дети: поможем.

Воспитатель: вы знаете загадки о временах года?

Дети: Да.

Дети загадывают.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое у березы на плечах

Утром мы во двор идем.

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят… Летят… Летят…Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою.

Купайтесь! Приглашаю!

И любите за это,

Вы все меня, я (Лето)

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи,

В дом свой – улей –

Пчела первый мед принесла

Кто знает, кто скажет, когда это бывает? (Весной)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: А теперь по порядку, сейчас какое время года? (Зима) Затем? (Весна) Затем (Лето) Затем? (Осень) И вновь наступит (Зима). Хорошо, справились. Давайте дальше задания выполнять и старичку помогать. Сколько сложностей и препятствий мы встретим. Но нас ничего не остановит?

Дети: нет.

Воспитатель: Тогда поиграем. Игра.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся

Мы попрыгаем на ножках

и покружимся немножко.

Две руки за спину спрячем,

Тихо станем и не скачем!

Дети приближаются к столу, на котором картинки к игре «Четвертый лишний».

Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Воспитатель: Молодцы. Нас ждет следующая игра. Это трудное водное препятствие. Перейдем к следующему столу. Нужно рассказать о воде – вы справитесь? (Да) Как вы думаете, вода в тазу твердая или жидкая? (Ответы детей) А еще какие состояния воды вы знаете? (твердое – лед, газообразное – пар). Подойдите и опустите руку в воду. Какая она на ощупь? (ответы детей). Вытрите руки салфеткой. Куда делась вода? (вода впиталась в салфетку).

Я наливаю воду в сосуды – бутылку, стакан, колбу). Какую форму приобрела вода? (Форму сосудов). А сейчас я налью воду на стол, что происходит с водой? (Она растекается). У воды нет формы, значит она (Бесформенная).

Устали? Попейте воды, утолите жажду. (Дети пьют заранее приготовленную воду.) Какая вода на вкус? (У нее нет вкуса). Итак, вода какая? (Ответы детей – безвкусная). Молодцы. А теперь загадки о воде.

ЗАГАДКИ О ВОДЕ

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Меня ждали, меня звали,

Показался – убежали. (Дождь)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Растет она вниз головою,

Растет не летом, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Воспитатель: Молодцы. Тогда поиграем. Игра.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся

Мы попрыгаем на ножках

и покружимся немножко.

Две руки за спину спрячем,

Тихо станем и не скачем!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой беспорядок нам оставил Старичок – годовичок. Помогите все прибрать. Нужно, чтобы на одном подносе лежали предметы из одного материала. Игра «Наведи порядок».

Дети раскладывают с общего подноса с предметами на индивидуальные подносы, классифицируя материалы – металл, бумага, пластмасса, ткань, керамика, дерево.

Цель: учить детей классифицировать материалы. Закрепить умение называть материал.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились! Далее нас ждет следующее испытание.

«Мы пойдем сейчас налево»

Мы пойдем сейчас налево,

а потом пойдем направо

Дружно соберемся,

Так же дружно разойдемся.

Две руки не прячем,

Тихо станем и не скачем!

На ковре игра с мячом «Скажи наоборот».

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы, бросая мяч ребенку. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу, бросив мяч назад воспитателю.

Мягкий – твердый

Широкий - узкий

Глубокий – мелкий

Тихий – громкий

Солнечный – пасмурный

Черный – белый

Быстрый – медленный

Веселый – грустный

Сытый – голодный

Красивый – уродливый

Чистый – грязный

Больной – здоровый

Говорить – слушать

Замерзать – таять

Высоко – низко

Свет – мгла

Кричать – шептать.

Воспитатель: все задания вы выполняете. Умницы! Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на доску слева. Здесь следующее задание от старичка.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Задачи:

1. закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. развить внимание, ловкость, быстроту реакции.

3. воспитать терпение и выдержку.

Лист-листик, дождь-дождик, ветер-ветерок, туча-тучка, гриб-грибок, птица-птичка, солнце-солнышко, снег-снежок, лед-ледок, санки-саночки, подарок-подарочек, сосулька- сосулечка, ручей-ручеек, цветок-цветочек, дерево-деревце, ягода- ягодка, трава- травка, куст- кустик, река-речка, песок-песочек.

Воспитатель: а теперь, ребята, назовите ласково друг друга – подарите хорошее настроение друг другу. (Ответы детей)

Воспитатель: молодцы, ребята. Посмотрите, на доске справа нас ожидает другая игра.

Дидактическая игра «Один-много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог показывает картину в единственном числе, дети называют во множественном числе.Пример:

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь все месяцы скажем по порядку, сейчас первый месяц зимы (Декабрь)

Дети перечисляют по порядку месяцы.

Воспитатель: Вы справились, ребята. Теперь все события произойдут в положенный срок. Мы сумели собрать календарь. Зимнее угощение для вас приготовил старичок – годовичок. Вот оно!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «День республики Башкортостан» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 с. Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики.

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «По дорогам сказок» Образовательные области – познавательное и речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие, художественно.

Конспект НОД в старшей группе коррекции зрения по познавательно-речевому направлению «В мире профессий» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе коррекции зрения по познавательно-речевому направлению Тема: «В мире.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Весна, здравствуй!» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Цели: -расширять представления детей.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе «Овощи с огорода» Тема НОД: «Овощи с огорода» Цель: создать условия для формирования представлений об овощах, растущих на огороде и умения различать овощи.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у старичка Лесовичка» в старшей группе Цели: -расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира; дать знания о видовом разнообразии лесов;.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Мы — друзья природы» НОД по познавательно–речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Мы – друзья природы!» Выполнил: воспитатель МАДОУ №4 «Лебедушка».

НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Какая бывает посуда» Задачи: Познакомить детей с классификацией посуды по назначению (кухонная, столовая, чайная). Закреплять представления о материалах, из.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 18:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки