Эльвира Серасхова
НОД в старшей группе «Мы на Севере живем!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
Тема: «Мы на Севере живем».
Цель: Формировать потребности, изучать историю и культуру народов Севера.
Познакомить детей с коренными малочисленными народами, проживающими на Ямале.
Задачи:
развитие познавательного интереса к специфике культуры народов Севера;
воспитание любви к родному краю, своему народу;
формирование толерантного отношения к другим народа;
дать представление о жилище кочевых народов.
Публикация «НОД в старшей группе „Мы на Севере живем!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Материал к проведению НОД: карта России, картина «Стойбище оленеводов», реквизит для установки чума, иллюстрации с изображением чума.
Предварительная работа: Экскурсия в школьный музей; просмотр фильма о северном крае; организация выставки «Мы на Севере живем».
Словарная работа: Кочевые народы, стойбище, чум,
Ход мероприятия:
Воспитатель: (обращает внимание на карту России) : Ребята, в какой части России мы живем?
Дети: На Севере (дети показывают на карте Ямало-ненецкий автономный округ).
Воспитатель: Верно. Что вы, можете рассказать о Севере?
Дети: Север – это суровый, холодный край. Зима длинная, а лето короткое. На Севере в полярную ночь бывает северное сияние.
Воспитатель: Правильно мы живем с вами на Ямале (В Ямало-ненецком автономном округе). Показывает на карте Ямало-ненецкий автономный округ. Назовите коренных жителей Ямала? Какими традиционными видами деятельности они занимаются?
Дети: ханты, ненцы, селькупы. Они занимаются традиционными видами деятельности – это оленеводство, рыбалка и охота.
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим стойбище оленеводов, рыбаков. Стойбище – это поселение кочевых народов Севера (обращает внимание детей на картину).
Воспитатель: Дети, объясните, что значит кочевые народы?
Дети: кочевые народы часто переезжают (кочуют) вместе с оленями с одного места на другое. А семьи рыбаков переезжают из поселения на рыбацкие пески.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Потому, что оленеводы пасут оленей. Оленям нужен ягель. А рыбаки ловят рыбу на своих песках.
Воспитатель: Правильно. Что мы видим на стойбище, в каких домах живут кочевые народы? Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Стойбище оленеводов». 1-2 ребенка рассказывают по картине. Воспитатель задает наводящие вопросы
Дети: В чуме. Чум можно легко разобрать и перевезти на другое место и снова установить, (воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чума). Дети внимательно рассматривают, из чего состоит чум. Обсуждают, как его можно установить.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Чум».
Цель: Развитие двигательной активности детей, координации движения.
На середину зала ставиться стул. Дети выходят и бегают вокруг стула. Когда бубен перестанет звенеть, дети должны остановиться, поднять руки вверх и изобразить чум (стул должен быть внутри чума). Провести 2-3 раза.
Воспитатель: А сейчас мы вместе с вами установим маленький чум. Дети с помощью воспитателя устанавливают чум (макет) и комментируют свои действия.
Воспитатель: Сначала выбираем место для чума. Оно должно быть ровным. Ставятся два основных шеста. Есть загадка об основных шестах: два друга сто друзей держат. Затем к основным шестам по кругу прислоняют много других шестов – и так, каркас чума готов. Теперь накрываем шесты «покрывалом» из оленьих шкур. На «покрывале» есть специальные «ушки», в которые ханты вдевают хорей. И с помощью них поднимают «покрывало» до верхушки чума, и затем привязывают веревки. Наш чум готов!
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, как быстро мы установили чум.
Итог занятия: Для закрепления пройденного материала воспитатель задает детям вопросы: В какой части Росси мы живем? Какие народы живут на Ямале? Чем они занимаются? Где живут? Из чего состоит чум?