Получи документы

Конспект НОД по окружающему миру «Тайны Вулкана»

Татьяна Каплун
Конспект НОД по окружающему миру «Тайны Вулкана»

Конспект НОД «Тайны Вулкана».

Цель:

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Тайны Вулкана“» размещена в разделах

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

5. развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; магнитофон; макет вулкана; поднос; сода; уксус; гуашь; презентация «Вулканы».

Методические приемы:

Ребята, а какое у вас сегодня настроение (ответы детей) У всех разное! У большей половины - хорошее, приподнятое, но у некоторых – настроение не очень позитивно. Как мы можем им помочь? А давайте - подарим им свои улыбки!

Упражнение «Улыбка для друга»

Пошлем им поцелуи-бабочки.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ну вот настроение у всех отличное и теперь можно отправляться в путешествие по нашей удивительной планете, которая называется….?

Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном…» (географическая карта).

Нам сегодня предстоит совершить удивительное путешествие по просторам нашей страны, заглянуть внутрь Земли и отгадать загадку гор, подружиться с Вулканом.

А куда мы отправимся, нам подскажет глобус.

Что такое глобус?

Глобус- это модель Земли. Земля имеет сложное строение. Поверхность Земли покрыта земной корой, на которой есть суша и моря, где живут животные и люди.

Сегодня вы с вами поговорим о горах. Может быть кто-то знает как образуются горы? (дети высказывают свои версии).

Когда плиты земной коры сталкиваются друг с другом, то на месте их столкновения земная кора выпирает в виде гор.

Ребята, а что же такое горы?

Это возвышенности, высокие холмы.

Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.

В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».

Дети выполняют движения под платком.

Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.

Дидактическая игра : «Мешочек ощущений».

Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?

- пластилин изменил форму.

- Что произошло с камнем?

- камень остался таким же по форме.

- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?

- Камень утонул.

- А почему?

- Потому что тяжелый.

Ребята у меня еще есть необычный камень (пемза). Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?

- Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем? А почему он не утонул?

Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень? Пемза - это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране?

Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.

Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.

А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.

А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?

Похож на пирамиду, конус.

Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? Посмотрите, какая это опасная профессия.

Само слово происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Легенда о Вулкане

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех, пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? Покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.

- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Но сначала мы отдохнем:

Физминутка (Вулкан).

Спящий я похож на гору, Вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего.

Но уж коли я проснусь, Вулкан открывает глаза и потягивается.

Задрожу, Вулкан дрожит.

то значит скоро

Я фонтаном ввысь взметнусь. Вулкан поднимает руки над головой.

Пых! По небу пепел кружит. Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой черными и серыми лентами.

Пых! Огонь летит

наружу, Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой огненными (алыми, желтыми и оранжевыми) лентами.

Льется лава в океан – Вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения.

Извергается Вулкан. Перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать.

Отдохнули?

Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете?

В нашей лаборатории нужно соблюдать технику безопасности.

Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

Ничего не брать в рот

Не нюхать

Быть внимательными

Быть осторожными.

Для первого опыта понадобиться пищевая сода, пол стакана воды смешанной с красной краской, средство для мытья посуды, уксус. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза.

Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит? Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»)

Сюрпризный момент. Рефлексия.

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан,

который не извергает лаву и камни,

а извергает только сладкие подарки.

Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали? Увидели? Хотели бы вы увидеть настоящий вулкан?

- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру «Глобус» (старшая группа)Конспект НОД по окружающему миру «Глобус» (старшая группа) Цель: Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный шар (большая часть земного шара покрыта.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой» «Природа. Ценность природы для людей» Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Природа. Ценность.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом»Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом» Программные задачи: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. Учить устанавливать влажность почвы, пригодную.

Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру «Тайны Вулкана»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 23:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД