Лучший педагог года

Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»

Марина Губирова
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»

Программное содержание:

Образовательные:

Расширить знание детей о кабардинской национальной одежде.

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани. Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

Публикация «Конспект НОД „История развития кабардинской национальной одежды“» размещена в разделах

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развивающие :

Развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; Обогащать словарный запас за счёт названия одежды,

Развивать речь, память, желание участвовать в коллективной беседе, доказывать точку зрения. Поощрять творческую фантазию и познавательный интерес. Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям, любовь к своему народу, бережное отношение к одежде, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материалы к занятию: Презентация с изображением кабардинских национальных костюмов. Сатаней в кабардинском национальном костюме. Картинки шапки и нарукавники для оформления бусами и золотыми нитками, клей, пазлы «Адыгэ фащэ».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с кабардинскими национальными костюмами, чтение кабардинских народных сказок.

Словарь:башлык,бурка,нагрудник,нарукавник,орнамент,черкеска,

газыри,газырницы,шаль.

Ход занятия.

1. Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

В:Ребята!Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим,в каких одеждах они ходили.

А чтобы попасть туда, нам надо найти ключ от двери.

С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой, пословицами,где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

И если вы вспомните народные кабардинские пословицы, наши двери откроются.

1 реб: Нэмыс здэщымы1э,насып щы1экъым.

2 реб: Уи псалъэ гъэ1эси,уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб: Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб: Лэжьыгъэм уегъэлъап1э,щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб: Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6. реб: 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7. реб: Ф1ы пщ1амэ,ф1ы къыпок1уэ.

8. реб: Улажьэмэ лыжь пшхынщ,умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку, и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами,а так же висят национальные костюмы (женские и мужские).В помещении находится женщина внациональном костюме,сидит и вышивает национальную шапку.

В:Ребята! Ой,посмотрите,это же Сатаней.

-Откуда она к нам пришла (из кабардинской сказки.)

-Как называется сказка? (Сын камня.)

-И кто же Сатаней (Она мама Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Д: Здравствуйте Сатаней!

С: Здравствуйте,мои дорогие!Добро пожаловать!Как хорошо,что вы попали сюда. И вы много узнаете о национальном костюме. Раньше,в давние времена,народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд№1)И у каждого народа был свой костюм,который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка (Слайд№2) костюмы бывают разные:на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3)Дети,вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Д:Адыгэ фащэ.

С: Молодцы!

2. С: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

В: Наши дети знают из чего состоит женский костюм.

Ребята, вспомните из чего состоит женский костюм?

Д:Из платья,нагрудника,нарукавника,шапки с шалью,пояса, золотого пояса.

В:Правильно,дети,молодцы!

В:Ребята,раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат,плотный шёлк.

В:Ребята, а вы знаете чем украшали платье?

Д:Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом-ветка яблони,рога барана,следы животных,трилистник и т. д).

В:Они так вышивали,потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

В:Молодцы!

В: (Слайд№5)Наши дети ещё знают,когда надевают нарукавные подвески. Давайте вспомним, когда надевают нарукавные подвески.

Д:Их надевают в праздничные,торжественные дни,ещё во время свадеб.

В:Я вам расскажу,почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешли смотреть на руку девушки,и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником,и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

В:(Слайд№6)-Кто мне покажет нагрудник?

Д:Вот это нагрудник.

В:Молодец!В нагруднике вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески,расположенные одна под другой от плеча до пояса. А вы знаете,какими подвесками украшали?

Д:Они имели вид шариков на цепочках.

В:Молодцы,правильно!

(Слайд№7)А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Д: Форму цилиндра.

В: Основой шапки является твёрдый картон,который потом обтягивался тканью из бархата,сукна. Украшали также национальными орнаментами.

В:Ребята,вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм,вспомнили из чего он состоит,узнали много нового.

Сат:Ребята,а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

3. Физминутка: Игра «Пы1э къуэдзэ».

Молодцы сели все.

4. В:(Слайд№8)Теперь посмотрите на мужскую одежду.

-Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Д: Черкеска,шапка,башлык,рубаха,пояс, кинжал, штаны, наговицы.

В: (Слайд№9)Черкеска-мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого,серого. Ещё каких цветов?

Д: Чёрного,белого,синего.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.

Чем украшали черкеску?

Д:(Слайд№10)Черкеску украшали газырями.

В: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

В:(Слайд№11) -А это что ребята (Головные уборы)

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

В:(Слайд№12)Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Вспомните что это такое и чем его украшали?

Д: Башлык,украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

В:(Слайд№13)Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Сат: Ребята,а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду (Слайд№14)

Д:Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

В:Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду,сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети Сатаней, очень любят свою землю,охраняют и берегут. Вот об этом нам расскажет Ланочка.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь,тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

5. В:И у нас для тебя Сатаней сюрприз.

Для этого мы разделимся на три группы.

Первая команда будет работать вот за этим столом, нужно помочь Сатаней собрать картинку адыгэ фащэ.

А вторая команда будет работать, вот здесь, им нужно украсить нарукавник,для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышевкой, а с золотой.

Третья команда будет работать, за этим столом,там у нас лежат готовые заготовки шапок из пластилина и вам нужно прикрепить бусенки,чтобы получилось золотая шапка.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Сат:А вы умеете танцевать кабардинский танец?

В: Да,они умеют и сейчас вам покажут.

6.«Кабардинский танец»

Автор публикации:
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»
Опубликовано: 31 декабря 2016 в 11:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД