Елена Скобкина
НОД «Носы нужны не только для красы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни;
Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми;
Дать детям первичные представления об органах дыхания; отметить их важное значение для человека;
Познакомить ребят с новым массажем носа для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких;
Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;
Упражнять детей в словообразовании притяжательных прилагательных;
Публикация «НОД „Носы нужны не только для красы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Побуждать детей отвечать на вопросы, закреплять умение отгадывать загадки;
Закреплять умение работать с моделями;
Развивать логическое мышление;
Обогащать речь детей при помощи слов : носоглотка, переносица, ноздри, пазухи, обоняние;
Оборудование:
Таблицы: «Строение носа»; «Размер и форма носа»;
Баночки с продуктами для игры «Угадай по запаху»;
Модели «Правила гигиены и безопасности»;
Дидактические игры: «Чей нос?», «Угадай по запаху»;
ТРИЗ
Видеофильм «Анатомия человека»;
Шаблоны бумажных платочков, карандаши, восковые мелки.
Предварительная работа:
Чтение художественно – познавательной литературы: Б. Т. Покидаева Детская энциклопедия «Отчего и почему?», Т. Л. Бухова «Что такое пупок?», Л. И. Клюкин «Наше тело», С. А. Козлова, С. Е. Шукшина «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мое тело»;
Рассматривание плакатов «Строение человека», «Строение носа», «Размер и форма носа»;
Беседы на тему: «Чей нос лучше?», «Советы доктора Айболита», «Мой нос», «Такие разные носы»;
Игры «Я доктор», «Пирамида здоровья?»;
Отгадывание загадок;
Пословицы из познавательного цикла «Я и моё тело» для детей старшего дошкольного возраста.
Ход занятия: звучит музыка, забегает Петрушка, в руках у него конверт с загадкой
Петрушка: - Привет, детишки! Вот и я! Меня вы рады видеть?
Дети: - Да!
Петрушка: Ребята! Мне в школе загадали загадку, а я ни как не могу ее разгадать, помогите пожалуйста.
Воспитатель: ребята поможем Петрушке? Загадывает загадку
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)
У всех людей у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
Петрушка: Спасибо вам ребята, выручили меня.
Воспитатель: Ребята, Петрушка вы хотите поиграть?
Дети: Очень хотим.
Дидактическая игра «Где, чей нос». Дети делятся на пары с помощью игры «Удивительные болтики» и парами находят картинку с носом и картинку кому нос принадлежит, называют. Последним показать нос человека.
Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? Похожие, но все-таки у всех разные. Ученые подсчитали, что бывает 15 разновидностей носов. Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие.
(Дети рассматривают плакат «Размер и форма носа».)
Петрушка: - Про нос мой дети расскажу, его везде всегда сую!
Как с носом лучше обращаться, я вас ребята научу!
Нет приятнее занятья, чем в носу поковырять,
Всем ужасно интересно, что там спрятано внутри!
А кому смотреть противно, тот пускай и не глядит!
Мы же в нос к нему не лезем, пусть и он не пристаёт!
(Г. Остер)
Воспитатель: - Петрушка! С таким отношением к своему носу, можно остаться и без него!
Петрушка: - А я его и не жалею! В носу ковыряюсь, рукавом его вытираю, дерусь и получаю по носу, вот от этого он у меня всегда красный и распухший и простуженный. Да с этим носом одна возня!
Петрушка: Ребята! Зачем придумали этот нос?
Дети: - Нос очень важный орган дыхания! Носом можно нюхать, различать запахи.
Петрушка: - Вот ещё! Дышать можно ртом!
Воспитатель: - А вот и не так! Нос у тебя и заболел, а ведь он нам важен как и другие органы. И дышать надо носом, а не ртом. Кто знает, почему?
Ответы детей :
Воспитатель: Ребята! Вспомним строение носа, (рассматривание плаката «Строение носа»)
Корень носа (переносица) находится между глаз и состоит из плотных костей (потрогаем).
Спинка носа (выступающая кость) плавно переходит в боковые поверхности-крылья носа, они мягкие и подвижные, т. к состоят из хряща.
На кончике носа имеются 2 отверстия (кто знает, как они называются) Ноздри, правильно.
Воспитатель: сейчас мы с вами посмотрим видеофильм «Анатомия человека», который нам расскажет много интересного о нашем носе. (просмотр видеофильма)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, какие функции выполняет нос?
1. Самая главная - дыхательная. Через ноздри воздух проходит внутрь по дыхательным путям прямо
к легким (легкие -специальный орган, который доставляет кислород из воздуха ко всем органам человека)
ТРИЗ: Может ли человек дышать под водой? Почему?
А как дышат рыбы? Нужен рыбам нос?
Ответы детей :
Воспитатель:
2. Защитная: В носу вырабатывается специальная слизь, которая уничтожает бактерии и задерживает пыль. Для того, чтобы защитить от более крупных частиц, например, от тополиного пуха, в носу растут волосы
(можно заглянуть папе в нос).
Иногда, если что-нибудь все же попадает в нос, у него есть еще одна мощная защита (Какая)
наводящий вопрос: если в нос залетит мошка, что сделает нос?
(можно поэкспериментировать - дать вдохнуть перец или нюхательный табак, чтобы дети зачихали)
Когда мы болеем, то из носа льется большое количество слизи. Так организм защищает себя от проникновения новых бактерий и вирусов. Поэтому нельзя есть козявки - это склеенные слизью комочки бактерий.
3. Обонятельная: нос воспринимает различные запахи, если он здоров.
Д/ игра: «Узнай по запаху» (Предложить детям закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.)
Если нос больной, то слизь закрывает обонятельные клетки и
нос перестает ощущать запахи.
4. Согревающая: т. к. нос имеет извилистые и узкие ходы, то воздух быстро нагревается, и попадает в горло уже теплым. Поэтому на морозе нужно дышать носом, чтобы не заболеть.
5. Эстетическая: красивый нос украшает человека. Вот так, Петрушка, твой нос и заболел, поэтому он у тебя красный, распухший и простуженный. А хочешь, мы с ребятами полечим твой нос и покажем массаж для носа. Он поможет тебе быть здоровым и не простужаться.
Массаж носа «Улитка»
От крылечка до калитки (трут указательными пальцами от переносицы вниз и снизу вверх)
Три часа ползли улитки, (массируют ноздри)
Три часа ползли подружки (постукиваем кончик носа указательным пальцем)
На себе таща избушки. (закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую и наоборот)
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Петрушке правила ухода за носом!
(Ответы детей с показом карточек-картинок «Правила гигиены и безопасности»)
Нельзя в носу ковырять пальцем;
Не засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, бусины, мелкие игрушки)
Не засовывать в нос острые предметы;
Дышать носом, а не ртом в холодную погоду.
Когда чихаешь, прикрываться платком.
Пользоваться только своим платком или одноразовыми салфетками;
Держать ноги в тепле и в сухости.
Не сморкаться сильно и не втягивать в себя, иначе заболят уши.
Воспитатель: Запомнил, Петрушка!
Петрушка: - Спасибо, ребята, научили. Я сегодня многое узнал! Я буду соблюдать все правила ухода за носом, делать массаж и всем, всем об этом расскажу!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите подарить Петрушке носовые платочки, чтобы он ими пользовался, а не рукавом. Сейчас вы выберете материал которым будете работать и принимайтесь за работу. Успехов вам!