Получи документы

Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

татьяна ушакова
Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность старшая гр.

Форма организации: экспериментирование.

Тема: «Свойства глины и песка».

Цели: расширение знаний детей о свойствах глины.

Задачи:

1. Углубить представления детей о свойствах глины, в сравнении со свойствами песка (сыпучесть, липкость, вязкость, пластичность, способность пропускать воду, выясняя их отличия. Показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек.

Публикация «Конспект НОД на тему „Свойства глины и песка“» размещена в разделах

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи ; творческие способности детей при создании скульптур.

3. Воспитывать желание помочь персонажу; интерес к окружающей действительности.

Материалы и оборудование:Незнайка, ИКТ картинки замков из песка,картинка замка из кирпича,контейнеры с глиной и песком; стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка; красный кирпич, бумажные полотенца для рук. Глина, доски, стеки, предметы сделанные из глины.

Мотивация детей к деятельности.

Приходит Незнайка с (видео) картинками, где изображены замки из песка.

П,С – Хочу построить такой замок, а Знайка надомной смеется, говорит, что это невозможно. Что я не смогу там жить.

- Помогите мне.

Постановка детьми цели деятельности.

Проблемный диалог: - Как помочь Незнайке?

-Вы видели такие замки?

-А сами строили?

-А что вы скажите про такой замок?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

- Сложное задание задал Незнайка. Каким должен быть замок?

-Правильно, замок должен быть крепким, прочным, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим еще одну картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/. Правильно, опытным путем.

Дети проходят за столы с песком.

Опыт 1. Что лучше лепиться?

-Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

- Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

- Куда исчезла вода? /она «забралась» в песок и спряталась/. Каким стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить из него? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

- Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому из нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

- Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют разломать кирпичи.

- Что случилось с песочными кирпичами? …

-Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

- А для прочности глиняные кирпичи обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

Дети моют руки.

- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

- Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

-Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

- Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!

- Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей : сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут из песка?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

- Знаниями мы Незнайку вооружили, а как еще ему помочь? Что еще может быть в замке из прочного материала? (чем украшают замки) Конечно, сделайте статуи из оставшейся глины.

Рефлексия. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Как думаете, Незнайка не зря к вам обратился за помощью? А вы довольны тем, что помогли ему?

-В чем вы испытывали затруднение?

-Какие поделки подарим Незнайке?

-И я думаю, Незнайка рад встречи с вами. Вы помогли выбрать ему нужный материал, и конечно, он рад вашим подаркам.

Незнайка восхищается их работами, благодарит за помощь и подарки

Публикации по теме:

Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка»Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка» Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи:.

Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №49 г. Владикавказ Конспект НОД по организации исследовательской.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему «Вода и ее свойства» Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

Конспект ООД по познавательному развитию «Спор Песка и Глины»Конспект ООД по познавательному развитию «Спор Песка и Глины» Конспект ООД по познавательному развитию "Спор Песка и Глины" в средней группе общеразвивающей направленности (возраст 4-5 лет) Цель: формирование.

Конспект открытой образовательной ситуации в группе раннего возраста «Свойства воды и песка» "Свойства воды и песка" Цели • Познакомить детей со свойствами воды; песка • Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление,.

Конспект по экологии «Сравнение песка и глины» .

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Песок. Свойства песка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Песок. Свойства песка» «Песок. Свойства песка». Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию….

Конспект занятия «Свойства и особенности песка» Тема «Свойства и особенности песка». Цель: выявление особенностей проявления любознательности у детей, а также их отношения к экспериментальной.

Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Песок. Состав и свойства песка» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Познакомить детей с песком как с природным компонентом.

Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 87» города Воронеж Методическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»
Опубликовано: 31 марта 2018 в 20:29
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД