НОД в подготовительной группе детского сада «Знакомство с народной куклой»

наталья белоусова (мамонова)
НОД в подготовительной группе детского сада «Знакомство с народной куклой»

цель:развивать интерес к познанию истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

интеграция образовательных областей:коммуникативная,познание,музыка,художественное творчество.

задачи:познакомить детей с историей народной игрушки,познакомить с народной игрушкой куклой самоделкой,способами изготовления этой куклы,развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой,желанием изготовить куклу пеленашку самостоятельно старинным способом;способствовать общему развитию детей,прививать им любовь к Родине (русской культуре,русскому языку);развивать у детей творческие и познавательные способности с учётом их возрастных и психологических особенностей;воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

виды деятельности:коммуникативная,продуктивная,игровая,познавательно-исследовательская.

оборудование:сундук,презентация "народные игрушки ",куклы сделанные из разных материалов-соломенная,тряпичная,разные куклы,куски ткани,схемы изготовления куклы пеленашки,мультимедийное оборудование (проектор,ноутбук,доска,музыка "Русские народные песни,колыбельные,плясовые").

Ход нод

1. вступительная часть.

Звучит русская народная мелодия "Полянка".

-Ребята,вы слышите музыку?

Дети:Да!

-Интересно,откуда она звучит?

Педагог и дети проходят в музей "Русская горница"

-Как вы думаете,что может быть в сундуке? (ответы детей)

Дети открывают сундук.

-Что это (ответы детей)

-Вы играете в такие куклы?Почему (ответы детей)

-Где делают такие куклы (ответы детей)

Рассматривание игрушек.

-Как вы понимаете,что значит "игрушки-самоделки"? (ответы детей)

-Правильно,это значит,что их не покупали,а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку (игрушку) без помощи взрослого.

-Из какого материала сделаны ваши игрушки (ответы детей)

-А из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)

Д/игра "Что из чего сделано"

-Всё,что вы перечислили:солома,ткань-материал привычный для людей,он всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.

-Видите,каких удивительных человечков умели делать на Руси.

-Давайте остановимся на игрушках,которые сделаны из соломы. Солома-это стебли хлебных растений. (Рассматривание игрушек из соломы).Очень забавные старинные куколки-стригунки. Они названы так потому,что их снизу подравнивали. подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти,то куколка начинает поворачиваться,как бы танцевать. (показ,как танцует кукла-стригунок)

-Но,пожалуй,самой любимой куклой в старину была кукла,сделанная из ткани. В одной семье таких куколок могло быть до ста штук!Уже пятилетняя девочка умела "свернуть" простую куколку из подходящих лоскутков (показ куклы- кубышки).

-Как вы думаете,почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей).

-Долгие годы лицо не раскрашивалось,т. к. раньше люди были суеверными и думали,что лицо "оживает".Если такая куколка сломается,то кому-то может быть плохо. Кроме того,глаза-зеркало души-необходимо закрывать,чтобы защитить человека от "сглаза".

Педагог демонстрирует презентацию "Народные куклы-самоделки",одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя. (куклы:зерновушка,травница,крестушка,пеленашка).

-Шли годы,менялся окружающий мир,а вместе с ним постепенно менялась и кукла. У неё появились ручки,ножки,личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого её можно было и рядить (наряжать).Кукольную одежду шили очень старательно,ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки-будущей хозяйки. Нельзя было быть девушке лентяйкой,ни к чему не годной,такую и замуж никто не возьмёт. Куклы наших прабабушек проживали в играх целую жизнь:они вели "кукольное" хозяйство,"ходили в гости","справляли свадьбы","отмечали праздники" и тд. Так играли девочки постарше. Когда девушка выходила замуж,она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребёночек,клала эту куклу в колыбельку,для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно,мама говорила такие слова:"Сонница-бессонница,не играй с моим дитятком,а играй с этой куколкой".

А такие ребятишки,как вы,играли с куклой,как с ребёнком.

2. Совместная продуктивная деятельность.

-А хотите сами сделать свою куклу пеленашку (ответы детей)

-Что нам нужно для её изготовления (ответы детей)

-Где нам всё это взять (ответы детей)

-Посмотрим в нашем сундучке,может он нам поможет?

(Дети достают материалы,раскладывают их на столе)

Педагог приглашает всех в мастерскую.

-Чтобы нам удобней было работать,разомнём наши пальчики.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши

Кукла Катины сидят Стучат кулачками

Два медведя,Буратино, Загибают поочереди все пальчики

И весёлый Чиполлино,

И котёнок,и слонёнок.

Раз,два,три,четыре,пять Разгибают поочерёдно пальчики

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать Стучат кулачками.

Дети располагаются за столом. Показ картинки-схемы,по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия "Сошью Дуне сарафан".Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы,последовательность,оказывает помощь детям,испытывающих трудности при выполнении работы.

3. Заключительная часть.

-Хорошие куклы у нас получились. А хотите поиграть с ними?Давайте споём колыбельную. (пение колыбельной под русскую народную мелодию).

4. Рефлексия.

-Давайте сделаем "Солнышко" из наших кукол. Солнышко у русского народа-это добро,тепло. Так пусть же и наши куклы будут согревать теплом наших близких.

Оформление с детьми выставки "Кукла-самоделка"

-Ребята,вам понравилось путешествие в прошлое (ответы детей)

-Что нового вы сегодня узнали?Чему научились?Что больше всего запомнилось?О чём могли рассказать дома маме,папе (ответы детей)

-Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия "Полянка".

НОД в подготовительной группе детского сада «Знакомство с народной куклой»
Публикации по теме:

Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики» Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Задачи: Воспитательные: воспитывать положительные.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с одеждой» «Знакомство детей с одеждой» Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе детского сада «Знакомство с улицами города Липецка» Цель: познакомить детей с названиями улиц города связанных с космонавтикой, прививать любовь к родному краю и стране. Познакомить с историей.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Буду летчиком военным, полечу я в небеса». Знакомство с военными профессиями Цели: 1. Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, используя макароны и салфетки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Березка» Конспект нод по ознакомлению с художественной.

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ОБУЧАЮЩИЕ: -Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). -Через игрушку продолжать.

Планирование работы в подготовительной группе детского сада «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Перспективное планирование работы в подготовительной группе детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры. сентябрь 1. Тема:.

Математический КВН в подготовительной группе детского сада Математический КВН в подготовительной группе. Воспитатель: Васильева Татьяна Сергеевна педагог 1 кв. категории Задачи: закрепить навыки.

Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой-кувадкой. Детские поделки из тканиЗнакомство дошкольников с традиционной народной куклой-кувадкой. Детские поделки из ткани Знакомство с народными куклами мы решили начать с самой простой куколки - куколки кувадки. Сначала ребятам было сложно мотать нитки, завязывать.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе детского сада «Знакомство с народной куклой»
Опубликовано: 30 октября 2015 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление речевых игр,...
Тематический период День народного единства «Россия — Родина моя» в старшей группе
Цель: Углубить представления детей о России, как о своей Родине. Задачи: -расширять представления детей о родной стране, городе Новосибирске, о...
Консультация для родителей «Какие игрушки покупать детям»
Сейчас очень большой выбор разнообразных игрушек. Родители часто затрудняются в выборе подходящих игр. Поэтому, не задумываясь, берут все, что попросил...
Видео и фотоотчет «Как мы делали угощение для птиц»
Угощение для птиц Прилетают птички, Пташки-невелички Хлебом угоститься, Всласть полакомиться. Сало уважают. Приглашаю стаю: Воробьёв, синичек,...
Конспект аттестационного занятия «Математический Брейн-ринг»
Цель игры: Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Программные задачи: Создать атмосферу праздника, веселого...