Татьяна Величко
НОД в подготовительной группе «Детство необычного мальчика Антоши Чехова в обычном городе» — мероприятие ко Дню рождения Чехова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Детство необычного мальчика Антоши Чехова в обычном городе»
.
Основной вид деятельности: социально-коммуникативное развитие.
Цель: знакомство с детством знаменитого писателя Антона Павловича Чехова и городом Таганрогом XIX века.
Задачи:
образовательные
1. Формировать элементарные представления об истории родного города Таганрога через знакомство с жизнью Антона Чехова.
2. Познакомить с Таганрогом ХIХ века, достопримечательностями, связанными с именем Чехова, сохранившимися и не сохранившимися до наших дней.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Детство необычного мальчика Антоши Чехова в обычном городе“ — мероприятие ко Дню рождения Чехова» размещена в разделах
- День Именинника. Дни рождения детей в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
3. Рассказать о детстве Чехова, проведенном в Таганроге.
4. Упражнять в умении составлять описательный рассказ по картине; придумывать предложения с заданными предлогами если, когда, потому что ; активизировать в речи употребление сложных предложений.
5. Закрепить знания о деньгах; закрепить умение устанавливать соответствие между монетами и числами (до 6 рублей).
развивающие
1. Развивать творческое воображение, речь, память.
2. Развивать познавательный интерес при изучении истории родного края.
воспитательные
1. Воспитывать желание говорить грамотно, правильно, красиво.
2. Воспитывать любовь к родному краю, городу, а так же гордость за свой город.
Оборудование:
• изображение А. П. Чехова;
• изображение домика Чеховых, лавки Чеховых, Вознесенского собора;
• картинки небольшого размера (10*15 см)с изображением домика Чеховых, лавки Чеховых, Вознесенского собора и гимназии Чехова для игры «Найди пару: Таганрог Антоши Чехова»;
• перышко для игры «Перышко»;
• книги А. П. Чехова «Каштанка», «Белолобый».
• магнитная доска.
Интеграция содержания образовательных областей: Познавательное развитие (ФЭМП, Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, Коммуникация.
Предварительная работа: рассматривание картин с достопримечательностями города Таганрога, связанных с жизнью Чехова; знакомство с рассказами Чехова «Каштанка», «Белолобый».
ПЛАН:
I. Организационный момент – сосредоточить внимание на предстоящей работе, эмоционально настроить на работу.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы – создание проблемной ситуации, обсуждение и высказывание разных идей.
2. Упражнение «Опиши картину» - развитие умений составлять рассказ по картине:«Домик Чеховых», учить эмоционально передавать настроение работы.
3. Рассказ о семье Антоши Чехова – воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя.
4. Беседа «Семейный вечер» - учить сравнивать особенности семейного уклада ХIХ века и современной семьи, принимать участие в диалоге.
5. Физ. минутка: игра ХIХ века «Перышко».
6. Беседа «Учеба и отдых гимназистов» - продолжать учить отвечать полным ответом на вопрос; использовать в составлении предложений союзы потому что, если, когда.
7. Воображаемые ситуации «На рыбалке: рыбка большая или маленькая?»; «Птицы в роще» - развивать воображение, учить решать несложные логические задания.
III. Итог занятия: игра «Найди пару: Таганрог Антоши Чехова» - закрепление и повторение знаний о достопримечательностях города.
Ход деятельности:
I. Организационный момент – сосредоточить внимание на предстоящей работе, эмоционально настроить на работу.
В о с п и т а т е л ь:
Здравствуйте, ребята! Сегодня 29 января 2015 года. Посмотрите, какой это хороший ясный зимний день. Солнышко нам ласково улыбается – а для этого есть хороший повод. Хотите узнать что это за повод?
Устраивайтесь поудобнее – я предлагаю совершить путешествие во времени.
(Д е т и: принимают предложение к деятельности; задают вопросы о предстоящих событиях).
II. Основная часть.
В о с п и т а т е л ь:
Посмотрите на портрет известного писателя Антона Павловича Чехова – он родился в нашем городе Таганроге 155 лет назад 29 января 1860 года и здесь провел свое детство.
- Как вы думаете, 150 лет назад детство ваших ровесников проходило так же как и у вас?
- В какие игры они играли?
- А изменился ли наш город за эти годы?
- Все ли дома и постройки могли сохраниться до наших дней?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте познакомимся с мальчиком Антошей поближе, а для этого совершим путешествие в мир детства писателя; погуляем по Таганрогу XIX столетия, поиграем в игры, в которые играл маленький Антоша и попытаемся понять каким был наш город.
Для этого нам с вами надо крепко закрыть глазки и представить, что мы из 2015 года перенеслись в 1860 год.
(Д е т и: высказывают разные мнения о Таганроге ХIХ века и детстве ровесников).
В о с п и т а т е л ь:
Мы в старом Таганроге. И первая картина – это Домик Чехова - маленький белый домик с зелеными ставнями, уютно расположившийся недалеко от моря на улице Полицейской. Именно в этом домике и родился маленький Антоша.
- Кто слышал сегодня такое название улицы? – (не слышали).
- Верно. Сегодня эта улица носит имя Чехова. Слышали такое название? – (да).
- А вот интересно как выглядел домик той эпохи? Опишите этот домик.
(Д е т и участвуют в беседе, отвечают на вопросы, рассматривают и описывают изображенный на картине домик: домик издалека кажется волшебным, необычным, похож на маленький домик из сказки).
В о с п и т а т е л ь:
Давайте подойдем поближе к домику заглянем в маленькие окошки и познакомимся с большим и дружным семейством Чеховых. Глава семьи – Павел Егорович Чехов - человек строгий, но справедливый.
Жена Павла Егоровича – Евгения Яковлевна, мама Антоши – женщина добрая, отзывчивая. Антоша – третий ребенок в семье, поэтому в маленьком домике становится тесновато. Маленького Антошу крестят в ближайшем к дому соборе. - Вознесенском.
Собор очень красивый, величественный, но к сожалению, не сохранился до наших дней. Он считался самым красивым, потому что внутри собора было много позолоты, он был украшен драгоценными камнями. Но его изображение запечатлено на старинной картине.
(изображение Вознесенского собора)
Время шло быстро, и Антоша привыкал к строгому укладу в семье.
- Как вы думаете, как проводили время мальчики вместе с мамой по вечерам? Что им мама рассказывала на ночь? - (сказки).
- Любил ли Антоша сказки?
О т в е т ы д е т е й.
В о с п и т а т е л ь:
Кроме того, отец семейства тоже находил время, чтобы побыть со своими мальчиками. Что же делал Павел Егорович? Он читал своим детям Библию - повествование о жизни Иисуса Христа, и Антоша с замиранием сердца слушал эти рассказы.
- Как ваши родители проводит с вами время вечером?
(Д е т и: рассказывают о своих семейных вечерах, сравнивают свой досуг с родителями и старинный уклад жизни).
Днем Антоша с братьями выходили на улицу. Зимой мальчики играли в снежки, в теплое время года играли в подвижные игры. Одной из самых любимых игр была «Перышко».
Физ. минутка: игра ХIХ века «Перышко».
Описание игры: ладошки сложить лодочкой и передавать перышко друг другу в лодочку с помощью дыхания, не помогая руками; игра заканчивалась, если перышко упало. Зрители говорят «лети, лети, лети». Давайте поиграем в эту игру.
В о с п и т а т е л ь:
Через некоторое время семья Чеховых переезжает в другой дом. Посмотрите на старинное изображение и подумайте – видели ли вы у нас в городе это здание?
(изображение лавки Чеховых)
Этот дом сегодня хорошо сохранился и мы его знаем как Лавка Чеховых. На втором этаже проживало семейство, а на первом этаже была лавка, в которой продавались разные товары: сахар, духи, мыло, крупы.
Дети помогали родителям, маленький Антоша помогал отцу в лавке, ему приходилось знать цену разных товаров. Он вел книгу доходов и расходов.
- Есть ли отличия между вашим детством и детством Антоши Чехова?
О т в е т ы д е т е й.
В о с п и т а т е л ь:
Но наступает время, когда Антоша поступает в мужскую классическую гимназию, которая считалась престижной. Сейчас гимназия носит имя Чехова, в ее здании располагается музейписателя. Многие постройки XIX столетия не сохранились до наших времен, многие – изменились.
(изображение гимназии Чехова)
-Как вы думаете, легко ли было учиться в школе и помогать отцу? – (сложно).
В о с п и т а т е л ь:
Хоть Антон и был талантливым ребенком, но отличником он не был, потому что уроки делал наспех, чтобы помогать своему отцу.
Еще дети любили играть в лото, и участвовать в маленьких постановках-драматизациях сказок.
Кроме того, наш город славится Азовским морем. В порт приходили суда с разными товарами, и мальчишки иногда помогали их разгружать. Ведь раньше угощения стоили очень дорого, а семья жила не очень богато.
- Как вы думаете, могли родители часто баловать детей сладостями? - (нет).
В о с п и т а т е л ь:
Детям хотелось сладкого, но получали они угощение по большим праздникам. А за помощь при разгрузке корабля детям давали конфеты, лимоны или мандарины. Так ребята зарабатывали себе сладости.
(Д е т и: слушают, обсуждают и высказывают самостоятельные суждения; составляют предложения с заданными предлогами).
Но дети не только трудились и учились, они находили время и для отдыха. Они любили ходить на море. Но папа запрещал, а мама в тайне от мужа, разрешала бывать на море. Мальчишки ходили не только купаться.
Что еще могли делать мальчики на море? - ловить рыбу.
Антон с братьями был заядлым рыбаком. Антон чаще всего возвращался домой с уловом. Он придумал необычную удочку с поплавком в виде человечков (толстый и тонкий человечки). Как только человечек-поплавок погружался под воду – значит клюнула рыбка.
- А как вы думаете, если человечек-поплавок погружался по пояс, то большая или маленькая рыбка попалась? – (маленькая). А если полностью погружался? – (большая).
О т в е т ы и р а с с у ж д е н и я д е т е й.
В о с п и т а т е л ь:
Где же еще могли проводить время мальчики Чеховы? Это роща Дубки. Раньше она находилась за чертой города, и добраться до нее можно было на лошади. Сейчас это микрорайон, застроенный многоэтажными домами. А в то время дети в роще ставили силки, ловили птичек и продавали на рынке по 2 копейки за штуку. Маленький кусочек шоколада стоил 6 коп.
- Давайте попробуем посчитать, сколько птичек надо было поймать и продать, чтобы купить шоколад? – (3).
(Самостоятельная деятельность детей по решению познавательных задач).
III. Итог занятия: игра «Найди пару: Таганрог Антоши Чехова».
В о с п и т а т е л ь:
А теперь вспомним о том, что мы сегодня узнали. Посмотрите на карточки с сюжетами нашего путешествия. С правой и с левой стороны картинки повторяются, их надо запомнить открыть одинаковые. Запомнили? Теперь карточки переворачиваю, а вы по памяти открываете одинаковые.
А теперь нам пора возвращаться в2015 год. Закроем глазки из 1860 года переносимся в 2015 год.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Что вы узнали нового о жизни детей того времени?
- Хотели бы вы жить в той эпохе?
О т в е т ы д е т е й.
В о с п и т а т е л ь:
В этом году мы будем праздновать 155 лет со дня рождения А. П. Чехова, нашего земляка. И каждый из нас гордится тем, что живет в этом городе, где родился известный во всем мире писатель. Чехов написал много произведений, в его творчестве есть произведения и для маленьких детей. Самые известные – «Каштанка», «Белолобый».
(Д е т и: рассматривают картинки с достопримечательностями, обсуждают какие сохранились и сегодня; сравнивают игры и времяпровождение детей ХIХ и ХХI веков).