«Глина и песок — такие разные и такие нужные». НОД на участке в подготовительной группе

Федоткина Галина Павловна
«Глина и песок — такие разные и такие нужные». НОД на участке в подготовительной группе

НОД в подготовительной к школе группе

«Глина и песок – такие разные и такие нужные»

(опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей

Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Эксперименты и опыты помогают развивать у детей мышление, логику, творчество, с помощью экспериментов можно наглядно показать и дать увидеть детям связи между живым и неживым в природе, найти ответ на вопросы: «как?», «почему?», «из-за чего?» и др.

И именно если ребенок прожил этот эксперимент (провел опыт самостоятельно или с помощью взрослого) и нашел ответ благодаря опыту, эти знание отложатся в сознании ребенка надолго.

Цель.

Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со свойствами песка и глины.

Показать их сходство и различие.

Отвечать аргументировано на вопросы педагога.

Развивающие.

Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.

Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Словарная работа.

«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» «кварц», «Барханы»

Оборудование

: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.

Пояснительная записка:

Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.

Материалы

: Емкости с песком, глиной (глина сухая и мокрая, лупы, сосуды с водой, пустые. Подносы с глиной, веера на каждого ребенка салфетки влажные, карта, таблица, карточки с условными обозначениями для таблицы

Ход

Педагог. Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а о чем мы будем на этом занятии говорить, узнаете, если отгадаете загадки.

Если встретишь на дороге –

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

она понадобится сразу.

(Дети отгадывают загадки.) (Глина)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже.

И он в стекле расплавлен даже.

(Дети отгадывают загадки. (Песок)

- Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (поднимаю крышку- колпак, на подносе две емкости с песком и глиной)

- А вот и образцы для исследования.

-Ребята, вспомните, ГДЕ ДОБЫВАЮТ песок и глину? И где используют (ответы детей)

В. : Я предлагаю вам, пройти квест, что это такое вы уже знаете. КВЕСТ - это игра где нужно выполнять определенные задания, ориентируясь по карте, и самое главное в конце квеста участников ожидает сюрприз.

Подсказка: наши задания будут связаны с экспериментами над песком и глиной, для того чтобы лучше узнать об их свойствах.

А все, что мы сегодня узнаем, нового об этих материалах, будем заносить вот в такую таблицу (демонстрирую таблицу).

С какого же задания нам начать наши исследования?

Что бы нам быть последовательными нам поможет карта- путеводитель

(читаем карту, следуем указанному месту)

Вот мы и добрались до первой лаборатории, которая называется

«Наблюдатели»

Предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории

- лабораториях нужно вести себя тихо,

- аккуратно обращаться с исследуемым материалом.

- нельзя пробовать песок и глину на вкус.

- нельзя кидаться песком

(1 стол) 1-я лаборатория “Наблюдатели”

Заносим «вывод» в таблицу после каждого опыта

Опыт 1. (Запах)

Предлагаю, понюхать песок и глину (Для безопасности материалы находятся в спец. емкостях закрыты крышкой с дырочками)

Какие материалы по запаху?

(Не имеют запаха.)

Ответы детей

Опыт 2. (Прозрачность)

На столе стоят 3 прозрачные емкости, 2 стакана с материалами и 1 пустой. Предлагаю, посмотреть сквозь пустой стакан вокруг себя, поинтересоваться видно или нет, затем воспитатель предлагает посмотреть через стакан с материалами, видно или нет (Нет.)

Ответы детей

Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

Ответы детей

Опыт 3. (Цвет)

Предлагаю детям, внимательно посмотреть, какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От частиц, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.)

Ответы детей

Опыт 4. (сыпучесть)

На столе два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину? (глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

Ответы детей

Опыт 5. (Состав)

Оборудование: лупы по количеству детей, 2 одноразовые тарелочки с материалами.

Из чего состоит песок, глина? Потрите песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)

Ответы детей

На этом этапе мы все занятия выполнили поэтому получаем следующую часть карты, которая поможет нам добраться до следующего задания, отправляемся дальше (достаю 2 часть карты, выясняя с детьми маршрут к следующему этапу).

(2 стол) 2-я лаборатория “Экспериментаторы”

Также как и в первой лаборатории, заносим «вывод» в таблицу после каждого опыта

Опыт 5. (Как материалы впитывают воду)

Как песок или глина дружат с водой? Наливаем воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Что происходит с исследовательскими материалами?

Ответы детей

Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.

Опыт 6. (Фильтрация)

Материал: воронки, губка, песок, глина, большие стаканы, земля.

Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда земли, В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать глины и так же налить грязную воду.

Ответы детей

(Вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода не очищается, а еще больше пачкается).

Вывод: глина не фильтрует воду, а загрязняет. Песок, очищает воду.

Опыт 6. (Сыпучесть)

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

Предлагаю детям

- Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину?

ответы детей

Вывод: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Опыт 7. “Ветер”.

Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.)

Создайте с помощью веера ветер и посмотрим, что происходит с песком.

(Дети берут веера, создают иллюзию “ветра”.)

Ответы детей

Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.)

В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

Рефлексия

(у доски с таблицей)

Вос-ль: Ребята, что мы с вами сегодня узнали?

Ответы детей

Что песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины.

– песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу,

- между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина – из мелких частичек, прилипших друг к другу.

Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Что воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Ребята, мы с вами провели все эксперименты удачно, каждый раз узнавая, что-то большее о наших материалах. Но у нас на карте еще одно не посещенное место. Если вам интересно, то можно отправиться и узнать, что там нас ждет?

(ответы детей)

Тогда, читаем карту и находим маршрут к загадочному месту.

(3 стол) «Стол Сюрпризов»

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Такие разные тарелки» в старшей группе Проектная деятельность в старшей группе по теме: "Такие разные тарелки" Продолжительность: краткосрочный. (15.10-26.10.2018г.) Тип проекта:.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД в ранней группе «Мы такие разные» Конспект НОД в ранней группе «Мы такие разные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная,.

Конспект НОД в старшей группе «Такие разные грибы» Конспект НОД на тему: «Такие разные грибы». Подготовила воспитатель Курпитко О. В. Тема: Такие разные грибы. Интегрируемые образовательные.

Конспект НОД в старшей группе «Такие разные осенние листья» Конспект НОД в старшей группе Тема: «Такие разные осенние листья» Задачи: Обучающие: Расширить представления детей об осени как времени.

Конспект занятия по рисованию «Такие разные зонтики» в подготовительной группе Конспект занятия по рисованию «Такие разные зонтики» в подготовительной группе. Цель: способствовать созданию условий для развития умений.

Конспект НОД для детей старшей группы «Такие разные соседи» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: старшая группа Цель НОД: познакомить детей с национальным многообразием сверстников.

НОД по аппликации в подготовительной группе «Такие разные дети на нашей планете» НОД по продуктивной деятельности (аппликация) в подготовительной группе. Тема: «Такие разные дети на нашей планете» Программное содержание:.

Знакомство детей с профессиями, которые нас окружают. Профтур «Такие нужные профессии»Знакомство детей с профессиями, которые нас окружают. Профтур «Такие нужные профессии» Чтобы познакомить детей с профессиями вокруг них и расширить кругозор, для детей нашей группы был разработан профтур «Такие нужные профессии».

Развлечение для разновозрастных групп детского сада «Такие нужные профессии» Вед: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мире профессий и узнаем, какие есть профессии. Я сейчас шла по детскому саду и встретила по пути.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Глина и песок — такие разные и такие нужные». НОД на участке в подготовительной группе
Опубликовано: 2 января 2019 в 22:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки