Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе

Маркова галина
Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

НОД в подготовительной группе по познавательному развитию

(приобщение детей к истокам народной культуры).

Изготовление народной тряпичной куклы «Кукла оберег»

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре.

Задачи: Образовательные:

• Расширить представление о народных куклах;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе» размещена в разделах

Познакомить детей с изготовлением народной куклы – «Желанницы»;

• Расширить словарный запас, познакомить со значением слова :оберег.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес к народному творчеству;

Развивать связную речь.

Развивать внимание, память, мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• Воспитывать эмоционально-целостное отношение к культуре и традициям.

Воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие

• Воспитывать патриотические чувства.

Материал к занятию: народные куклы : «Травница», «Мамушка», «Лоскутная кукла»,

Сундучок, лоскутки ткани. 20 штук, ленты, подносы, ножницы. Аудиозапись русских народных песен.

Деятельность воспитателя. Деятельность детей.

Ход НОД.

Хозяйка (воспитатель в русском сарафане) : Здравствуйте, детки, милые любимые. Добро пожаловать ко мне в избу, в светлую горницу. Как много гостей у меня сегодня. Гость на порог и хозяйке радость. В моей избе места для всех хватит. Проходите, ребятушки, поближе к столу (воспитатель подводит детей к столу, на котором лежит свёрнутый платок). Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?

Кто загадку отгадает,

Тот платочек раскрывает.

Загадка:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала делают куклы?

- Из всех ли материалов у нас в музее есть куклы?

- Посмотрите на современную куклу и на эти. А теперь, подумайте и скажите отличаются ли эти куклы друг от друга?

- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово «подручный» материал?

Правильно, который всегда под рукой.

Игра «Какая кукла»

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины.

- из дерева.

- из ткани.

- из соломы.

- из бересты.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте. ( показывает три куклы: лоскутную, «Мамку», Травницу»)

- Давным-давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях.

Кукла сидит во все стороны глядит.

• А у вас дома есть такие куклы? А какие куклы у вас есть дома?

• Да, мои куклы необычные, старинные.

• А, чем же мои куклы отличаются от ваших?

(они сделаны своими руками, из лоскутков, у них нет лица)

• А вы знаете, почему раньше куклам не рисовали лица (предположения детей)

• Да, интересные у вас предположения. Но оказывается

раньше, когда рождался в семье ребёнок, каждый мог принести ему в подарок-куколку. А ведь люди бывают разные: добрые и не очень, и душа у них разная. А ещё говорят «Глаза-зеркало души». Вот поэтому куклам и не рисовали лица,чтобы кукла не стала похожей на недоброго человека. Вот такие куклы и оберегали ребёнка с самого рождения и их поэтому называли – ОБЕРЕГАМИ.

• Прислушайтесь, какое интересное, новое слово - ОБЕРЕГ.

• На какое другое слово оно похоже? Попробуйте подобрать похожие слова. (беречь, оберегать)

• Да, вот какое интересное новое слово, а чтобы запомнить его получше – повторим все вместе -ОБЕРЕГ. (хоровое проговаривание)

• Вы догадались, почему таких кукол называли оберегами?

• Правильно, они оберегали человека, дом от зла, бед и разных неприятностей.

• Все куклы, которые я вам принесла тоже куклы-обереги, но они все разные.

(воспитатель просит передать куклу «Травницу»)

Кто мне может рассказать про «Травницу» (2-3 рассказа детей)

• Вы почувствовали, как она приятно пахнет?

• Как вы думаете, отчего оберегает кукла «Травница»? (предположения детей)

Да, такая кукла оберегает человека от болезней, как бы отгоняя своим целебным запахом все беды.

• А это другая кукла, как она называется?

• Кто нам расскажет про неё?

Кукла-оберег Мамушка считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери. Рода к последующим поколениям.

Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Она в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.

Вы ребята, молодцы, много знаете про кукол, я знаю, что вы уже мастерили своими руками лоскутных кукол. А сегодня я расскажу вам, про свою любимую куклу. Посмотрите, а вот эта кукла самая красивая,самая любимая моя кукла и называется она «Желанница». Как вы думаете, почему ей дали такое название? (исполняет желания)

• Скажу вам по секрету, что эту куклу я сделала сама и все желания, которые я загадала, уже исполнились.

• А вы хотите, чтобы ваши желания исполнялись?

• Тогда вам непременно нужно сделать такую куклу.

• Обратите внимание, из чего сделана эта кукла? (лоскутки ткани, нитки, разноцветные ленточки, бусинки) Как вы думаете, сколько лоскутков нам понадобится для изготовления такой куклы(2 лоскутка для туловища и рук и один яркий для фартука)

• Как вы считаете, из какого лоскутка мы сделаем туловище? (из большего)

Подумайте, как мы будем делать туловище?

(правильно, мы скручиваем ткань в трубочку)

• А трудно это сделать (ткань раскручивается)

А что надо сделать, чтобы ткань не раскручивалась? (перегнуть ткань)

• Вот мы перегнули ткань, а что же будем делать дальше? (обозначить голову нитками)

• Вот у нашей куклы оформилась голова и туловище. А чего не хватает нашей кукле? (рук)

• А как мы будем делать руки (также скручиваем ткань и на концах скрутки обозначаем нитками кисти рук) Молодцы!

• Вот видите совсем несложно сделать такую куклу.

• Вы не догадались, для чего у нашей куклы завязано столько ярких ленточек?

(предположения детей)

• Интересные у вас мысли. (желания) Раньше такая кукла «Желанница» была в каждом доме. Завязывали ленточку – загадывали желание и ждали когда исполнится.

• Посмотрите на моей кукле сколько ленточек, бусинок. Одно желание – одна ленточка. Видите, сколько кукла исполнила моих желаний. Но открою вам ещё один секрет – сбываются только добрые желания.

• А у вас есть добрые желания?

Тогда мы можем поиграть в игру «Загадай желание».

Я приглашаю вас встать в хоровод вокруг куклы «Желанницы».Возьмёмся за руки и пока музыка играет будем ходить по кругу, когда музыка перестанет звучать тот кто оказался напротив «Желанницы»,загадывает желание, но не лично для себя, а для всех нас.

• Не забыли, какие должны быть желания? Тогда я начну. (первое желание загадывает воспитатель – речевой образец)

(Дети играют и загадывают желания 3-4 раза)

• Я рада, что желания ваши очень хорошие, добрые. И если кто не успел загадать желание, то сможет это сделать, смастерив куклу «Желанницу».

• Приглашаю вас к столу. Посмотрите, у нас всё готово для того чтобы сделать куклу «Желанницу»?

Наберёмся терпения, а «где терпение, там и умение»

• Вспоминайте, какой лоскуток ткани нам необходим для изготовления туловища, рук?

(воспитатель осуществляет индивидуальный подход) (Фон – музыка)

Молодцы, ваши куклы готовы. Посмотрите, а на столах у нас порядок?

Ведь раньше большое внимание придавали чистоте и порядку в доме. В русской избе всегда был порядок. Будем и мы поддерживать эту традицию.

Уберём остатки ленточек и ниток на поднос,а ножницы поставим в стаканчики. Вот теперь и у нас порядок, а наши куклы ждут ваших желаний.

Закроем глазки, подумаем и загадаем желание.

Привяжем кукле ленточку и попросим её исполнить загаданное желание, только чтобы никто его не услышал…

Надеюсь, что ваши желания добрые, а такие желания всегда сбываются.

Вы не забыли, как называется ваша кукла? А как ещё её называют? (Ответы детей)

«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. Я предлагаю вам взять её домой. Я думаю, что ваши мамы и папы тоже захотят загадать свои самые добрые желания. И эта кукла будет оберегать вашу семью.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе
Опубликовано: 13 июля 2022 в 13:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Маркова галина (УИ 1521399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД