НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

Колесник Евгения Валентиновна
НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

Задачи:

1. Продолжать формировать представление о понятии «время».

2. Закреплять представления о видах часов.

3. Уточнять представления о стрелках часов, умение их различать.

4. Закреплять умение определять время с точностью до часа, до получаса

5. Формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов.

6. Уточнять представления о песочных часах.

Материал:

Демонстрационный: иллюстрация «солнце», стакан с водой, песочные часы (1 минутные, иллюстрация «огонь».

Раздаточный: разрезные картинки на тему «Виды часов» (настольные, наручные, электронные, вокзальные, будильник, настенные, макеты часов,

Ход:

В: Ребята, послушайте две загадки и отгадайте про что они:

Без ног, без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Д: Это время

В: Правильно. А что вы знаете про время?

Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.

В: А можно ли измерить время?

Д: Да.

В: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?

Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.

Д: Это часы.

В: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Подойдите к столам и соберите из разрезных картинок виды часов.

Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.

Д: У меня настольные часы, у меня наручные, у меня электронные, у меня вокзальные, и т. д.

В: Вот сколько часов придумали люди. Что есть у всех часов, кроме электронных.

Д: Циферблат и стрелки.

В: Расскажите мне о стрелках?

Д: Они разные. Одна длинная, называется минутная стрелка. Другая короткая, называется

часовая стрелка.

В: Какая стрелка движется быстрее, а какая медленнее?

Дети отвечают.

В: А теперь назовите мне время на своих часах, которые вы собрали из разрезных картинок.

Дети определяют время на часах с точностью до часа.

В: Сережа, а почему ты решил, что твои часы показывают ровно три часа?

Д: Потому что большая минутная стрелка стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре 3.

Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей.

В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам стихотворение «Шла корова», а вы будете на макетах часов устанавливать время, про которое говорится в стихотворении. Возьмите макеты часов.

Шла корова в полвторого (дети устанавливают стрелки на макете часов)

Жеребенка встретила в половине третьего (устанавливают стрелки на макете часов)

А котенка пестрого – ровно в полчетвертого (устанавливают стрелки на макете часов)

Козлика рогатого – в половине пятого (устанавливают стрелки на макете часов)

А теленка - несмышленка, озорного, дорогого

А теленочка корова повстречала в полвосьмого! (устанавливают стрелки на макете)

Уложила спать его только в полдесятого! (устанавливают стрелки на макете часов)

(Э. Мошковская)

В: Молодцы! Скажите, как вы располагали минутную стрелку на своих часах?

Д: ставили ее на цифру 6.

В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Часы».

В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так, …».) Игра проводится 3 раза.

В: А как вы думаете, как люди определяли время раньше, когда не было часов?

В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлого часов.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором изображено «солнце».

В: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тени от предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы (показывает картину): вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?

Д: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.

В: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стакан с водой.

В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает картинку). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?

Дети отвечают.

В: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.

Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные)

В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?

Д: Песочные часы.

В: Как они устроены?

Д: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

В: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка.

На песочных часах всегда отмечено за сколько минут высыпается весь песок. Где люди пользуются песочными часами?

Д: В больнице. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением огня.

В: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает картинку). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках, нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.

В: Люди придумали и другие будильники. О них я вам расскажу в следующий раз. А наше путешествие подошло к концу. Скажите о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили?

Дети отвечают.

В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из вас придумает новые часы, которых еще нет на свете.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ЗАДАЧИ: - Познакомить с историей часов; - Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;.

Фотоотчет. Образовательная тема «Птицы» в подготовительной к школе группеФотоотчет. Образовательная тема «Птицы» в подготовительной к школе группе Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, речевой, художественно – творческой.

Комплекс утренней гимнастики для подготовительной к школе группы Тема: «Морское путешествие». Цель: Организация оздоровления и физического развития детей. Задачи: • Формировать навык удержания правильной осанки. • Развивать мышечную.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова» Задачи: Образовательные: формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С. В. Михалкова; обогащать и систематизировать.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство».Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое Кубани» Задачи: - Познакомить с историей возникновения Кубани, вызывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, с их интересами. - Развивать.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Научись разрешать конфликтные ситуации» Конспект НОД в подготовительной к школе группе Воспитатель: Литвинова Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад №24» г. Рязань Тема: «Научись.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое часов» Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов. 1. Организационный момент Ребята, сегодня к нам на занятие пришли.

НОД для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое часов» ЦЕЛЬ. Воспитывать у детей интерес к работе часовщика, подвести их к пониманию: человек – преобразователь предметов, механизмов. СЛОВАРНАЯ.

Сценарий интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «На помощь Айболиту» Интегрированное занятие «На помощь Айболиту!». Цель (основная идея):организовать деятельность детей по усвоению ими знаний о Африке, содействовать.

Автор публикации:
НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 22:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет праздника «Яблочный Спас — яблочки припас»
«Яблочный спас – яблочки припас! » Фотоотчет праздника в младшей группе Сегодня малыши праздновали Яблочный спас, веселились и играли с яблочками. [ К...
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе для 5–7 классов
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ...
Фотоотчёт «Делаем сами — своими руками» из опыта работы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию поделки помогающие при оформлении развивающей среды в группе детского сада. Предметно-развивающая среда...
«Секрет из фольги» фотоотчет о традиции «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет. Традиция «Я дарю тебе общение»- 2. "Секрет из фольги" Сегодня к нам в гости мамочки пришли и с собой свой «секрет» принесли. - Вот вам,...
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1 имени А. М....