НОД в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы»

Наталья Федосеева
НОД в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы»

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» в подготовительной к школе группе

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

– обогащение словаря по теме – закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

– учить образовывать сложные прилагательные;

Коррекционно - развивающие задачи:

– упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;

– учить согласовывать существительные с прилагательными в творительном падеже;

– упражнять в употреблении предлогов в речи, в делении слов на слоги;

– формировать фразовую речь;

– развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание;

– развивать речевое дыхание, мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями;

Коррекционно - воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и оберегать зимующих птиц;

– воспитывать эмоциональную адекватность поведения на занятиях.

Ход НОД

I. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

– Назовите признаки зимы (наступили холода; вся земля покрыта снегом, воет вьюга, дует сильный, порывистый, злой ветер, лед замерз в реке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).

– Ребята, послушайте, кто-то стучит по дереву (слайд: дятел стучит по дереву, появляются картинки. Дети отгадывают по картинкам, что написано в письме)

Sos! Sos! Sos! Спасите! Помогите! Погибаем!

Логопед: – Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

II. Объявление темы занятия

Игра "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

Логопед: – Назовите, кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

– Ребята, как назовём их одним словом? (птицы) - Какие это птицы? (зимующие)

– Почему мы их называем зимующими птицами? (Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими).

Логопед: – Ребята, пойдём в сказочный зимний лес и поможем птицам.

Логопед: – На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком).

Упражнение "Метель".

Дети выполняют движения соответственно тексту:

Логопед:

Ух, ты, зимушка-зима, дети становятся на носочки и поднимают

Закружила, замела руки вверх, затем опускаются

Все дорожки, все пути – дети идут, высоко поднимая колени

Ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, дети идут быстрым шагом друг за другом

Друг за другом побежали.

– Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер, пощипывание щек

А в лесу гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, потереть ладошки друг о друга,

Ручки, ручки потирают. дышат на руки, произнести звук [у],

Нам мороз не страшен, похлопать руками

Вот как мы попляшем. потопать ногами, попрыгать

Логопед: – Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы. Давайте с ними поиграем (у каждого ребёнка птичка на ниточке).

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели, дети вправо посмотрели,

Птички влево полетели дети влево посмотрели

Птички вверх полетели дети смотрят вверх

И на веточку присели.

Птички посидели и вниз полетели. дети смотрят вниз.

Логопед: – Ребята, а сейчас подул сильный ветер, и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)

Логопед: – Ребята, синица, воробей ворона, дятел, сорока, голуби - это все зимующие птицы. Но есть еще птицы, о которых я сегодня хочу вам рассказать.

– Чтобы помочь нашим зимующим птицам, мы должны с вами узнать: где обитают зимующие птицы, как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам?

– Чем покрыто тело всех птиц? (перьями).

– Ребята, посмотрите внимательно на экран.

Голубь. – Как называется эта зимующая птица? (голубь). Какого цвета перья голубя? (серовато-сизого). Чем питается голубь? (крошками, зернами, корками хлеба, остатками пищи).

– Отгадайте загадку и узнаете, какая следующая птица к нам прилетит.

Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а все же птица. Воробей

Чик – чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей. – Ребята, а это какая зимующая птица? (воробей). Какого цвета перья у воробья? (коричневато-бурого цвета сверху и светлого снизу). Чем питаются эти птицы? (крошками от хлеба, зернами, ягодами, остатками пищи).

Ворона. – Разгадайте ребус, что это за птица?

– Правильно, ворона. Какого цвета оперенье у этих птиц? (туловище пепельно-серое, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные). Из чего делают свои гнезда птицы? (из веточек, соломы, палочек, перьев). Чем питаются вороны? (остатками пищи, корками хлеба, кусочками мяса).

Игра на развитие слухового внимания

«Воробей, ворона, голубь»

Мы – зимующие птички,

Городские невелички.

Мы зимуем в городе

На снегу и в холоде.

- «Гули-гули, чик-чирик!» –

Слышен птиц весёлый крик –

«Нас по голосу узнай,

Где сидим мы, угадай!»

– Ребята, а кто догадался, а это какая зимующая птица?

Сорока. Почему сороку называют "сорокой - белобокой"? (потому что у сороки бока белые). Чем питаются сороки? (зернами, семенами, корками, остатками пищи)

На экране появляется синица.

Синица. – Какого цвета у неё перья? (окрас серо-коричневый, белые щечки по бокам головы, желтая грудка). Если у синицы желтая грудка, то, как мы её назовем? (желтогрудой). Чем питаются синицы? (зернами, семенами, ягодами, семечками, салом, мясом).

– Разгадайте ребус, и вы узнаете, какая птица появится на экране.

Дятел пестрый. – Почему дятла называют "доктором леса"? (дятел поедает насекомых, различных вредителей, которые живут в коре деревьев). А что у дятла на голове? (красная шапочка). Чем питаются дятлы? (семенами еловых и сосновых шишек, достают личинки насекомых из-под коры.

– Ребята, зачеркните буквы, которые написаны 2 раза, а из оставшихся букв составьте название птицы. (Прочитай только чёрные буквы).

С О О Н Е П Г И П Р К Ь К

Снегирь. - А это какая зимующая птица? (снегирь). Какого цвета у снегиря грудка? (красного). А если у снегиря красная грудка, то, как мы его назовем? Снегирь какой? - красногрудый. Когда появляются у снегирей птенцы? (весной). Чем питаются снегири? (семенами, ягодами, почками растений).

Физминутка

Вот на ветке, посмотри, руками, как крыльями, хлопают по бокам

В красных майках снегири руками показывают грудку

Распустили пёрышки, делают мелкие потряхивающие движения

Греются на солнышке. рук, опущенных вдоль тела, присели

Головой вертят, повороты головой влево-вправо 2 раза

Улететь хотят. бегут по кругу, взмахивая «крыльями»

Кыш! Кыш! Улетели! тихо идут на свои места

За метелью! За метелью!

Логопед: – Ой, ребята, посмотрите, какое чудо произошло.

Игра "Один - много".

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один голубь - много голубей

Логопед: - Ребята, а сейчас я вам расскажу о зимующей птице, которая зовётся КЛЁСТ.

Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми сильными лапами. Главная отличительная особенность клеста – клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются, как это ни странно, зимой. Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

Логопед: – Ребята, а как человек зимой помогает птицам? (строит кормушки, подкармливает птиц)

Логопед: – Назовите родственные слова к слову кормушка (корм, кормить, кормилица, кормление).

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Мы кормушки смастерили сгибать пальцы на правой руке, начиная с большого

И к окошку прикрепили. сгибать пальцы на левой руке, начиная с большого

Будут птицы прилетать, разгибать пальцы на правой руке, начиная с большого

Корм клевать и щебетать. разгибать пальцы на левой руке, начиная с большого

Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи (употребление предлогов)

– Посмотрите внимательно на экран. Давайте поиграем в игру «Кормушка».

На экране будет появляться птица, а вы будете составлять предложения с маленькими словами. Дети комментируют действия, происходящие на экране.

Дятел летит к кормушке.

Снегирь сел на кормушку.

Синица качается над кормушкой.

Воробей спрятался за кормушку.

Сорока пролетает под кормушкой.

Игра «Рассели птиц по кормушкам» (деление слов на слоги)

На доске 3 кормушки, на которых 1 слог, 2 слога, 3 слога.

Логопед: – Ребята, давайте пригласим сюда зимующих птиц и угостим их вкусным обедом.

– Посадите птиц на свою кормушку. (дети делят названия птиц на слоги, и отправляют их на нужную кормушку).

Логопед: – Ребята, какие вы молодцы. Мы накормили всех зимующих птиц, спасли их от голода.

– А кормушки, которые смастерили ваши папы, мы повесим на деревья, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы.

Логопед: – Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Пошли на лыжах на свои места.

III Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)

- О ком мы беседовали? (о зимующих птицах).

- О какой новой зимующей птице я вам рассказала? (о клесте).

Дополнительный материал выучить с детьми

Физминутка

Зарумянились кустарники Пощипывают щеки

Не от утренней зари Покачивают головой

Это красные фонарики Показывают "фонарики"

Засветили снегири. Взмахи руками

Чистят перышки пунцовые, "Чистят перышки"

Воду пьют из родника. "Пьют воду"

Переливы бубенцовые Хлопают в ладоши

Нам слышны издалека!

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей Сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Загибать по одному пальчику

Две синицы, воробей,

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек. Ритмично сжимать и разжимать кулачки

Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите! (Птицы)

Публикации по теме:

«Зима. Зимующие птицы». ННОД по речевому развитию с использованием театрализации в подготовительной группе .

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по аппликации «Зимующие птицы. Снегири и синицы» в подготовительной группеКонспект НОД по аппликации «Зимующие птицы. Снегири и синицы» в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы». «Снегири и синицы» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
НОД в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 08:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. День ткани на МААМ

Очередной тематический день предлагается посвятить изучению незаменимого и многообразного материала, который окружает нас всюду. Это ткань. Приглашаем вас поделиться опытом интересных занятий с детьми,...

19 октября. Всемирный день балета

Сегодня все артисты и поклонники балета отмечают международный праздник, посвященный этому красивому виду сценического искусства.  Во Всемирный день балета проходят интернет-трансляции с репетиционных...


Горячие темочки