МААМ-картинки

НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»

Людмила Левенчук
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»

НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты» .

Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Задачи:

- приобщить детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям;

- развивать познавательный интерес, речевую активность, память, мышление, художественное восприятие и воображение;

Публикация «НОД в средней группе по познавательному развитию „Жизнь народа ханты“» размещена в разделах

- воспитывать уважение к жизни народов ханты и манси.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материал: карта ХМАО, поделки «Ханты у чума», «Хантыйское стойбище», следы животных, иллюстрации с изображением животных, презентация, кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы-закрутки.

Предварительная работа: разучивание ребенком стихотворения «Ставит чум моя семья», чтение хантыйских сказок и разучивание игр народа ханты, чтение книг В. Борисова «Буся наследил», В. Бианки «Снежная книга», учились распознавать следы таежных животных и птиц, знакомились с национальным орнаментом, проводили беседы о родном крае и жизни коренных народов севера ханты и манси.

Ход НОД

1. Оргмомент. Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь улыбнемся нашим гостям, а гости улыбнутся нам. Я рада, что у всех сегодня хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.

(Дети садятся на стульчики около интерактивной доски).

2. Раскрытие темы.

Воспитатель:

-Сегодня мы будем путешествовать по нашему краю. Ребята, как называется наш край, где мы живём? (Ханты-Мансийский автономный округ) (Слайд 1) Почему он так называется? (Потому что здесь издавна живут народы ханты и манси).

Воспитатель: А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра, Югория)

- Как называется главный город Ханты - Мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск. (Показывают на карте округа)

Ребята, а как же называется наш город?

Дети: Покачи. (Слайд 2 Показывают на карте.)

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, почему наш город так называется?

- Потому что здесь, где мы живем, на месте нашего города была раньше тайга и жили ханты рода Покачевы. Потом прилетели нефтяники и стали добывать нефть, приехали строители и стали строить дома, а ханты Покачевы ушели жить дальше в тайгу. В память о них, их фамилии, наш город называется Покачи.

- А сейчас я хочу пригласить вас в путешествие на хантыйское стойбище в тайгу. А чтобы нам было веселее, отправимся туда под звуки хантыйской музыки. (Дети встают и проходят к поделкам-моделям, изображающим жизнь хантов. Садятся.).

- Вот мы и пришли в стойбище и поговорим сегодня о том, как живут ханты.

(Девочка в хантыйском наряде рассказывает стих).

Чум

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки.

Ребята, скажите, как называется жилище хантов? Правильно, чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему ханты живут в чумах? Потому что ханты пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, где есть корм, а чум такой дом, который можно быстро разобрать, перевести на другое место и снова поставить.

- А как называется эта постройка? (Лабаз) Для чего он нужен?

- Ребята, как вы думаете, куда может собираться глава семейства? Давайте представим, что на охоту. Что он сделал? (Запряг оленя в нарты, взял длинный шест хорей, для чего? Что ему надо еще с собой взять (Лук и стрелы, ружьё с патронами, охотничий нож). На кого охотятся ханты в тайге? (Кабан, лось, медведь, лиса, волк, заяц, белка, глухарь, тетерев, куропатка). Мы с вами тоже отправимся в тайгу на охоту в тайгу. (Дети встают и проходят в спальню). Вот лесная поляна. На ней много следов. Каждый охотник должен уметь читать на снегу следы зверей и птиц. Давайте разгадаем, кто здесь был? Какие звери и птицы? (Соотносят след и животное). Молодцы! А следов какого зверя вы не увидели? (Почему) Пальчиковая игра «Медведь в берлоге крепко спит».

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Скажите, какие игры детей народа ханты вы знаете (Ответы) Давайте поиграем в игру, связанную с охотой. Может кто-то догадался какая это игра? («Охотники и куропатки»).

3. Физминутка. Проходит игра.

- А сейчас пора возвращаться к чуму. Скажите, чем еще занимались мужчины ханты? (Рыболовством). Чем ханты ловят рыбу? (сетями, мордой). Какую хантыйскую игру мы знаем, связанную с ловлей рыбы? («Рыбаки и рыбки») Чем в ней рыбаки ловят рыбок? (Сетью). Молодцы!

Ханты очень трудолюбивый и честный народ. Всегда помогают друг другу.

Они очень бережно относятся к природе и добывают столько рыбы, зверя и птицы, сколько необходимо семье для пропитания.

- А еще чем занимаются мужчины ханты? (Оленеводством).

– Что дает олень хантам? (Мясо, молоко, рога, шкуру).

- Что делают из рогов? (Вешалки, ручки ножей и палок, пуговицы).

- Как используют шкуры оленей? (Покрывают зимой чум, шьют зимнюю одежду и обувь).

-Кто шьёт одежду и обувь для всей семьи (Женщины) Чем ещё занимаются женщины (Собирают ягоды и кедровые шишки, пекут хлеб, готовят обед, занимаются детьми).

- Олени для хантов еще и транспорт. Оленя запрягают в нарты едут на рыбалку, охоту, в город за продуктами и по другим делам, в соседние стойбища. На праздниках проводят соревнования погонщиков оленей – каюров.

-Ребята, скажите, как называется игра, которую придумали дети, когда смотрели на соревнования оленьих упряжек. («Каюр и олени».) Правильно.

- Сейчас нам пора покидать хантыйское стойбище и возвращаться обратно. И проедем мы на оленьих упряжках, но не на перегонки, а друг за другом спокойно. (Дети вместе с воспитателем тройками «едут» к стульчикам у интерактивной доски, садятся)

Ребята, мы уже знаем, чем занимаются взрослые ханты. Как вы думаете, что же делают хантыйские дети? (Просмотр презентации «Игрушки и занятия детей хантов». Дети любят слушать и читать сказки. (Какие хантыйские сказки вы знаете) Мальчики делают лук и стрелы и учатся стрелять из лука, вырезают из дерева игрушечных оленей, мастерят маленькие нарты, лыжи, облас, ловить рыбу. Дети учатся кататься на лыжах…

Девочки помогают мамам по хозяйству, заботятся о мдадших детях, делают куколки-закрутки и куклы Акань, девочки постарше учатся шить, плести украшения из бисера, украшать одежду орнаментом (узорами). Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови узор». Смотрите внимательно!

- Назовите, что это за узор? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами как хантыйские девочки попробуем смастерить куклу-закрутку). И гости нам в этом помогут. (В ходе работы вспоминают, что лица у хантыйских кукол нет). Но сначала сделаем небольшую зрительную гимнастику, чтобы отдохнули наши глазки.» («Светофор», «Крылья бабочки»).

Дети с помощью взрослых под руководством воспитателя делают куклы.

- Молодцы! Какие красивые куколки получились!

- Ребята, вы очень хорошо сегодня отвечали. Спасибо вам! Наше занятие окончено, а куколки-закрутки я вам дарю в память о нашем путешествии.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия» Программное содержание:Образовательные:Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с родами войск,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группеКонспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группе Цель: уточнение представления детей о нашей армии. - познакомить с родами войск, военными профессиями; - учить самостоятельно рассказать.

Конспект ОД по познавательному развитию «Жизнь диких животных осенью» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

ОД по познавательному развитию в средней группе «Колобок в зимнем лесу» ОД по познавательному развитию в средней группе «Колобок в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое.

Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе «Овощи»Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе «Овощи» Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 20:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД