МААМ-картинки

НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по картине «Поздняя осень»

Ирина Будылева
НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по картине «Поздняя осень»

Задачи: активизировать словарь детей по теме «Осень»; закрепить знания детей о характерных признаках осени; упражнять в умении образовывать прилагательные от наречий; закреплять навык правильного согласования числительных с существительными, умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде. Продолжать развивать силу выдыхаемой воздушной струи и силу голоса, умение показывать различные эмоции. Формировать монологическую речь детей. Развивать вербальную память, внимание.

Словарь: пасмурное, серое, моросящий, долгожданная, поздняя; опали, улетели.

Публикация «НОД в старшей группе компенсирующей направленности „Составление рассказа по картине „Поздняя осень“» размещена в разделах

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание картин русских художников и чтение стихотворений русских поэтов об осени.

Материал: кукла «Шуршик», осенние листья из картона (березовые, дубовые, кленовые) – фишки, осенние листочки на нитке, картинки-символы, сюжетная картина «Поздняя осень».

Ход:

1. Организационный момент.

Игра на развитие эмоций.

Логопед: - Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Да, а осенью часто идут дожди. Представьте, что на улице идет холодный дождь и вам нельзя идти гулять, вам будет грустно? Покажите как вам грустно. (Дети показывают грусть). Но вдруг вышло солнышко и можно гулять, все дети обрадовались. (Дети показывают радость).

2. Введение в тему:

Логопед: - Ребята, сегодня из леса к нам в гости пришел гость: старичок-лесовичок. Его зовут «Шуршик», он принес вам из леса много разных предметов и предлагает с ними поиграть.

Логопед: Шуршик сказал, что листочки в лесу уже все опали, он их повесил на ниточку и предлагает подуть на листочки.

Логопед достает из корзинки листочки на ниточке. Проводится игра на развитие дыхания «Подуй на листочки».

- Все листья в лесу лежат на земле и, когда идешь по опавшим листьям, то они шуршат. Проводится игра на развитие силы голоса «Листья шуршат» Дети произносят звук «ш» громко и тихо.

3. Логопед: - Шуршик предлагает вам поиграть в игру: «Какая осень. За каждый правильный ответ вы будете получать листочек-фишку.

- Если осенью тепло, то осень (какая) — тёплая,

холодно — холодная

рано пришла — ранняя

пасмурно - пасмурная

сыро - сырая

ветрено – ветреная

солнечно — солнечная

дождливо — дождливая

все листья золотые — золотая

хмуро — хмурая

ненастно — ненастная

долго ждали — долгожданная

поздно пришла - поздняя

4. Поиграть в игру «Кто больше?»

Осенью листья (какие) - жёлтые, красные, зелёные, осенние.

Солнце (какое) —холодное, неласковое, тусклое.

Небо (какое) - серое, хмурое, пасмурное.

Ветер (какой) — сильный, холодный, порывистый.

Дождь (какой) — мелкий, холодный, сильный, моросящий.

5. Физкультминутка.

Игра: «Рисуем осень».

Логопед: - Мы с вами превращаемся в художников, и будем рисовать осень, но не красками и карандашами, а своими руками.

Мы рисуем серое, хмурое небо.

(Дети поднимают руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо - влево).

Мы рисуем мелкий, моросящий дождь.

(Дети хаотично двигают пальцами, опуская руки вниз до самого пола).

Мы рисуем большие холодные лужи.

(Дети наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги»).

Логопед: - А теперь, ребята, я предлагаю вам показать «Театр пальчиков и языка». Мы покажем рассказ «Поздняя осень»

«Поздняя осень». Логопед рассказывает, а дети показывают движения.

1. Сегодня весь день идет дождь.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев

постучать по столу.

2. Сильный холодный ветер раскачивает деревья.

Язык попеременно то в левом уголке губ, то в правом. Сложенные

вместе ладони наклоняются то вправо, то влево синхронно с языком.

3. Кружатся в воздухе желтые листья.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные

пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

4. Большие грязные лужи на асфальте мешают прохожим.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу,

ладони повернуты вверх.

5. Люди, прячась под зонтами, спешат домой.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка зонта (указательный палец). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на

«ножке» ладонь).

6. Только воробьи никуда не спешат, они прячутся от дождя под крышей

беседки.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук «домиком».

6. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздняя осень»

Логопед: - Мы про позднюю осень уже сказали много слов, показали движениями, а теперь я предлагаю придумать рассказ по картине. (Логопед выставляет сюжетную картину «Поздняя осень»). Как вы думаете, про что мы будем рассказывать? (Про солнце).

а) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением солнца.

-Что мы скажем про солнце поздней осенью? (Оно светит, но не греет).

б) Выставляется картинка со схематичным изображением ветра. Что можно сказать про ветер поздней осенью? (Дует холодный сильный ветер).

в) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением осенних листьев. (Все листья уже опали).

г) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением деревьев и кустарников. (Деревья и кустарники стоят голые)

д) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением дождя.

(Идет холодный, моросящий дождь).

е) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением снежинки. (Поздней осенью часто выпадает снег).

ж) Логопед выставляет картинку со схематичным изображением одежды.

(Люди надевают теплую одежду).

Несколько детей составляют рассказ по картине, опираясь на картинки-символы.

7. Итог. - Ребята, вы набрали уже много листочков – фишек. Давайте их посчитаем. Надо будет сказать сколько всего листочков и каких. (Например : у меня пять листочков: два березовых, два дубовых и один кленовый).

Дети, Шуршику очень понравилось, как вы рассказывали и он дарит вам призы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Варенье»Дидактическая игра «Варенье» Задачи: 1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными; 2. Формировать лексико - грамматические категории: образовывать.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи Тема: «Ранняя осень». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Активизировать и обогащать словарь по теме. 2. Учить детей образовывать существительные с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по картине «Поздняя осень»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 21:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД