Получи документы

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Мы родом из Донского края»

Анна Провоторова
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Мы родом из Донского края»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи:

Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Приобщать дошкольников к культуре Донского края.

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: здорово ночевали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.

Публикация «НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Мы родом из Донского края“» размещена в разделах

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Ход занятия:

Давайте поприветствуем наших гостей по-казачьи.

Здорово ночевали! (Слава богу)

Воспитатель:

Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы. Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)

-Это не просто земля – это наша родная земля. «Своя земля и в горсти мила»

-А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)

- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?

(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).

- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.

- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.

Игра «Найди флаг»

Воспитатель:

- Что означают цвета на флаге?

Все:«Сверху – неба синева

Середина – цвет пшеницы

Вместе с рожью колосится

Самый нижний – красный цвет

Цвет сражений и побед!»

- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки)

-Что означает слово «казаки»? (вольные)

-А кто командовал казаками? (атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)

- А как называли свой дом казаки? (курень)

- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)

Воспитатель: В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.

Загадки:

1. Возле печи не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)

2. Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля, а… (чугунок)

3. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)

4. Лохматый казак, посередине ушак.

По двору ходит, порядок наводит (веник)

5. Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)

6. Не казак, а с усами.

На 4-х ногах, а не конь.

Песни распевает каждые его знает (котёнок)

7. Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. А что обычно хранится в сундуке у казаков?

Дети: Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.

Воспитатель:

В хате здесь сундук стоит.

Что же он в себе таит?

Его так просто не открыть.

Нужно ласково попросить.

Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспитатель открывает сундук).

Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную. А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ). У казаков на штанах вшивалась красная окантовка (лампасы). Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава. Для пышности костюма носили нижние юбки.

Воспитатель: Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывал с детства. Невозможно представить казака без коня, который является ему другом.

- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)

Воспитатель: Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?

Дети:

1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.

2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.

3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.

4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.

Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.

Игра «На коне»

Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?

Дети: «Любо!»

Игра «Забытые слова»

Слова: Атаман -командир; рушник -полотенце; курень- дом; балахон-платье; нагайка -плётка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; отец – батя; говорить – гутарить; ведмедь – медведь горница – комната; плетень – забор;

Входит казак

Казак: Здорово дневали, земляки!

Все: Слава Богу!

Казак: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?

Ребё нок 1: Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.

Ребё нок 2: Они любят свою Родину и готовые ее защищать.

Ребё нок 3: Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.

Казак: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о нагайке написал такие слова:

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку.

В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.

Показ презентации Фланкировка

Воспитатель: А наши казачата тоже ловкие, а ещё они умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!

Песня «Эх, казачата»

Казак: Любо, казачата, любо! В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

Ребё нок 1: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

Ребё нок2: К отцу и матери обращались только на «Вы».

Ребё нок 2: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.

Казак: А вы знаете какие - нибудь казачьи блюда?

Ребё нок1: У нас в реке Чир водилось много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.

Ребё нок 2: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,

Ребё нок 3: Варили компот из сухофруктов - узвар называется.

Ребё нок 4: Вареники с творогом, картошкой.

Раз вы такие смелые, ловкие да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке кислую лапшу. Дети проходят за стол). Только есть, вы будете по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!

Все: С богом!

Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни.

Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…

Все: Донского края!

Дети: До свидания, люди добрые!

Дети уходят.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Водоёмы вологодского края» Цель: формирование основ экологического воспитания через знакомство с водоемами Вологодской области Задачи: • Сформировать представления.

Конспект занятия «Лес — богатство нашего края» в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Лес — богатство нашего края"Цели: Формировать представления.

Конспект музыкального занятия «Я родом из Донского края» Ход занятия. (под музыку «Донские казаки» выходят дети, казак и казачка держат каравай с солью). Дети: - Здорово дневали хозяйка!- (кланяются).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой Челябинск» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Мой Челябинск"Составила: воспитатель МБДОУ «ДС № 375 г. Челябинска».

ООД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья нашего края» в старшей группе Форма организации: групповая совместная деятельность Тема: «Деревья нашего края» Цель: дать представление о деревьях и их строении. Задачи:.

ООД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия — строитель» в старшей группе Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Задачи: образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о строительных.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми»Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в в старшей группе «Игры во дворе» Занятие в в старшей группе Цель: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. Задачи: Обсудить возможные опасные.

Автор публикации:
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Мы родом из Донского края»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 18:03
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД