Папки-передвижки

НОД в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие по реке Енисей»

Ускова Светлана
НОД в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие по реке Енисей»

Цель: Воспитание у детей патриотических чувств путём приобщения к историческим и культурным ценностям Красноярского края. Воспитание любви и уважения к своей малой родине. Создавать условия для развития познавательных и творческих способностей в ходе занятия.

Задачи:

1. Образовательные

Расширить, углубить и систематизировать знания детей о родном крае, о значении реки для людей. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитательные

Публикация «НОД в старшей группе с использованием регионального компонента „Путешествие по реке Енисей“» размещена в разделах

Воспитывать любовь к родному краю. Учить видеть красоту природы родного края. Вызвать чувство гордости, что живёшь на берегу могучей сибирской реки. Вызвать желание заботится и беречь родную природу.

3. Развивающие

Стимулировать и развивать речевую активность детей. Развивать связную речь детей, обогатить их словарь. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя. Формировать коммуникативные навыки.

Формы работы с детьми:

- Игра - путешествие,

- дидактические игры,

- беседа,

- ситуативный разговор.

Оборудование:

- Для презентации: экран, проектор, ноутбук;

- кисет с землей;

- проигрыватель;

- камушек, канат, кегли;

-бумага для рисования, цветные карандаши, восковые мелки.

Демонстрационный материал:

- презентации «Легенда о Енисее».

- карта Красноярского края;

- фотографии - значения реки для людей

- картинки с изображением морских и речных рыб

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций - слайдов, литературы о Енисее, Красноярском крае.

Планируемый результат: дети будут иметь элементарные представления о Красноярском крае, реке Енисей.

Ход занятия:

Воспитатель:

(Игра на общение, дети произносят слова)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Ребята, осмотрите группу. Не появилось ли у нас в группе что-то новое, не знакомое для вас. Предмет или вещь? Давайте сядем полукругом, и я расскажу об этой вещи. У меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу или в далёкие края люди брали с собой частицу чего-то, подскажу насыпали её в небольшой расшитый мешочек. Который называется кисет. И хранили кисет на груди у самого сердца, считая, что это придаёт человеку силы, помогает им вынести невзгоды, преодолеть трудности, оберегает от беды. Помогает легче переносить невзгоды. Подумайте, что ценное находится в моём кисете (если дети затрудняются воспитатель продолжает)

- Это земля. Это не просто земля, это наша родная земля. Земля на которой родился и рос, земля где живут твои родные, близкие, друзья. Где находится твой дом. Это частица малой Родины. (воспитатель обходит всех детей и показывает землю)

- В народе сложено не мало поговорок о родной земле. Вот одна из них.

Всякому мила родная сторона. Как вы её понимаете? (Мила — значит дорога. Дорога чем)

- Своя земля и в горсти мила.

- Родная землица и во сне снится.

Скажите, как называется край, в котором мы живём? Красноярский край. Значит какая у нас земля? Ещё нашу территорию называют Сибирью? Как тогда можно назвать нашу землю?

Послушайте замечательное стихотворение о нашем Красноярском крае.

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

В нашем крае много и лесов, и речек.

Родиной гордится каждый человечек.

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах соболи, лисицы,

Средь высоких елей сойки и синицы.

Величавых кедров в высь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

Скажите, как называется основная, могучая сибирская река, которая протекает по всей территории Красноярского края. Енисей. (показ на карте) Сбегая с южных Саянских гор, текут вниз по склонам небольшие прозрачные ручейки, соединяясь, они становятся речкой. По пути движения в неё впадают огромное количество рек и речушек. Такие как река Ангара, река Кан, Большой Пит, речка Мана, речка Кемь. И вот уже течёт, гремит и манит за собой полноводная, могучая река – Енисей. Несёт он свои воды в северное море. По берегам реки расположено множество сёл, деревень, городов. Больших и маленьких. Это хорошо видно на карте. Какие города края вы знаете? Такие как Саяногорск, Шушенское, Дивногорск, главный город Красноярского края, ещё говорят столица края, как называется? Красноярск. Далее на север я отметила наш город, который стоит на берегу Енисея. Как называется наш город? Лесосибирск. Ещё немного севернее на Енисее стоит старинный город Енисейск.

В каждом городе, селе живут и работают люди их называют по-своему, исходя от названия города или села. Например, в Лесосибирске живут кто? – Лесосибирцы, а в Красноярске как называют жителей города? В Енисейске? В Ачинске? В Дивногорске? В Северо-Енисейске? В Минисинске?

Всё в нашем крае связано с Енисеем. Народ очень любит свою реку-кормилицу. С уважением называют его Енисей-батюшка. (на доску выставляются картинки) Я схематично изображу реку Енисей, и мы будем выставлять на неё картинки, связанные с рекой Енисей. Мы сказали, что по реке расположено много городов и деревень. По берегам реки раскинулись богатые таёжные леса. Вдоль Енисея тянутся высокие горы. Впадают малые ручейки и речки. По Енисею ходят большие и малые корабли, пассажирские теплоходы, яхты. По реке сплавляют лес. На Енисее стоят крупные гидра-электростанции, которые вырабатывают электроэнергию необходимую для жизни людей. На берегу могучей реки люди любят отдыхать, загорать, рыбачить, играть в разные игры. Енисей славится своей красотой, силой, мощью. Это самая полноводная река в мире. В Енисее очень много рыбы. Как называется рыба, которая живёт в реке? (речная, пресноводная) Назовите рыб которые обитают в Енисее. Как называются рыбы, которые живут в море? (Морские) У меня на столе перепутались картинки с речной и морской рыбой. Помогите мне их разобрать? (воспитатель поочерёдно показывает картинки, а дети называют речная или морская)

Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите путешествовать? Как называют людей, которые любят путешествовать? (Ответы детей)

Туристы. Раз мы сегодня говорим о нашей могучей сибирской реке Енисей. Я предлагаю отправиться в путешествие пешком, по берегу реки. Не боитесь!

Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, речки, которые впадают в Енисей, высокие горы, поля, водопады. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг другу. Сможем? С собой не забудем взять кисет с родной землёй, она придаст нам силы и стойкости.

Звучит походная музыка, звук реки.

- Отправляемся!

(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в детском воображении упавшим в грозу деревом, переходят реку и огибают преграды (горы) взявшись за руки, подставляют ладони под струи водопада, умываются водой, делают дыхательную гимнастику "Давайте подышим свежим речным воздухом")

Воспитатель:

С собою взяли мы в дорогу землицы,

С милой стороны.

Хранит земля сокровищ много:

Легенд и сказок дорогих.

Хотите я расскажу вам одну сказку о Енисее?

Сядем прямо здесь на берегу реки. Сделаем небольшую остановку, как говорят привал. (на ковре) Отдыхайте и слушайте. (показ презентации по легенде)

(Рассказ сопровождается презентацией)

В нашей стороне сибирской, славен силой богатырской, жил да был Байкал седой с чистой, светлою водой.

Дочь, любимую растил, отдал ей не мало сил.

Дочь красавицей была, звали дочку Ангара.

Дочь жила забот не зная, но пришла пора такая,

замуж выдать Ангару, сваты будут по утру.

Затужила Ангара:

Чайка мимо пролетала Ангаре она сказала:

- В хребтах Саянских я бывала, над Енисеем пролетала.

Вот это стать, вот это ширь, но настоящий богатырь!

он прорвал кольцо Саян и стремится в океан.

- Лети же, чайка, поскорее, неси привет мой Енисею!

Крылом взмахнула чайка белым и к Енисею полетела.

Сказал красавиц Енисей:

- Давно мечтаю я о ней, красавице голубоглазой,

хоть не видал её ни разу.

Ещё сказал крылатой вестнице:

- Давно мечтаю с нею встреться!

Люблю её я всей душою, не согласится ли со мною

Бежать к простору - Океану?

Я ждать её на Стрелке стану.

Призыв тот чайка принесла.

Решила ночью Ангара без промедленья выйти в путь,

но как ей стража обмануть, что день и ночь её стерёг?

(Отец Байкал был очень строг)

Спасли красавицу девицу, младые речки, ручейки

скалу подмыли у реки (хоть малые они, но воды)

И вырвавшись тут на свободу, зов Енисея приняла

Байкала дочка - Ангара.

Байкал проснулся с спозаранку, и чтобы задержать беглянку

Швырнул огромнейший утёс и тот упал среди берёз.

Но Ангара всё ж убежала рассечь, успев крутые скалы,

хоть и слезами залилась до Стрелки всё же добралась.

- О здравствуй, милый Енисей! На свете нет тебя милей!

и нежно руки обнялись, навечно струи их сплелись -

зелёная и голубая.

Любовь свою оберегая, они резвятся на просторе

И дружно катят волны в море, и дальше в бурный океан.

А камень с именем Шаман,

Когда-то брошенный Байкалом, поведать нам бы мог не мало,

о тех далёких временах красавицах, богатырях,

но сказке подошёл конец.

а кто слушал, - молодец.

Я возьму на берегу камушек и поиграем с ним игру. Будем передавать его друг другу и называть слова о Енисее. Какой он? (могучий, неистовый, чистый, широкий, холодный, судоходный, красивый, великий, Енисей- батюшка).

Отдохнули пора нам в обратную дорогу, к родному дому (дети проделывают обратный путь с препятствиями в обратном направлении)

Вот мы и дома. В своей группе. Сегодня вы много узнали о родной реке. Скажите, что вы узнали сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что оказалось самым трудным.

Я очень люблю свою землю, свой город, свой край. Я горжусь, что родилась и живу на берегу могучей сибирской реки Енисей. Я люблю её красоту и богатства. Люблю отдыхать на её берегах. Я забочусь о том, чтобы её берега и вода были чистыми, чтобы в реке водилось много рыбы. Хочу, чтобы и вы любили свою землю. Гордились своей рекой, заботились о ней. Послушайте какие пронзительные строки написала поэт Светлана Гришина

Человек очень отдых любя

Загрязняет и губит тебя.

Кое-где стали воды мутны

Человек! Знай, виновен в том ты!

Ты забыл, что здесь рядом живёшь!

Ну, зачем как «в колодец плюёшь»!

Ведь тебе из неё ещё пить…

Твоим детям и правнукам жить…

Я кричу! Заклинаю людей!

Берегите все наш Енисей!

Сейчас, я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему "Енисей - великая река". В помощь вам послужат картинки о Енисее расположенные на доске. Мы из ваших работ сделаем выставку и пригласим родителей и детей из других групп посмотреть нашу выставку.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Автор публикации:
НОД в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие по реке Енисей»
Опубликовано: 6 марта 2021 в 17:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД